Вопрос № 5. Внебюджетные фонды
С переходом России к рыночной экономике появилась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов явилась необходимость: -
· социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, внутреннего и внешнего государственного долга;
· целевого использования средств этих фондов;
· оперативного решения социальных проблем, что позволяют сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;
новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;
· финансирования территориальных нужд.
Государственные внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования общественных потребностей. Основное их назначение - обязательное социальное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков. В этом заключается экономическое содержание внебюджетных фондов. Юридическое определение внебюджетных фондов дано в Бюджетном кодексе РФ. Это государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти и предназначенные для социального обеспечения граждан. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной государственной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней. Средства бюджетов фондов изъятию не подлежат.- Порядок создания, деятельности и ликвидации фондов определяется Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. Бюджеты фондов на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики (некоммерческие организации, создаваемые Правительством РФ), застрахованные лица и иные органы, организации и граждане.
К социальным страховым рискам относятся:
· необходимость получения медицинской помощи;
· временная нетрудоспособность;
· трудовое увечье и профессиональное заболевание;
· материнство;
· инвалидность;
· наступление старости;
· потеря кормильца;
· признание безработным;
· смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения (пенсия по старости, по инвалидности, пособие по беременности и родам и т.п.).
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: единый социальный налог; дотации и другие средства федерального бюджета и бюджетов других уровней; штрафные санкции и пени; доходы от размещения временно свободных денежных средств; иные поступления.
Согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации взносы в государственные внебюджетные фонды отнесены к федеральным налогам и сборам. Это значит, что правоотношения по сбору страховых взносов осуществляются не по отдельным нормативным актам самих фондов, а в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Денежные средства фондов хранятся на счетах Банка России иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Денежные средства расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год. Нецелевое расходование средств не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших нарушение.
Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов. Эти проекты входят в состав документов, представляемых одновременно с проектами бюджетов. Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в виде федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Федерации на рассмотрение представительных органов субъектов одновременно с представлением проектов бюджетов и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов о бюджете.
Исполнение государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органами управления фонда и утверждается законодательными органами в форме закона (федерального или закона субъекта Федерации). Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, ведущими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня.
Пенсионный фонд Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого фонда перед застрахованными лицами. Пенсионный фонд действует на основании Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
Средства бюджета Пенсионного фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет составляется на финансовый год, при этом устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда и отчет о его исполнении ежегодно утверждаются федеральными законами. Бюджет Пенсионного фонда является консолидированным.
Доходы бюджета Пенсионного фонда:
· страховые взносы (единый социальный налог);
· средства федерального бюджета;
· суммы пеней и иных финансовых санкций;
· доходы от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
· добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
· средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
· превышение сумм поступлений единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, над расходами по выплате базовой части трудовой пенсии;
· иные источники.
Расходы бюджета Пенсионного фонда:
· выплата страховой и накопительной частей трудовых пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров - за счет средств бюджета Пенсионного фонда;
· доставка пенсий;
· финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности самого фонда;
· выплата базовой части трудовых пенсий (за счет средств федерального бюджета);
· выплата пенсий по государственному социальному обеспечению (за счет средств федерального бюджета) - за выслугу лет, по старости, инвалидности, социальных пенсий;
· дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год;
· иные цели.
Единый социальный налог в части, поступающей в Пенсионный фонд, делится на две части: в федеральный бюджет и в бюджет Пенсионного фонда. Средства, поступающие в федеральный бюджет, предназначены для выплаты базовой части трудовой пенсии и государственного пенсионного обеспечения. Средства, поступающие в Пенсионный фонд, используются для выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Если образуется профицит бюджета Пенсионного фонда, то создается резерв с целью обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика.
В качестве иллюстрации к вышесказанному можно привести структуру доходов и расходов Пенсионного фонда РФ на 2004 г., утвержденную Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 г.» от 23.12.03 г. № 175-ФЗ. Основными источниками доходов стали безвозмездные перечисления (средства, передаваемые из федерального бюджета в Пенсионный фонд в виде ЕСН, а также субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ) - 49,9 % и налоговые доходы (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, штрафы и пени) - 46,7 %. Удельный вес неналоговых доходов (от размещения временно свободных средств бюджета) очень мал и составляет всего 3,4 %. Основная часть расходов приходится на реализацию социальной политики - 97,2 %, в том числе на пенсионное обеспечение - 95,2 %. На выплату базовой части трудовой пенсии приходится 31,9 % общей суммы расходов Фонда, на выплату страховой части трудовой пенсии - 57,0 %. На финансирование и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов израсходовано только 2,8 % общей суммы расходов.