Шкала повозрастных коэффициентов потребления продуктов питания
Потребители в возрасте: | до 1 года | от 1 до 3 лет | от 3 до 7 лет | от 7 до 11 лет | от 11 до 15 лет | от 15 до 18 лет | Взрослое население | Население в пенсионном возрасте |
Коэффициенты (*) | 0,20 | 0,35 | 0,50 | 0,65 | 0,80 | 0,90 | 1,00 | 0,90 |
(*) В пересчете на одного взрослого потребителя.
6.Поведение потребителей: принципы, факторы, влияющие на поведение потребителей
Одним из направлений маркетингового исследования является изучение потребительского поведения. Термином “Покупательское поведение” обозначается поведение, проявляемое покупателем во время поиска, покупки, использования, оценки и утилизации продуктов, услуг и идей, которые должны удовлетворять потребности человека.
Процесс принятия решения о покупке состоит из следующих этапов:
Для физических лицДля покупателей - организаций
Оценка после покупки |
Определение проблемы |
Разработка спецификаций |
Поиск поставщиков |
Оценка выполнения заказа |
Выбор лучшего варианта |
Оценка характеристик товара |
Поиск информации |
Оценка альтернативных вариантов |
Покупка |
Определение проблемы |
На покупательское поведение оказывает влияние три группы факторов:
- Персональные;
- Демографические (численность населения и его состав, состав семей, соотношение городского и сельского населения, процессы миграции);
- Ситуационные;
- Вовлеченности (степень вовлеченности каждого потребителя в процесс покупки);
- Тип личности (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик);
- Психографические;
- Стиль жизни (определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, привычки, склонности);
- Статус (интегрированный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений);
- Убеждение (осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями);
- Установки (выражает готовность или предрасположенность субъекта, возникающую при восприятии им определенного объекта или ситуации и обеспечивающую устойчивый характер деятельности по отношению к ним);
- Социальные;
- Роли и семья;
- Референтные группы (друзья, коллеги по работе, окружение);
- Социальный класс;
- Культура и субкультура;
- Экономические (величина и распределение денежного дохода, доходы населения и их дифференциация по потребительским группам, уровень и соотношение розничных цен, уровень торгового обслуживания).
“Потребитель” и “покупатель” в маркетинге имеют строго определенный смысл. Покупатели - это лица, непосредственно осуществляющие покупку.
Потребители - понятие более широкое, подразумевающее субъектов рынка, удовлетворяющих свою потребность.