Функции социальной службы

 

1.Социальное прогнозирование и планирование предполагает глубокий и разносторонний анализ состояния социальной среды организации; осмысленную диагностику, выяснение, объяснение взаимосвязей, которые складываются между ее отдельными частями; предвидение того, какой вариант решения социальной проблемы будет наиболее эффективным.

Надежные источники получения информации:

♦ статистические данные, характеризующие материальную базу и другие составляющие социальной среды организации;

♦ данные изучения социально-бытовых и санитарно-гигиенических условий труда и отдыха, соблюдения техники безопасности ведения работ, общественного мнения и преобладающих настроений в коллективе;

♦ определение с помощью социометрических методов и социограмм более или менее цельной картины сложившихся социальных связей и взаимоотношений работников, их ожиданий и предпочтений в соизмерении с реальными возможностями организации.

Прогноз должен быть подвергнут практическому подтверждению, прежде чем стать ориентиром при выработке целевых программ, плановых, проектных и иных управленческих решений, предлагаемых социальной службой.

Планирование, будучи разновидностью рационально-конструктивной деятельности, означает как постановку целей, так и выбор средств и способов их достижения. Оно дает возможность с большей целесообразностью и эффективностью действовать на социальные процессы в организации.

Примеры планомерного подхода:

♦ целевые программы повышения качества трудовой жизни, которые с середины 70-х гг. нашли распространение на предприятиях США и ряда других государств;

♦ планы социального развития на предприятиях бывшего СССР;

♦ общегосударственные планы социаль­но-экономического развития в Японии, на которые с середины 50-х гг. ориентируются крупные фирмы, корпорации этой страны при выборе приоритетов в хозяйствовании и социальной сфере.

2. Организационно-распорядительные и координирующие функции предусматривают:

♦ материальное, финансовое, кадровое обеспе­чение выполнения целевых программ и планов социального развития организации,

♦ использование соответствующих социальных технологий,

♦ взаимодействие со смежными управлен­ческими структурами, профсоюзами и другими общественными объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления, причастными к социальной сфере.

♦ подготовку проектов решений, приказов, положений, инст­рукций, рекомендаций и других документов по социальным вопросам, безусловно соответствующих требованиям действующего социально-трудового законодательства, установленным социальным нормативам, общефедеральным и региональным стандартам.

Главное при выполнении этих функций — кадры, деловая и этическая выучка работников, привлекаемых к решению социальных проблем: они должны обладать высокой степенью компетентности, соединяющей общие и профессиональные знания со стремлением учитывать жизненные реалии.

Побудительное стимулирование предполагает:

♦ ак­тивную работу по выполнению социальных программ и планов,

♦ обеспечение высокой результативности солидарных усилий работников, поощрение тех, кто проявляет инициативу,

♦ реализацию в изменившихся условиях роли совета трудового коллектива и других представительных органов работников,

♦ создание надлежащих условий для деятельности профсоюзов, использование администрацией предприятия (организации) и социальной службой их поддержки в решении общих задач,.

Социальные программы, как правило, осуществляются в порядке плановых работ, по установленному графику. Однако иногда соответствующие мероприятия проводятся по инициа­тиве коллектива, например, суб­ботники по благоустройству территории предприятий, жилых микрорайонов и загородных мест отдыха.

3. Постоянный контроль за реализацией намеченных мероприя­тий и информирование коллектива о переменах в социальной сре­де предполагает:

- получение, анализ и обобщение раз­нообразных сведений о социальной среде организации, тех из­менениях, которые в ней происходят,

- соотнесение их с реализацией утвержденного плана и целевых социальных про­грамм.

Социальная служба должна располагать системой координат жизнедеятельности предприятия с показателями его со­циального развития, т.е. чем-то вроде «социального паспорта» (по аналогии с технико-экономическим паспортом) как инст­румента ориентации при решении социальных задач.

Формы контроля:

♦ Экспертиза условий труда и быта работников, соответствия их действующему в Российской Федерации законодательству, социальным нормативам и государ­ственным минимальным стандартам.

♦ Мониторинг (наблюдение, оценка, про­гноз) социальных процессов, который позволяет выявлять и предупреждать негативные тенденции.

♦ Социальный аудит — специфическая форма ревизии условий социальной среды данной организации с целью выявления факторов соци­альных рисков и выработки предложений по снижению их от­рицательного воздействия.

Важно информирование персонала о состоянии социальной среды, достигнутых в ней улучшениях, а также о нерешенных пока проблемах.