Деятельности.

Тема: Основные формы осуществления внешнеэкономической

Внешнеэкономическая деятельность
Инвестиционный бизнес
Производственно-техническое сотрудничество
Научно-техническое сотрудничество
Валютно-кредитные и финансовые отношения
Внешяя торговля

 

Рис. 1.1. Формы ВЭД страны

 

Наиболее развитой формой ВЭД является внешнеторговая деятельность, которая представляет собой предпринимательскую деятельность в области обмена товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Основное место среди классических форм международной торговли занимают сделки купли – продажи товаров в материально - вещественной форме.

Международное производственно - и научно-техническое сотрудничество включает такие виды деятельности предприятий разных стран, как совместное производство продукции на основе международной специализации и кооперирования производства, совместное проведение научно-исследовательских работ (программ) и опытно-конструкторских работ.

Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий и фирм представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнерами в различных ,но конструктивно связанных между собой в процессах технологического разделения труда.

Согласованность действий партнеров в рамках производственной кооперации достигается путем:

§ взаимного планирования производства экспортной и импортнозамещающей продукции;

§ прогнозирования и совместного осуществления научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;

§ организации подготовки кадров.

Сотрудничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.

В сфере инвестиционного бизнеса можно выделить такую форму ВЭД, как международное инвестиционное сотрудничество, которое представляет собой форму взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения совместных усилий финансового и материально – технического характера в целях решения проблем, связанных с расширением базы развития и выпуска экспортной продукции, систематическим ее обновлением, на основе критерия конкурентоспособности, содействующей облегчению процессов ее реализации на внешнем рынке.

В качестве самостоятельных направлений ВЭД можно рассматривать валютно-кредитные и финансовые отношения, которые охватывают операции с ценными бумагами, предоставление и привлечение международных кредитов и займов и другие операции.

 

Тема: Особенности ВЭД Республики Беларусь

 

Пути развития и задачи ВЭД Республики Беларусь определены Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь. Главной целью ВЭД Республики Беларусь является расширение экспорта и рационализация импорта, достижение и сохранение сбалансированности внешнеторговых операций на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком для ускорения модернизации и повышения конкурентоспособности белорусской экономики.

Главным направлением ВЭД является осуществление эффективной внешнеторговой политики, взаимоувязанной с макроэкономической и промышленной политикой, обеспечивающее динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры.

 

 

Управление ВЭД в Беларуси осуществляется на трех уровнях (рис. 1.2).

 


 

 

К первому уровню относятся высшие органы управления.

 

Высшие органы управления ВЭД в Республике Беларусь - Президент, Парламент и Совет Министров.

Роль Президента в регулировании ВЭД значительна. Он уполномочен подписывать Указы, предоставлять те или иные льготы в торгово-экономической области, выступать инициатором экономических программ.

Парламент как высший законодательный орган издает законы, регламентирующие ВЭД, разрабатывает основы внешнеэкономической политики государства, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами.

Совет Министров издает Постановления и Распоряжения во исполнение законов по ВЭД, осуществляет общее руководство в области отношений республики с иностранными государствами и международными организациями.

Второй уровень управления ВЭД в Республике Беларусь представлен Национальным банком и рядом министерств.

Национальному банку принадлежит значительное место в системе регулирования ВЭД. Совместно с Министерством финансов он определяет условия и порядок финансирования ВЭД, регулирует валютные операции и курс белорусского рубля, вывоз белорусского капитала, участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту.

Специальным государственным органом, осуществляющим общую координацию ВЭД в республике, является Министерство иностранных дел (МИД), на которое возложены задачи разработки решений по вопросам государственной внешней политики и обеспечению их реализации, совершенствованию форм сотрудничества с зарубежными странами, координации деятельности организаций и государственных органов в обла­сти торгово-экономических отношений с иностранными партнерами, принятию мер стимулирования развития экспортно-импортных операций.

Основными элементами зарубежной внешнеторговой инфраструктуры республики являются торгово-экономические службы в составе дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь и торговые представительства Республики Беларусь, находящиеся введении МИДа.

Государственный таможенный комитет выполняет следующие функции:

· принимает участие в разработке таможенного законодательства и реализации таможенной политики Республики Беларусь;

· осуществляет контроль за пересечением государственной границы республики гражданами и грузами через декларирование грузов и имущества;

· участвует в изменении ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;

· осуществляет взимание таможенных пошлин, сборов;

· осуществляет защиту интересов Беларуси через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей;

· проводит конфискацию грузов, имущества, незаконно ввозимых в республику;

· . ведет таможенную статистику;

· . принимает участие в валютном и экспортном контроле.

Министерство экономики и Министерство промышленности разрабатывают и проводят единую государственную социально-экономическую политику страны в целом и, в частности, в сфере международного сотрудничества, участвуют в составлении платежного баланса страны. Министерство экономики разрабатывает меры по привлечению иностранных инвестиций, по созданию и функционированию свободных экономических зон на территории республики, проводит экс­пертизу инвестиционных проектов, взаимодействует с международными финансовыми институтами.

Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, участвует в выработке решений по вопросам формирования и использования государственного бюджета, проводит экспертизу инвестиционных проектов, представленных для финансирования за счет иностранных инвестиций, определяет методические основы разработки платежного баланса.

Министерство торговли координирует внешнеторговую деятельность, обеспечивает единство развития внешней и внутренней торговли, регулирует отношения, связанные с защитой прав потребителей, контролирует осуществление рекламной деятельности, регистрирует внешнеторговые кон­тракты, выдает лицензии на экспорт и импорт товаров.

Важное место в системе управления ВЭД в республике занимает Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Третий уровень управления ВЭД в Республике Беларусь пред­ставлен Торгово-промышленной палатой Республики Беларусь.

Торгово-промышленная палата (БелТПП) является негосударственной некоммерческой организацией, содействующей развитию национальной экономики, промышленных, научно - технических и торговых связей Республики Беларусь с другими странами. Она осуществляет свою деятельность в целях содействия развитию белорусской экономики, интегрированию ее в мировую хозяйственную систему, формированию ры­ночной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, осуществлению и упорядочению внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, также расширению торгово-экономических связей республики с другими странами.

 

Задачи БелТПП выполняет следующим образом:

· участвует в подготовке проектов законов и других нормативных актов, регулирующих ВЭД в республике;

· организует международные, национальные выставки и ярмарки, деловые встречи, конференции, семинары в республике и других странах;

· подтверждает подлинность документов, используемых в международном экономическом обороте, свидетельствует обстоятельства форс-мажора;

· удостоверяет сертификаты происхождения; проводит все виды экспертиз товаров, сырья, оборудования и собственности; определяет принадлежность к собственному производству продукции, работ и услуг субъектов хозяйствования; осуществляет сертификацию соответствия продукции; определяет код товара в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД, осуществляет деятельность в качестве таможенных агентов;

· выполняет заявки белорусских и иностранных юридических и физических лиц по патентованию изобретений, промышленных образцов, разработке и регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, фирменных наименований, а также выполняет функции, связанные с охраной промышленной и интеллектуальной собственности;

· осуществляет перевод документации, справочных и информационных материалов;

· оказывает содействие белорусским и иностранным предпринимателям в поиске партнеров для сотрудничества;

· развивает сотрудничество с торгово-промышленными палатами, союзами предпринимателей и другими неправительственными организациями иностранных государств, содействующими развитию ВЭД;

· оказывает юридические услуги.

Задачи ВЭД Республики Беларусь:

§ обеспечение динамичного роста объемов экспорта товаров и услуг на основе повышения конкурентоспособности отечественного производства при опережающем темпе роста экспорта над импортом;

§ дальнейшая рационализация структуры импорта, развитие импортозамещающих производств, стабилизация и улучшение внешнеторгового и платежного балансов;

§ расширение применения современных форм международного сотрудничества (создание торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами, экспорт технологий, открытие сборочных производств, центров сервисного обслуживания, представительств белорус­ских организаций в странах - торговых партнерах);

§ освоение производства новых экспортных товаров, внедрение международных стандартов, реализация экспортоориентированных инвестиционных проектов;

§ повышение в объеме экспорта доли наукоемкой и высоко­технологичной продукции;

§ поиск дополнительных эффективных источников внешних инвестиционных ресурсов и другие.