Вопрос № 5. Внебюджетные фонды

С переходом России к рыночной экономике появилась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов явилась необходимость: -

· социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, внутреннего и внешнего государственного долга;

· целевого использования средств этих фондов;

· оперативного решения социальных проблем, что позволяют сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

· финансирования территориальных нужд.

Государственные внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования общественных потребностей. Основное их назначение - обязательное социальное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков. В этом заключается экономическое содержание внебюд­жетных фондов. Юридическое определение внебюджетных фон­дов дано в Бюджетном кодексе РФ. Это государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной вла­сти и предназначенные для социального обеспечения граждан. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в фе­деральной государственной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней. Средства бюджетов фондов изъятию не подлежат.- Порядок создания, деятельности и ликвидации фон­дов определяется Федеральным законом «Об основах обязатель­ного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. Бюджеты фондов на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.

Субъектами обязательного социального страхования являют­ся страхователи (работодатели), страховщики (некоммерческие организации, создаваемые Правительством РФ), застрахованные лица и иные органы, организации и граждане.

К социальным страховым рискам относятся:

· необходимость получения медицинской помощи;

· временная нетрудоспособность;

· трудовое увечье и профессиональное заболевание;

· материнство;

· инвалидность;

· наступление старости;

· потеря кормильца;

· признание безработным;

· смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения (пенсия по старости, по инвалидности, пособие по беременности и родам и т.п.).

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обяза­тельного социального страхования являются: единый социальный налог; дотации и другие средства федерального бюджета и бюдже­тов других уровней; штрафные санкции и пени; доходы от размеще­ния временно свободных денежных средств; иные поступления.

Согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации взносы в государственные внебюджетные фонды отнесены к фе­деральным налогам и сборам. Это значит, что правоотношения по сбору страховых взносов осуществляются не по отдельным нормативным актам самих фондов, а в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Денежные средства фондов хранятся на счетах Банка России иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Денежные средства расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год. Нецелевое расходование средств не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших нарушение.

Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов. Эти проекты входят в состав документов, представляемых одновременно с проектами бюджетов. Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в виде федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Федерации на рассмотрение представительных органов субъектов одновременно с представлением проектов бюджетов и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов о бюджете.

Исполнение государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органами управления фонда и утверждается законодательными органами в форме закона (федерального или закона субъекта Федерации). Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, ведущими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня.


Пенсионный фонд Российской Федерации

 

Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого фонда перед застрахо­ванными лицами. Пенсионный фонд действует на основании Федерального закона «Об обязательном пенсионном страхова­нии в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Средства бюджета Пенсионного фонда являются федераль­ной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъя­тию не подлежат. Бюджет составляется на финансовый год, при этом устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда и отчет о его исполнении ежегодно утверждаются федеральными законами. Бюджет Пенсионного фонда является консолидированным.

Доходы бюджета Пенсионного фонда:

· страховые взносы (единый социальный налог);

· средства федерального бюджета;

· суммы пеней и иных финансовых санкций;

· доходы от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

· добровольные взносы физических лиц и организаций, уп­лачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахован­ных лиц;

· средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

· превышение сумм поступлений единого социального нало­га, зачисляемого в федеральный бюджет, над расходами по вып­лате базовой части трудовой пенсии;

· иные источники.

Расходы бюджета Пенсионного фонда:

· выплата страховой и накопительной частей трудовых пен­сий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров - за счет средств бюджета Пенсионного фонда;

· доставка пенсий;

· финансовое и материально-техническое обеспечение дея­тельности самого фонда;

· выплата базовой части трудовых пенсий (за счет средств федерального бюджета);

· выплата пенсий по государственному социальному обеспечению (за счет средств федерального бюджета) - за выслугу лет, по старости, инвалидности, социальных пенсий;

· дополнительное повышение базовой части трудовой пен­сии исходя из инфляции на очередной финансовый год;

· иные цели.

Единый социальный налог в части, поступающей в Пенсион­ный фонд, делится на две части: в федеральный бюджет и в бюд­жет Пенсионного фонда. Средства, поступающие в федеральный бюджет, предназначены для выплаты базовой части трудовой пенсии и государственного пенсионного обеспечения. Средства, поступающие в Пенсионный фонд, используются для выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Если образуется профицит бюджета Пенсионного фонда, то создается резерв с целью обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда осуществ­ляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика.

В качестве иллюстрации к вышесказанному можно привести структуру доходов и расходов Пенсионного фонда РФ на 2004 г., утвержденную Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 г.» от 23.12.03 г. № 175-ФЗ. Основными источниками доходов стали безвозмездные перечис­ления (средства, передаваемые из федерального бюджета в Пен­сионный фонд в виде ЕСН, а также субвенции от других бюдже­тов бюджетной системы РФ) - 49,9 % и налоговые доходы (стра­ховые взносы на обязательное пенсионное страхование, штрафы и пени) - 46,7 %. Удельный вес неналоговых доходов (от разме­щения временно свободных средств бюджета) очень мал и состав­ляет всего 3,4 %. Основная часть расходов приходится на реали­зацию социальной политики - 97,2 %, в том числе на пенсионное обеспечение - 95,2 %. На выплату базовой части трудовой пен­сии приходится 31,9 % общей суммы расходов Фонда, на выпла­ту страховой части трудовой пенсии - 57,0 %. На финансирова­ние и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов израсходовано только 2,8 % общей суммы расходов.