Дорога процессий Мардука
От ворот богини Иштар начинает свой путь на юг, к храму Мардука, знаменитая «Дорога процессий Мардука». Она шла также c запада на восток от берега Евфрата к главному святилищу Вавилона – Эсагиле. Общая ширина дороги – 24 метра. Из них 7,5 метра вымощено белыми плитами известняка и окантовано бордюром из темно-розовой брекчии. Пространство между мощеной частью дороги и стенами было залито черным асфальтом. На нижней грани каждой плиты можно прочесть надпись: «Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу паломников замостил я для процессий великого владыки Мардука каменными плитами. О, Мардук! О, великий владыка! Даруй вечную жизнь!…».
Рис. 8.9. Дорога процессий Мардука. Фрагмент
Дорога проходила как бы через каменный канал-шлюз. По обе ее стороны высились семиметровые стены, равномерно расчлененные башнями. По верху стен проходил массивный карниз с зубцами и полосы из покрытых многоцветными глазурями рельефных розеток.
Нижняя часть стен по обе стороны дороги украшена двумя ярко-синими лентами керамических панно. По ним разворачивалось шествие ста двадцати львов-охранителей – по 60 с каждой стороны дороги (рис. 8.9). Звери были двух расцветок – бело-желтые с темно-желтыми гривами и желтые с гривами красно-коричневого оттенка. Размеры оскаленных хищников близки к натуральным – более двух метров в длину. Наиболее вероятным прототипом этих животных можно считать персидского льва, ныне истребленного, – зверя бледно-желтого цвета с бурой или черной пушистой гривой. Фигуры шагающих хищников полны силы и экспрессии. Они выполнены в лучших традициях ассирийского искусства (Нимруд, Ниневия, Дур-Шаррукин). Вполне возможно, что эти фрески исполнены пленными мастерами из побежденной Ассирии.
4. Храм и святилище бога Мардука (Эсагила)
Издавна Вавилон считался на Востоке центром религиозной культуры. В нем было 53 храма, не менее 955 святилищ и часовен, 384 уличных алтаря и огромное число алтарей домашних. «Дорога процессий» вела от древней крепости города на юг, по направлению к важнейшей святыне – храму бога Мардука.
Святилище бога Мардука (Эсагила) включало огромный священный участок (около 16 га), обнесенный двойной стеной с 12 монументальными воротами (рис. 8.10). Прямо против главных (священных) ворот, выходивших на «Дорогу процессий», стояла знаменитая Вавилонская башня – огромный восьмиярусный зиккурат, носивший название «Дом основания неба и земли» (Э-теменанки).
Рис. 8.10. Культовый центр Вавилона. На переднем плане – храм Мардука (Эсагила),
на заднем – Вавилонская Башня (Э-теменанки)
К священным воротам примыкало два прямоугольных здания с множеством небольших одинаковых комнат вокруг внутренних дворов (возможно, гостиница). У южной стены помещались дома жрецов. Храмовый участок имел четырехугольную форму и был окружен массивной белой стеной с зубцами. Каждая сторона участка, согласно Геродоту, имела длину в две стадии. «Домом основания небес и земли» называли вавилоняне это святилище.
Сам храм Мардука располагался в южной части святилища, за пределами стен священного участка. Он являлся наиболее значительным культовым сооружением Вавилона. Состоял из главного здания (77×86 м), окруженного мощной стеной с выступающими бастионами, и еще большей по размерам позднейшей пристройки неизвестного назначения (рис. 8.11-а). Храм имел белые стены, черный цоколь и голубые («небесные») зубцы. Вокруг него росли стройные пальмы, дающие тень широкому двору. Внутри храма стояла огромная золотая статуя Мардука (рис. 8.11-б).
а б
Рис. 8.11. а – план священного участка Мардука (Эсагила); б – статуя финикийского бога Молоха (Кипр, сер. I тыс. до н. э.). Возможно, что приблизительно так выглядел и Мардук.
Перед статуей находился широкий золотой стол, скамейка для ног и трон, также золотые. Перед храмом был воздвигнут золотой алтарь. По словам Геродота, на изготовление всех этих изделий пошло 800 талантов (около 40 тонн) золота:
«Есть в священном храмовом участке в Вавилоне внизу еще и другое святилище, где находится огромная золотая статуя Зевса. Рядом же стоят большой золотой стол, скамейка для ног и трон – также золотые. По словам халдеев, на изготовление [всех этих вещей] пошло 800 талантов золота. Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь. Есть там и еще один огромный алтарь – на нем приносят в жертву взрослых животных; на золотом же алтаре можно приносить в жертву только сосунков. На большом алтаре халдеи ежегодно сжигают 1000 талантов ладана на празднике в честь этого бога. Была еще в священном участке в то время, о котором идет речь, золотая статуя бога, целиком из золота, 12 локтей высоты. Мне самому не довелось ее видеть, но я передаю лишь то, что рассказывали халдеи. Эту-то статую страстно желал Дарий, сын Гистапа, но не дерзнул захватить ее...».
Похищение статуи Мардука персами вавилоняне восприняли как символ политической гибели столицы. Все это говорит об огромном влиянии, которое оказывали вавилонские жрецы-халдеи на жизнь государства. Они, как правило, происходили из знатных семей, обладали безукоризненной внешностью (высоким ростом, красивым телосложением, лимитированным весом):
«В Вавилонии выделены особые поселения для местных философов, так называемых халдеев, которые занимаются преимущественно астрономией. Некоторые из них выдают себя за астрологов, хотя другие их не признают. Существует какое-то племя халдеев и даже область в Вавилонии, где они живут, поблизости от арабов и так называемого Персидского моря. Есть несколько родов халдеев-астрономов: одни называются орхенами, другие – борсиппенами и несколько других – разными именами; они делятся как бы на разные секты с различными учениями по одним и тем же вопросам. Математики упоминают некоторых из этих людей, например, Кидена, Набуриана и Судина. Селевк из Селевкии – также халдей, как и несколько других замечательных людей…» [Страбон, XVI, 1, 6] [63, C. 686].
С помощью предсказаний и гороскопов они влияли на политику государства – определяли благоприятные моменты для восшествия на престол» начало военных походов, составили календарь земледельческих работ. В связи с этим астрология стала могучим средством воздействия на умы вавилонян. Все это требовало от жрецов проведения систематических наблюдений за звездным небом. Астрономия достигла небывалых высот:
Рис. 8.12. Строительство Вавилонской Башни (гравюры Г. Доре и Ю.Ш фон Карольсфельда)
- вавилонские жрецы умели отличать звезды от планет; им были известны все планеты солнечной системы, кроме Нептуна, Урана и Плутона;
- была рассчитана эклиптика Солнца, выявлены основные зодиакальные созвездия; составлен лунный календарь, которым и в наши дни пользуются жители мусульманских стран и Израиля;
- месяц был разделен на 4 недели, а дни недели названы именами семи астральных божеств;
- создана первая карта мира в форме круга, окруженного водой, с Вавилоном в центре;
- составлен подробный каталог солнечных и лунных затмений (72 клинописных таблицы из библиотеки Саргона II в городе Агаде).
Наблюдения за звездным небом жрецы вели с вершин зиккуратов, возвышающихся над пылью и испарениями равнин и города. С их вершин хорошо было видно ясное южное небо. Наиболее знаменит зиккурат Э-теменанки, находившийся в северной части храмового святилища Мардука. Именно о нем свидетельствует библейская легенда как о Вавилонской Башне: «На земле появилось много людей. У всех был один язык, и все понимали друг друга. И решили люди построить город и башню высотою до неба, видную отовсюду.... Дружно взялись люди за дело. В земле Сеннаар нашли они равнину, наделали кирпичей и обожгли их огнем, набрали смолы земляной вместо извести...». Бог смешал их языки и «перестали люди строить город, и рассеял их Бог по всей земле...» (рис. 8.12).
В одном не права оказалась Библия – Вавилонская Башня была построена. Вот только просуществовала недолго.