Британское радио после Второй мировой войны

Электронные СМИ Британии во второй половине XX века

Радио в Британии не могло стать полноценно развитым медиасектором вплоть до начала 1987 года, когда была разрешена его коммерциализация на национальном уровне.

В 1950-е годы на рынке доминируют 2 радиоканала BBC: BBC Radio 1 и BBC Radio 2. Они являются главными радиостанциями страны по сей день; однако сегодня у BBC уже пять каналов, включая канал «rolling news» BBC 5 Live.

Но радио как технология и источник заработка привлекали массу любителей. В 1950-е годы появилась масса пиратских станций, в том числе на кораблях вне акватории Британских островов. В 1966 году появляется закон против таких станций, но они продолжают существовать, в том числе сегодня.

Коммерческое вещание было разрешено в провинциях, на региональном уровне. Благодаря этому сохранилось качественное национальное вещание, ориентация на высокий уровень в провинции и в столице. Несмотря на распространение ТВ радио к 1990-м сохраняло свою большую долю в вещании, свою аудиторию и свои рекламные доходы. Проблемы начались только на рубеже 1980-90-х, когда доходы от рекламы снизились, и тогда многие местные станции сократили новостных сотрудников и стали зависеть от поставок новостей из больших компаний.

В 1987 году парламент принимает Зеленую бумагу о радиовещании, и в начале 1990-х начался период экспансии радио, потому что закон разрешил коммерциализацию вещания. К 2002 году охват населения радиотрансляцией составлял 90%; в среднем британец слушает радио 21,5 час в неделю. 5 каналов ВВС производят более 4000 часов новостей, текущей информации и документальных передач в год. Охват радио ВВС – 66% населения, или более 32 млн человек. В 1992 году появился «роллинг радио ньюз сервис» – канал ВВС 5 Live, и в первой половине 2000-х его еженедельная аудитория превышала 5 млн слушателей.

Охват коммерческого радио – 64%, то есть более 31 млн пользователей. Руководит коммерческим радио ассоциация региональных владельцев частот и производителей программ «ИРН». Коммерческое радио до 1992 года почти целиком принадлежало концерну «Краун Коммьюникейшенз Груп». В 1992 году она слилась с ИТН – общественно-частной ассоциацией владельцев телечастот. Из-за ухудшающегося положения всей британской экономики ухудшилось и положение радио, и «Краун…» продала 30% акций. Их купили крупные региональные вещательные компании.

По Акту о вещании от 1990 года появилось, с одной стороны, много мелких радиостанций, а с другой стороны – несколько новых новостных каналов. Появились конкуренты ИРН: ННН («Нешнл Нетворк Ньюз») и «Юроп ФМ». Появились крупные региональные каналы, как, например, Рэдио Клайд в Глазго. Еще один интересный феномен – перенесение в Британию американского формата «talk radio». В Британии он прижился как talkSport – коммерческий 24-часовой новостной канал о спорте.