Дорога процессий Мардука

 

От ворот богини Иштар начинает свой путь на юг, к храму Мардука, знаменитая «Дорога процессий Мардука». Она шла также c запада на восток от берега Евфрата к главному святилищу Вавилона – Эсагиле. Общая ширина дороги – 24 метра. Из них 7,5 метра вымощено белыми плитами известняка и окантовано бордюром из темно-розовой брекчии. Пространство между мощеной частью дороги и стенами было залито черным асфальтом. На нижней грани каждой пли­ты можно прочесть надпись: «Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу паломников замос­тил я для процессий великого владыки Мардука каменными плитами. О, Мардук! О, великий владыка! Даруй вечную жизнь!…».

 

 

Рис. 8.9. Дорога процессий Мардука. Фрагмент

 

Дорога проходила как бы через каменный канал-шлюз. По обе ее стороны высились семиметровые стены, равномерно расчлененные баш­нями. По верху стен проходил массивный карниз с зубцами и полосы из покрытых многоцветными глазурями рельефных розеток.

Нижняя часть стен по обе стороны дороги украшена двумя ярко-синими лентами керамических панно. По ним разворачивалось шествие ста двадцати львов-охранителей – по 60 с каждой стороны дороги (рис. 8.9). Звери были двух расцветок – бело-желтые с темно-желтыми гривами и желтые с гривами красно-коричневого оттенка. Размеры оскаленных хищников близки к натуральным – более двух метров в длину. Наибо­лее вероятным прототипом этих животных можно считать персидского льва, ныне истребленного, – зверя бледно-желтого цвета с бурой или черной пушистой гривой. Фигуры шагающих хищников полны силы и экс­прессии. Они выполнены в лучших традициях ассирийского искусства (Нимруд, Ниневия, Дур-Шаррукин). Вполне возможно, что эти фрески исполнены пленными мастерами из побежденной Ассирии.

4. Храм и святилище бога Мардука (Эсагила)

Издавна Вавилон считался на Востоке центром религиозной культу­ры. В нем было 53 храма, не менее 955 святилищ и часовен, 384 улич­ных алтаря и огромное число алтарей домашних. «Дорога процессий» вела от древней крепости города на юг, по направлению к важ­нейшей святыне – храму бога Мардука.

Святилище бога Мардука (Эсагила) включало огромный священный участок (около 16 га), обнесенный двойной стеной с 12 монументальными воротами (рис. 8.10). Пря­мо против главных (священных) ворот, вы­ходивших на «Дорогу процессий», стояла зна­менитая Вавилонская башня – огромный восьмиярусный зиккурат, носивший название «Дом основания неба и земли» (Э-теменанки).

 

 

Рис. 8.10. Культовый центр Вавилона. На переднем плане – храм Мардука (Эсагила),

на заднем – Вавилонская Башня (Э-теменанки)

 

К священным воротам примыкало два прямо­угольных здания с множеством небольших одинаковых комнат вокруг внутренних дворов (возможно, гостиница). У южной стены поме­щались дома жрецов. Храмовый участок имел четырехугольную форму и был окружен массивной белой стеной с зубцами. Каждая сторона учас­тка, согласно Геродоту, имела длину в две стадии. «Домом основания небес и земли» называли вавилоняне это святилище.

Сам храм Мардука располагался в южной части святилища, за пределами стен священного участка. Он являлся наиболее значительным культовым со­оружением Вавилона. Со­стоял из главного здания (77×86 м), окру­женного мощной стеной с выступающими бастионами, и еще большей по размерам позд­нейшей пристройки неизвестного назначения (рис. 8.11-а). Храм имел белые стены, черный цо­коль и голубые («небесные») зубцы. Вокруг него росли стройные па­льмы, дающие тень широкому двору. Внутри храма стояла огромная зо­лотая статуя Мардука (рис. 8.11-б).

 

а б

 

Рис. 8.11. а – план священного участка Мардука (Эсагила); б – статуя финикийского бога Молоха (Кипр, сер. I тыс. до н. э.). Возможно, что приблизительно так выглядел и Мардук.

 

Перед статуей находился широкий золотой стол, скамейка для ног и трон, также золотые. Перед храмом был воздвиг­нут золотой алтарь. По словам Геродота, на изготовление всех этих изделий пошло 800 талантов (около 40 тонн) золота:

«Есть в священном храмовом участке в Вавилоне внизу еще и другое святилище, где находится огромная золотая статуя Зевса. Рядом же стоят большой золотой стол, скамейка для ног и трон – также золотые. По словам халдеев, на изготовление [всех этих вещей] пошло 800 талантов золота. Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь. Есть там и еще один огромный алтарь – на нем приносят в жертву взрослых животных; на золотом же алтаре можно приносить в жертву только сосунков. На большом алтаре халдеи ежегодно сжигают 1000 талантов ладана на празднике в честь этого бога. Была еще в священном участке в то время, о котором идет речь, золотая статуя бога, целиком из золота, 12 локтей высоты. Мне самому не довелось ее видеть, но я передаю лишь то, что рассказывали халдеи. Эту-то статую страстно желал Дарий, сын Гистапа, но не дерзнул захватить ее...».

 

Похищение статуи Мардука персами вавилоняне восприняли как символ политиче­ской гибели столицы. Все это говорит об огромном влиянии, которое оказывали вави­лонские жрецы-халдеи на жизнь государства. Они, как правило, про­исходили из знатных семей, обладали безукоризненной внешностью (высоким ростом, красивым телосложением, лимитированным весом):

 

«В Вавилонии выделены особые поселения для местных философов, так называемых халдеев, которые занимаются преимущественно астроно­мией. Некоторые из них выдают себя за астрологов, хотя другие их не при­знают. Существует какое-то племя халдеев и даже область в Вавилонии, где они живут, поблизости от арабов и так называемого Персидского моря. Есть несколько родов халдеев-астрономов: одни называются орхенами, другие – борсиппенами и несколько других – разными именами; они де­лятся как бы на разные секты с различными учениями по одним и тем же вопросам. Математики упоминают некоторых из этих людей, например, Кидена, Набуриана и Судина. Селевк из Селевкии – также халдей, как и несколько других замечательных людей…» [Страбон, XVI, 1, 6] [63, C. 686].

 

С помощью предсказаний и гороскопов они влияли на политику государс­тва – определяли благоприятные моменты для восшествия на престол» начало военных походов, составили календарь земледельческих работ. В связи с этим астрология стала могучим средством воздействия на умы вавилонян. Все это требовало от жрецов проведения систематиче­ских наблюдений за звездным небом. Астрономия достигла небывалых высот:

 

Рис. 8.12. Строительство Вавилонской Башни (гравюры Г. Доре и Ю.Ш фон Карольсфельда)

 

- вавилонские жрецы умели отличать звезды от планет; им были известны все планеты солнечной системы, кроме Нептуна, Ура­на и Плутона;

- была рассчитана эклиптика Солнца, выявлены основные зодиа­кальные созвездия; составлен лунный календарь, которым и в наши дни пользуются жители мусульманских стран и Израиля;

- месяц был разделен на 4 недели, а дни недели названы имена­ми семи астральных божеств;

- создана первая карта мира в форме круга, окруженного водой, с Вавилоном в центре;

- составлен подробный каталог солнечных и лунных затмений (72 клинописных таблицы из библиотеки Саргона II в городе Агаде).

Наблюдения за звездным небом жрецы вели с вершин зиккуратов, возвышающихся над пылью и испарениями равнин и города. С их вершин хорошо было видно ясное южное небо. Наиболее знаменит зиккурат Э-теменанки, находившийся в северной части храмового святилища Мардука. Именно о нем свидетельствует библейская легенда как о Вави­лонской Башне: «На земле появилось много людей. У всех был один язык, и все понимали друг друга. И решили люди построить город и башню высотою до неба, видную отовсюду.... Дружно взялись люди за дело. В земле Сеннаар нашли они равнину, наделали кирпичей и обож­гли их огнем, набрали смолы земляной вместо извести...». Бог сме­шал их языки и «перестали люди строить город, и рассеял их Бог по всей земле...» (рис. 8.12).

В одном не права оказалась Библия – Вавилонская Башня была построена. Вот только просуществовала недолго.