Машиностроение.

К предприятиям этой отрасли относятся такие предприятия, как: ОАО «Волгоградский тракторный завод им. Дзержинского», ОАО «Волгограднефтемаш», ОАО «Волгоградский судостроительный завод», ОАО «Волгоградский моторный завод», ОАО «Сталепроволочно- канатный завод» и др.

Основными источниками загрязнения окружающей среды на машиностроительных предприятиях являются: литейное производство, травильные и гальванические цеха, цеха механической обработки, сварочные и окрасочные цеха и участки.

В 2001 году машиностроительными предприятиями города выброшено в атмосферу 3,776 тыс, т. загрязняющих веществ, что на 0,025 тыс. т больше, чем в предыдущем году. Процент улова загрязняющих веществ по машиностроительному комплексу (18,58%) значительно ниже среднего городу (65,0%). Выбросы предприятий машиностроения характеризуются наличием в них оксида углерода, диоксида серы, пыли, оксидов азота, а также таких вредных веществ, как: ксилол, толуол, ацетон, бензин, бутилацетат, хром шестивалентный, свинец.

Сброс в поверхностные водоемы в 2001 году загрязненных сточных вод составил 0,583 млн. куб. ы. Снижение произошло за счет сокращения производственных мощностей, уменьшения потребления воды и внедрения мероприятий по повторному использованию сточных вод. Так, на ОАО «Волгоградский судостроительный завод» сброс сточных вод сократился на 0,025 млн. куб. м за счет выполнения мероприятия по строительству системы трубопроводов оборотного водоснабжения от цеха 215 до цеха 230.

Наибольший объем сброса сточных вод приходится на ОАО «Волгограднефтемаш» - 0,456 млн. куб. м, ОАО "Волгоградский судостроительный завод" - 0,12 млн. куб. м, ОАО «Волгоградский завод электронного машиностроения» — 0,0062 млн. куб. м. Общие для всех видов машиностроения технологические процессы термообработки, гальванотехники, нанесения лакокрасочных покрытий характеризуются большим разнообразным воздействием на окружающую среду. Со сточными водами этих производств сбрасывается значительное количество нефтепродуктов, сульфатов, хлоридов, взвешенных веществ, соединений азота, солей железа, хрома, цинка, меди, никеля и других тяжелых металлов.

Предприятия машиностроения и металлообработки являются источниками образования отходов, таких как отработанные формовочные стержневые смеси литейного производства, металлоабразивные отходы, шламовые отходы гальванического, травильного производств, отработанные СОЖ и масла, нефтешламы, растворители, отходы красок, грунтовок, лаков.

Транспортно-дорожный комплекс является мощным источником загрязнения природной среды. Выброс загрязняющих веществ, образовавшихся от стационарных и передвижных источников загрязнения, в 2001 году составил 111,306 тыс. т. Выбросы автомобильного транспорта в Волгограде за 2001 год составили 110,374 тыс. т (без учета выбросов от индивидуального транспорта). Отработанные газы двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 наименований вредных веществ и соединений, в том числе и канцерогенных. В выбросах карбюраторных двигателей основная доля вредных продуктов приходится на оксид углерода, углеводороды и оксиды азота, а дизельных — на оксиды азота и сажу.

Нефтепродукты, продукты износа шин и тормозных накладок, сыпучие и пылящие грузы, хлориды, используемые в качестве антиобледенителей дорожных покрытий, загрязняют дорожные полосы и водные объекты.

В отрасли остро стоит проблема использования, обезвреживания, переработки и захоронения отходов от деятельности железнодорожных предприятий, особенно отходов, содержащих нефтепродукты (шламы, замазученный грунт, котельные шлаки, зола). Категорийность отходов по классу опасности определяется преобладанием малооласных отходов IV класса.