Философия К. Маркса

Зазоры между ротором и статором. Контактные и расходные уплотнения проточной части. Расчет утечек воздуха через лабиринтное уплотнение. Регулирование радиальных зазоров между рабочей лопаткой и статором турбины. Конструкционные материалы.

Зазоры между ротором и статором. Контактные и расходные уплотнения проточной части. Расчет утечек воздуха через лабиринтное уплотнение. Регулирование радиальных зазоров между рабочей лопаткой и статором турбины. Выбор конструкционных материалов

Лекция №8

 

Системы охлаждения турбины

 

Система охлаждения турбины служит для поддержания максимально допустимых значений температуры деталей, при которых обеспечивается достаточная механическая прочность конструкционных материалов и ресурс турбины, а также расчетные зазоры между подвижными и неподвижными элементами конструкции турбины.

Рис.8.1 Схема охлаждения двухступенчатой турбины

 

На рис.8.1. показана схема охлаждения турбины ТРДДФ, у которой температура газа перед турбиной составляет =1680К. Воздух, отбираемый за компрессором в количестве 8,65%, после прохождения через воздухо-воздушные теплообменники, расположенные во втором контуре двигателя, поступает на охлаждение турбины. Воздух в количестве 6,35% расходуется в ТВД и 2,3% в ТНД. На рабочие лопатки ТВД расходуется 2,6% воздуха.

Схемы воздушного охлаждения лопаток газовой турбины следующие:

– отвод тепла в охлаждаемый воздухом диск;

– внутреннее конвективное охлаждение;

– внешнее пленочное охлаждение;

– парциальное охлаждение;

– внешнее струйное охлаждение.

Применяют первые три системы воздушного охлаждения. В этих системах применяют в качестве охладителя воздух, отводимый от компрессора ГТД.

В системах охлаждения рабочих лопаток путем отводом тепла в охлаждаемый воздухом диск температура лопаток снижается благодаря отводу тепла от рабочих лопаток в диск турбины вследствие теплопроводности. Для интенсификации теплоотдачи диск охлаждают воздухом, подводимым под давлением. Теплоотвод в диск влияет на температуру лопатки только в её основании (на расстоянии - 1/3 длины лопатки). Температура средней и верхней частей лопатки практически не отличается от температуры газа. такие системы обеспечивают надежную работу лопаток турбины, изготовленных из жаропрочных сплавов, при температуре газа 1150…1200К. Расход охлаждающего воздуха на один диск может составлять 0,5…1% .

Внутреннее конвективное охлаждение лопаток может осуществляться по канальной или дефлекторной схемам. В канальных схемах охлаждение происходит при пропускании охладителя по продольным (радиальным) каналам, выполненным в пере лопатки. В некоторых лопатках внутренняя полость лопатки заполнена турбулизаторами, выполненными в виде штырьков, в том числе и соединяющих спинку и корытце лопатки.

При внутреннем конвективном охлаждении съем тепла производится в основном в средней части профиля. Недостаточно эффективно охлаждаются входные и выходные кромки лопатки из-за трудности размещения в них продольных каналов. Неравномерность температуры по профилю может достигать в ряде случаев до 490…600К. При изменении режимов работы ГТД по сечению возникают знакопеременные дополнительные термические напряжения, способствующие разрушениям от малоцикловой усталости.

На рис.8.3. приведена конструктивная схема лопатки турбины с повышенной интенсификацией теплоотдачи во внутренних каналах. Интенсификация теплоотдачи повышается за счет организации вихревого (вращательного) движения охлаждающего воздуха. Для плавного разворота воздуха без образования застойных зон в верхней части пера размещены дугообразные ребра со штырьковыми турбулизаторами между ними.

 

Рис.8.2. Рабочая лопатка с внутренним конвективным охлаждением

Рис.8.3 Схема конструкции лопатки с полупетлевым течением охлаждающего воздуха

Рис.8.4. Рабочая лопатка первой ступени ТРДД JT9D-7 (с внутренним дефлектором): 1 – отверстия; 2 – оребрение; 3 – перемычки; 4 – отверстия; 5 – упор; 6 – щель; 7 – дефлектор; 8 – заплечик

 

В некоторых конструкциях лопаток турбин с целью повышения интенсивности их охлаждения в лопатку устанавливают дефлектор (рис.8.4.).Воздух поступает внутрь дефлектора. Через отверстия в дефлекторе он выходит к передней, наиболее нагретой части лопатки. Далее воздух движется по зазорам (0,5 – 1,0 мм) между стенкой лопатки и дефлектором и выходит в проточную часть турбины через щель в задней кромке лопатки или вблизи её.

Наибольший эффект повышения интенсивности охлаждения лопаток достигается тремя способами:

· струйным обдувом оболочек профильной части сопловых лопаток и входных кромок рабочих и сопловых лопаток;

· оптимизацией расположения решетки поперечных цилиндрических турбулизаторов в щелевых каналах выходной кромки и части профиля;

· оптимизацией расположения повторяющихся полуребер на стенках каналов поперек или под углом к потоку.

Основные факторы, препятствующие повышению эффективности конвективного охлаждения:

· ограничение на увеличение перепада давления и абсолютного значения уровня давления охлаждающего воздуха из-за роста работы на прокачку воздуха через охлаждающие каналы лопатки;

· ограничение на увеличение площади теплопередающей поверхности и уменьшения гидравлического диаметра и проходного сечения каналов охлаждения, диктуемые прочностью стержней, формирующих каналы охлаждения при литье лопаток по выплавляемым моделям;

· ограничение на поперечные размеры каналов охлаждения, которые должны быть на порядок выше величины допуска на их изготовление и исключать засорение каналов в процессе работы.

Применение интенсификаторов теплообмена в каналах охлаждения приводит к перераспределению напряженного состояния лопатки по высоте и сечению за счет изменения площади поперечных сечений в зависимости от их массы и несущей способности лопатки. Интенсификаторы увеличивают в несколько раз нагрузки на оболочку лопатки. Эти нагрузки могут приводить к снижению ресурса лопаток на величину, равную повышению ресурса за счет снижения температуры лопаток от повышения эффективности конвективного охлаждения.

Практика проектирования, изготовления и эксплуатации ГТД показала, что лопатки турбины ?? если фактические геометрические размеры удовлетворяют следующим условиям:

· минимальная толщина стенок лопаток 0,8 – 1,0 мм;

· минимальный диаметр внутренних каналов 0,5 – 0,8 мм;

· минимальный диаметр штырьков до 1,2 мм;

· минимальное значение радиусов переходов 0,8 мм;

· отклонение контура корыта и спинки от теоретического 0,25 мм для литых лопаток и 0,1 – 0,3 мм для лопаток из деформируемых сплавов;

· отклонение максимальной толщины профиля от теоретического 0,02 мм;

· отклонение входной кромки от теоретического 0,1 – 0,04 мм;

· смещение контуров корневого сечения от номинального положения 0,2 – 0,6 мм;

· отклонение угла закрутки пера лопатки от теоретического .

Внешнее пленочное охлаждение обеспечивает создание заградительной пленки воздуха, подаваемого через специальные щели или перфорацию в пере лопатки. пленочному охлаждению предшествует внутреннее конвективное, т.к. прежде чем попасть на внешнюю поверхность лопатки, охлаждаемый воздух течет по внутренним каналам. Поступая на внешнюю поверхность лопатки, воздух обтекает её на некотором участке, пока не будет размыт газовой струей. Поэтому для создания сплошной заградительной пленки необходимо вводить новые порции охлаждающего воздуха, располагая последующие ряды отверстий в тех местах, где пленка еще не полностью размыта газом.

 

 

стр.250


Пример охлаждения рабочей лопатки ТВД с использованием пленочного охлаждения. Внутреннее охлаждение этой лопатки выполнено по циклонно-вихревой схеме (вихревая матрица). Во внутренней полости вдоль передней кромки выполнен канал, в котором формируется течение воздуха с закруткой. Закрутка происходит вследствие его тангенциального подвода в канал через отверстия перегородки. Из канала воздух выбрасывается через перфорацию (0,3 – 0,6 мм) на спинку лопатки.

В центральной части лопатки на внутренних поверхностях выполнены пересекающиеся каналы, в которых формируется вихревое течение воздуха. Эффективность теплообмена увеличивается за счет большей площади внутренней поверхности лопатки и вихревого течения воздуха.

Рис.8.4. Лопатка с циклонно-вихревой схемой охлаждения


В районе выходной кромки выполнены перемычки различной формы. Они одновременно интенсифицируют теплообмен и увеличивают жесткость лопатки.

Подвод воздуха в систему охлаждения лопаток. Воздушное охлаждение турбин предусматривает организацию надежного подвода охладителя во внутреннюю полость лопаток с минимальными утечками. Особенностью охлаждения рабочих лопаток турбины является неизбежный подогрев воздуха в пере пустотелой лопатки от поджатия его центробежными силами. При окружной скорости 300…400 м/с подогрев может быть равен 40…70К.

Для компенсации этой температуры используется дополнительное охлаждение воздуха путем предварительной закрутки охладителя в направлении вращения диска турбины в аппарате закрутки (подкручивающей решетке).

Такая конструкция позволяет снизить температуру воздуха на 60..90К. Чем выше местная окружная скорость на радиусе приемных отверстий, тем больше эффект снижения температуры. Поэтому аппарат закрутки организуется в наиболее удаленной от оси замковой части диска, что, в свою очередь, приводит к увеличению диаметра лабиринтных уплотнений до предельных значений, равных диаметру внутреннего обода проточной части турбины, и к возрастанию утечек через лабиринт. Утечка 1% воздуха приводит к снижению КПД ступени на 1,5%.

Для исключения влияния утечек воздуха из-под лабиринтного уплотнения на КПД турбины используется схема перепуска этого воздуха в полость за рабочим колесом турбины. Охлаждающий воздух изолируется в полости между аппаратом закрутки и диском лабиринтными уплотнениями. Просочившийся через верхний лабиринт воздух направляется через канал в лопатке СА и кольцевой канал над рабочей лопаткой в полость за ней, не попадая в её проточную часть. Этот воздух сработает на следующей ступени турбины.

Корпус турбины охлаждают воздухом и защищают от нагрева с помощью теплоотражательных экранов или теплоизоляционных кожухов. Таким путем уменьшают усадку, коробление и растрескивание корпусов, изменение величины радиальных зазоров в турбине, нагрев подшипников роторов турбин.

Корпус СА охлаждают продувкой воздуха снаружи или изнутри. При наружном охлаждении воздух подводят от промежуточной ступени компрессора, из камеры сгорания, из второго контура или из атмосферы под экран, в который заключают корпус. Такой способ охлаждения корпуса конструктивно прост, однако требует большого расхода воздуха. Значительное снижение температуры стенок корпуса при умеренных расходах воздуха (0,5% .)достигается охлаждением корпуса с внутренней поверхности. Воздух продувается через полости, образованные внутренней поверхностью корпуса и монтажными полками сопловых лопаток.

Ниже приведены конструкции корпусов с внутренней поверхности.

 

Корпус СА ТВД ТРДДФ АЛ-31Ф

 

Корпус ТСД ТРДД Д-18Т.

 

Корпус ТНД ТРДД Д-18Т.

 

 


 

Схема системы охлаждения турбины ТРДДФ РД-33

 

Для охлаждения используется вторичный воздух КС, воздух, отбираемый за пятой ступенью КВД и воздух из второго контура. В турбине высокого давления охлаждаются сопловые и рабочие лопатки, диски турбины и корпуса соплового аппарата.

Лопатки соплового аппарата – двухкамерной конструкции, имеют конвективно-пленочное охлаждение. На охлаждение сопловых лопаток ТВД подается вторичный воздух КС раздельно в переднюю и заднюю камеры. Внутри передней и задней камер установлены дефлекторы с перфорированными стенками. Из передней камеры воздух выходит в проточную часть через отверстия в зоне входной кромки и передней части профиля, создавая заградительную воздушную завесу. Из задней камеры охлаждающий воздух выпускается через щель в задней кромке и отверстия в средней части «корыта» профиля.

На наружной и внутренней полках секторов сопловых лопаток имеются отверстия для создания охлаждающей пелены у полок.

Рабочие лопатки ТВД имеют конвективное охлаждение с полупетлевой схемой движения воздуха. Для интенсификации охлаждения во внутренней полости лопатки размещены турбулизирующие штыри. На охлаждение рабочих лопаток подается воздух, отбираемый за пятой ступенью компрессора. Этот воздух подается под покрывной диск и далее через канал «В» и отверстия в ободе диска к хвостовикам РЛ. Выброс воздуха производится через щель в выходной кромке лопатки.

Теплозащита диска ТВД обеспечивается продувкой воздухом наружной «Б» и внутренней «В» околодисковых полостей и исключением возможности проникновения в полость «Б» газа из проточной части турбины. Для наддува полости «Б» отбирается вторичный воздух КС через отверстия во внутреннем корпусе СА. Выход охлаждающего воздуха в газовый тракт происходит через трехступенчатый вертикальный лабиринт и далее через осевой зазор в зоне нижних полок лопаток. Этот воздух, омывая обод диска, ножки и нижние полки РЛ, обеспечивает их охлаждение и теплозащиту.

Теплозащита диска от теплового потока со стороны РЛ достигается за счет большого термического сопротивления удлиненных ножек лопаток и теплосъема в воздушных каналах самих ножек и замков. Охлаждение ступицы диска осуществляется воздухом, перетекающим из полости «А» в полость «Д». Тыльная сторона диска обдувается воздухом, отбираемым за пятой ступенью КВД, проходящим в полость «Е» через сопловые лопатки ТНД.

В турбине низкого давления охлаждаются сопловые и рабочие лопатки, диск и корпуса. Охлаждение сопловых лопаток ТНД – конвективное, с поперечной схемой течения охлаждающего воздуха. Воздух по трубам подводится от пятой ступени КВД, входит во внутреннюю полость дефлектора через отверстия в зазор между внутренней поверхностью лопатки и дефлектором и выпускается в газовый тракт через отверстия у выходной кромки со стороны «корыта».

Рабочие лопатки ТНД имеют внутреннее конвективное охлаждение радиальной схемы. Для интенсификации охлаждения во внутренней полости лопатки размещены турбулизирующие штыри. Охлаждение рабочих лопаток ТНД осуществляется воздухом, отбираемым в полость «Е» через сопловые лопатки. Воздух входит в лопатку через отверстия в торце и выходит через щель в верхней бандажной полке лопатки.

Передняя поверхность диска ТНД охлаждается воздухом, поступающим из полости «Е», тыльная поверхность – воздухом, отбираемым из второго контура, который поступает через полые стойки и отверстия корпуса опор и через лабиринтные уплотнения вытекает в газовый тракт и в предмасляную полость «Ж».

Ступица диска охлаждается смешанным воздухом от КНД и пятой ступени КВД, перетекающим из полости «Д» в полость «Ж».

Корпус ТНД снаружи охлаждается воздухом второго контура. Внутренняя полость передней части корпуса (в зоне крепления компенсационной обоймы над РЛ ТВД) слабо охлаждается вторичным воздухом, используемым для обдува компенсационной обоймы. Экраны, установленные с наружной и внутренней стороны передней части корпуса, способствуют повышению термической инерционности этой части с целью оптимизации радиального зазора между торцами РЛ и корпусом.

Охлаждение корпуса опор осуществляется подводом воздуха второго контура через полые стойки. Между стойками и обтекателями организовано перетекание этого воздуха для их охлаждения.

 

№ п/п Наименование охлаждаемого элемента Расход охлаждающего воздуха в %
Сопловой аппарат ТВД  
- передняя полость сопловых лопаток 1,2
- задняя полость сопловых лопаток 0,9
- верхние полки сопловых лопаток 0,4
- нижние полки сопловых лопаток 0,3
Компенсационная обойма над РЛ ТВД 0,25
Сопловой аппарат ТНД 1,35
- сопловые лопатки 0,27
Рабочие лопатки ТВД 1,5
Рабочее колесо ТНД 0,85
- рабочие лопатки ТНД 0,4

 

 

 

Лекция №9

 

Зазоры между ротором и статором

 

Применив цилиндрическую систему координат к двигателю (осевая координата совпадает с осью двигателя), можно разделить зазоры (в компрессоре и турбине) на два вида:

· осевые (расстояние между двумя соседними лопаточными венами);

· радиальные (между концом рабочей лопатки и корпусом или между внутренним бандажом лопаток НА и барабаном ротора).

Радиальные и осевые зазоры между ротором и статором устанавливают такими, чтобы исключить возможности касания частей ротора о детали статора при самых неблагоприятных условиях работы двигателя, когда вследствие упругих и температурных деформаций корпуса и ротора зазоры, установленные в холодном состоянии (монтажные зазоры) уменьшаются. Одновременно в них должно быть обеспечено минимальное перетекание воздуха.

Радиальные зазоры в проточной части оказывают большое влияние как на рабочие характеристики турбины.

 

Рис. Радиальный и осевой зазоры

 

При выборе радиальных зазоров следует учитывать их изменение при увеличении температуры ротора и статора, вытяжку рабочих лопаток и ротора от действия центробежных сил и деформацию статора от действия внутреннего избыточного давления. Допустимые величины относительного радиального зазора 0,002…0,007 для лопаток первых ступеней и 0,015…0,04 для последних ступеней. Величина может быть уменьшена до 0,0015…0,004 (для первых ступеней) при использовании мягких прирабатываемых покрытий рабочих колец корпуса над концами рабочих лопаток на основе графита, талька, композитов. Чем жестче корпус и ротор, тем меньше радиальные зазоры.

Радиальный зазор между бандажом НА и гребешками лабиринтного уплотнения в холодном состоянии обычно составляет = 0,2…2,0 мм.

Осевые зазоры для уменьшения длины компрессора желательно иметь минимальными. Однако при слишком малых зазорах возможна неустойчивая работа ступени и сильные вибрации лопаток.

На среднем радиусе относительная величина осевого зазора составляет 0,15…0,25.

При рассмотрении осевых зазоров учитывается осевое смещение статора относительно ротора, а радиальных зазоров – радиальное смещение. При рассмотрении зазоров, образованных коническими поверхностями необходимо учитывать как осевое, так и радиальное смещение статора относительно ротора.

Детали ротора и статора работают в различных условиях:

· имеют различное тепловое состояние;

· испытывают различные нагрузки.

Это приводит к изменению зазоров между ротором и статором во время работы двигателя. При запуске двигателя растет температура в проточной части турбины и изменяется тепловое состояние деталей. Детали ротора обладают большей тепловой инерцией (более массивные), чем детали статора. Из-за этого радиальный зазор увеличивается относительно монтажного. Далее зазор перестает увеличиваться и начинает уменьшаться по мере прогрева ротора (ротор догоняет статор). Зазоры стабилизируются, когда тепловое состояние узлов турбины становится постоянным на установившемся режиме. В этих рассуждениях пренебрежем вытяжкой деталей ротора от действия центробежных сил, так как её влияние значительно меньше. При остановке двигателя корпус турбины остывает быстрее, чем ротор, поэтому радиальный зазор уменьшается и становится меньше монтажного. Скорость изменения зазоров пропорциональна времени, за которое происходит полный останов двигателя. Если монтажные зазоры выбраны неправильно, то при резком снижении режима работы двигателя радиальные зазоры могут стать нулевыми, произойдет заклинивание ротора.

При выборе монтажных зазоров необходимо учитывать их влияние на зазоры в процессе осуществления полетного цикла, а значит на КПД турбины. Течение газа в турбине имеет сложную трехмерную структуру. В зависимости от величины зазора меняется характер течения и, как следствие, изменяется КПД компрессора.

 

Уплотнения в осевой турбине применяются для изолирования воздушных и масляных полостей и для уменьшения перетекания газа из полостей с большим давлением (с входа ступени) в полости с меньшим давлением (на выход ступени).

По конструктивному исполнению уплотнения могут быть контактными (безрасходными) и бесконтактными (расходными).

Контактные уплотнения – кольцевые, торцовые, радиально-торцовые (РТКУ) применяются для уплотнения масляных полостей. Они предназначены для ограничения полости суфлирования (полости подшипника) и исключения перетекания масла из нее в проточную часть двигателя. Например, в двигателях Д-36, Д-136, Д-336 на всех опорах установлены однотипные РТКУ – графитовые радиально-торцовые контактные уплотнения

 

  Уплотнения валов      
         
Контактные   Бесконтактные    
     
  Щелевые   Динамические   Гидростатические    
   
Сальниковые   С фиксированной гладкой стенкой   Плавающие кольца   Торцовые    
     
Манжетные     Винто-канавочные   Радиальные    
       
Контактными кольцами (РТКУ)   Лабиринтные   Лабиринтно-вихревые    
         
Торцовые (ТКУ) Гидродинамические    
                     

Рис.9.1 Классификация уплотнений валов

 

Кольцевые уплотнения типа поршневых колец (применяют 2-3 разрезных кольца) выполняются с кольцами диаметром более 200 мм при относительных скоростях до 100 м/с и перепадах давления до 0,2…0,3 МПа (передняя опора Р11Ф-300). Кольца изготавливают из хромистого чугуна с пористым хромированием торцовых поверхностей или из оловянистой бронзы. Упругость колец подбирается так, чтобы при вращении вала кольцо оставалось неподвижным или лишь слегка покачивалось.

 

Рис.

 

Торцовое контактное уплотнение создается прижатием невращающейся уплотнительной втулки с кольцом из антифрикционного материала к буртику вала (F100-PW-100). Усилие прижима зависит от затяжки пружины и перепада давления по обе стороны уплотнения. В качестве антифрикционного материала используются графит, чугун, бронза, композиционные материалы.

 

Рис.

 

При оценке эффективности РТКУ определяется расход воздуха через РТКУ из полости наддува в полость суфлирования. Давление в полости наддува выше, чем давление в подшипниковой полости (полости суфлирования), поэтому масло из полости суфлирования не попадает в полость наддува, а воздух из полости наддува поступает в полость суфлирования.

 

 
 

 


 

Расход воздуха через РТКУ определяется по формуле Христиановича

,

где – коэффициент расхода;

– эмпирический коэффициент для РТКУ данной схемы;

и – полные давление и температура воздуха в полости наддува;

– площадь проходного сечения;

– газодинамическая функция – приведенная массовая скорость.

Параметры воздуха и перед РТКУ (в полости наддува) берутся из результатов расчета наддува. Площадь проходного сечения для данного типа РТКУ слагается из нескольких составляющих:

,

где – просвет на дуге 600 по наружному диаметру графитового кольца;

– зазор между графитовым кольцом РТКУ и контртелом при «всплытии» РТКУ во время работы двигателя;

– площадь зазора в разрезе графитового кольца РТКУ, выступающем над контртелом.

Газодинамическая функция – отношение скорости воздуха при адиабатном течении к критической скорости потока. Величина определяется по соотношению давлений в предмасляной полости и полости суфлирования : , где – показатель адиабаты для воздуха.

Температура воздуха на выходе из РТКУ определяется по зависимости .

В качестве бесконтактных уплотнений применяются лабиринтные и щелевые. Лабиринтные уплотнения используют принцип многократного дросселирования газа, протекающего через каналы с резко изменяющимися проходными сечениями (через узкую щель в большой объем).

 

Рис.

 

Эффективность работы лабиринтного уплотнения зависит от числа гребешков, их конфигурации, перепада давления между уплотняемыми полостями и от величины зазоров. Эффективность уплотнения оценивается величиной утечки

, кг/с,

где – коэффициент расхода, учитывающий особенности расширения газа в зазоре и неполноту торможения в камере лабиринта (зависит от типа лабиринта и формы гребешков);

– площадь сечения щели, м2;

и – давления по обе стороны лабиринта, Па;

– газовая постоянная, Дж/кг град (для воздуха = 287);

– число гребешков.

Величина через уплотнение рекомендуется не более 1% от расхода воздуха.

Экспериментальные исследования показали, что эффективность уплотнений при увеличении числа гребешков больше 6 – 8 возрастает незначительно. Поэтому, при необходимости установки большого количества гребешков или при ограниченной длине лабиринта выполняют двух- или трехъярусные компоновки. Кроме типа и числа гребешков на эффективности уплотнения сказывается форма кромок. Экспериментально установлено, что даже небольшое скругление кромок приводит к заметному ухудшению работы уплотнения.

Осевые и радиальные щелевые уплотнения являются разновидностью лабиринтных уплотнений.

 

Рис.

 

Лабиринтные и щелевые уплотнения обычно работают в паре с мягкими легко прирабатываемыми покрытиями.

 

 

2.10. Конструкционные материалы, применяемые для изготовления деталей турбин

 

Выбор материала для изготовления деталей турбины определяется в основном тепловым состоянием их во время работы. Значительные температуры нагрева и резкие их изменения, статическая, динамическая и циклическая нагруженность и ряд других факторов обусловили специфические требования к выбору конструкционных материалов для основных деталей газовых турбин: рабочих и сопловых лопаток, дисков, корпусов, валов и других деталей. В числе этих требований:

- длительная жаропрочность;

- сочетание высокой сопротивляемости ползучести при достаточной пластичности;

- стойкость против газовой коррозии и эрозии;

- достаточно высокая теплопроводность.

Этим требованиям в достаточной мере удовлетворяют жаропрочные сплавы на никелевой и в ряде случаев - кобальтовой основе.

Для изготовления деталей, работающих при температуре до 2500С, могут быть применены алюминиевые и магниевые сплавы, до температуры 5000С – титановые сплавы, при температуре выше 5000С – нержавеющие и жаропрочные стали.

Рабочие лопатки выполняют из сплавов на никелевой основе:

ЖС3 (ЭИ618); ЖС6К; ЖС6КП; ЖС6У; ЖС6Ф; ХН77ТЮР (ЭИ437Б);ХН70ВМТЮ (ЭИ617); ХН70МВТЮБ (ЭИ598); ХН55ВМТЮКЮ, ЭП-220 (ХН51ВМТЮКФР);. ЭИ827 (ХН75ВМЮ); ЭИ867 (ХН62МВКЮ); ВЖЛ8. Также применяется литейный сплав ВЖЛ12У. Для последних ступеней ТНД может использоваться никелевый сплав ЭИ893 (ХН65ВМТЮ). Находит применение сплав ВКЛС-20.

Жаропрочные стали: ЭИ388;(40Х15Н7Г7Ф2МС); ЭИ696 (10Х11Н20Т3Р); ЭИ696М (10Х11Н23Т3).

Для сопловых лопаток используют сплавы на никелевой основе ЖС3, ЭИ893 (ХН65ВМТЮ);АВН-300; ЖС6К, ЭИ435 (ХН78Т), ЭИ652 (ХН70Ю) и на кобальтовой основе -ЛК-4. Также применяются литейный сплав на никелевой основе ВЖЛ8.

Используются жаропрочные стали: ЭИ388 (40Х15Н7Г7Ф2МС); ЭИ417 (20Х23Н18).

Для дисков применяются сплавы на никелевой основе ХН77ТЮР (ЭИ437Б), ЭИ698 (ХН73МБТЮ); и хромоникельмарганцовистая сталь 37Х12Н8Г8 МБФ при меньших температурах нагрева. Также используются жаропрочные стали ЭИ388;(40Х15Н7Г7Ф2МС); ЭИ736 (13Х14Н3В2ФР); ЭИ696М (10Х11Н23Т3).

Детали корпусов изготавливают из 13Х11Н2В2МФ (ЭИ961); ВЖ102; 20Х23Н18 (ЭИ417); 12Х18Н9Т (Х18Н9Т). Используются сплавы на никелевой основе: ЭП199 (ХН56ВМТЮ). Также применяется литейный сплав ВЖЛ12У, жаропрочные стали: ЭИ388 (40Х15Н7Г7Ф2МС); ЭИ696 (10Х11Н20Т3Р).

Для валов используют 13Х14Н3В2ФР (ЭИ736), 18Х2Н4МА, 40ХН2М.

Крепежные детали (болты, гайки, шпильки) изготавливают из ХН77ТЮР и др.

Вопросы:

1. Проблема возможности и границ научного познания в критической философии И. Канта: анализ основных познавательных способностей человека.

2. Этика И. Канта: проблема моральной автономии и свободы личности.

3. Принцип тождества мышления и бытия. Философская система Г.В.Ф. Гегеля. Диалектический метод мышления.

4. Г.В.Ф. Гегель о человеке, обществе и истории.

5. Антропология и социальная философия Карла Маркса.

 

Немецкая классическая философия конца XVIII первой половины XIX века возрождала идеализм и диалектику классической античной философии и была представлена И. Кантом, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегелем, Ф.В. Шеллингом и Л. Фейербахом. Она сыграла большую роль в разработке диалектики познания (гносеологии). Диалектика становится системой воззрений: в ней представлено множество категорий и связь между ними, сформулированы основные принципы и законы. В немецкой философии утверждаются также идея эволюционного развития человечества, принцип историзма в исследованиях культуры народов.