Управление процессами.
Лекция №8.
Системы качества.
Мы будем рассматривать систему качества организации как часть системы управления организации. Таким образом, основной задачей системы менеджмента качества организации является обеспечение качества управления. Именно такой подход лежит в основе современного менеджмента качества стандартов серии ISO 9ООО.
Как обеспечить качество управления? Для этого сначала следует разобраться в том, чем мы собираемся управлять в организации и как, то есть с помощью каких технологий мы собираемся это делать. Деятельность организации может быть описана двумя способами:
-на основе функционального подхода; основы этого подхода были заложены в начале ХХ в. У.Ф. Тейлором, и именно этот подход применяется в наибольшей мере российскими организациями;
-на основе процессного подхода; подход стал активно применяться c середины ХХ века во многом под влиянием идей Э. Деминга.
Оба подхода описывают одно и то же - деятельность организации, - но с помощью двух разных языков с разными «словами». «Перевод» с одного языка на другой не всегда возможен - это затрудняет внедрение процессного подхода в российских организациях.
Смысл перехода к процессному подходу - сокращение численности управленцев и снижение накладных расходов (в особенности в крупных организациях.
С точки зрения современного менеджмента, любая организация производит один из видов продукции – изделия, сырье, услугу, интеллектуальный продукт. С этой позиции современное управление должно отталкиваться от анализа процессов, происходящих на предприятии, и функций предприятия.
Б. Гейтс так сформулировал основные этапы развития менеджмента компаний в последние годы и в ближайшем будущем: «Если в 80-е годы все решало качество, а 90-е - реинжиниринг бизнеса, то ключевая концепция нынешнего десятилетия – скорость». Процессный подход к менеджменту способствует созданию гибких, динамичных компаний, быстро реагирующих на изменения рынка.
Необходимость процессного подхода к менеджменту вообще и менеджменту качества в частности обусловлена логикой развития мировой экономики. B соответствии c всеобщим экономическим законом «возвышающихся потребностей» происходит постоянное развитие производительных сил, разделение труда, концентрация финансового капитала, глобализация процессов производства и потребления. Рост конкуренции заставляет компании быть более гибкими, динамичными, сконцентрировать свои усилия на удовлетворении запросов потребителей, повышении конкурентоспособности, групповой работе, сокращении времени производственного цикла и процессах. Организации, применяющие такие подходы, получили название «горизонтальных», или опирающихся на процессы.
Сегодня система управления большинства промышленных предприятий на Западе имеет ярко выраженную процессную направленность. Идея представления организации в виде совокупности процессов, а управления деятельностью – как управления набором процессов стала распространяться в 50-х годах. Передовые компании мира приняли на вооружение этот подход и на практике доказали важность, эффективность, экономичность и прогрессивность перехода на клиент-орентированное производство и процессно-ориентированную систему управления.