Тема 1. Введение
Лекция 1
Содержание курса. Связь предмета с другими дисциплинами. Элементы графики планов и карт в землеустройстве, приемы их вычерчивания.
Задачей курса «Графическое оформление проектов и карт» является изучение чертежных материалов и инструментов, требований к графическому исполнению оригинала карты, правил и приемов графических работ. Черчение не является механическим процессом. Успех освоения практических навыков и приемов работ в значительной степени зависит от теоретической подготовки исполнителя.
Несмотря на все большее внедрение механических и автоматических способов создания оригиналов карт, роль землеустроительного черчения (как ручного труда) довольно велика. Поэтому овладение приемами черчения и оформления тесно связано с развитием глазомера, твердости руки, аккуратности и усидчивости, развитием художественного вкуса.
В процессе землеустроительного черчения создается первичный оригинал — полевой, составительский. От точности, изящества и аккуратности работы зависит качество вычерчиваемого оригинала, к которому предъявляются очень высокие требования, так как топографическая карта как один из видов географических карт отличается полнотой содержания, географическим соответствием и точностью. Топографические карты имеют научно обоснованный масштабный ряд, согласованную систему разграфки и номенклатуры, единую проекцию.
Краткая историческая справка
Географическая карта прошла длинный и сложный путь развития, начиная с примитивных схематичных рисунков до сложного, порой художественного изображения. Простейшие картографические рисунки были известны в первобытном обществе, еще до зарождения письменности. Эти изображения выполнялись резцами или краской на дереве, камне, металле, глиняных табличках, папирусе, тканях.
Расширяющиеся географические познания способствовали тому, что карты становились более подробными и наглядными. Для карт до XVII в. характерно картинное изображение, где довольно искусно с помощью перспективных рисунков показывались горы, города, растительность и т. д. (рис. 1). Карты создавались рукописно, главным образом, на бумаге и пергаменте с помощью перьев, кисточек.
Изобретение книгопечатания в XV в. привело к тому, что карты стали издавать способом гравирования, до этого времени их размножали копированием от руки. При гравировании оригинальное изображение создавалось на дереве или мед досок позволяло получать более тонкий и четкий рисунок. Отпечатанные таким способом карты при необходимости раскрашивались от руки (иллюминировались).
Появление в XVI в. картографической мануфактуры привело к разделению труда, усовершенствованию орудий производства и т. п. Картографический рисунок, надписи и украшения выполняли соответственно граверы, словорезы и иллюминовщики карт. Уже в то время Герардом Меркатором были опубликованы наставления по написанию итальянского курсива на картах.
Бурное развитие картографии в эпоху Великих географических открытий нашло отражение и во внешнем виде географических карт. Великие художники эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Ян Коменский и др. обращались в своих трудах к картографии; формируются различные картографические школы: итальянская, португальская, фламандская и др. Карты того времени отличают великолепные рамки, изящество и четкость надписей, художественное исполнение рисунков бытовых и этнографических сцен и т. п. Тончайшее мастерство картографов тех времен заставляет нас и сегодня восхищаться их картами.
В процессе развития картографии изменения произошли не только в содержании карт, но в технологии изготовления оригиналов. Внедрение гравирования в картографическое производство опиралось на разработку гравировальных приборов, материалов. Широкое применение при создании оригиналов карт нашли прозрачные пластики. Чертежные инструменты пополнились рапидографами (трубчатыми рейсфедерами). Современное картографическое производство использует при составлении карт и подготовке их к изданию различные автоматические устройства (фотонаборные машины, электронные координатографы, автоматические графопостроители и т. д.).
/1/стр4-8 , /2/стр4-8.