Компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу физических лиц.

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования и градостроительного зонирования.

Общий порядок возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, установлен гражданским законодательством.

Согласно ст. 1064 ГК РФ п. 1) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии с данной нормой в пп. 1 и 2 подчеркивается, что вред, возникший вследствие указанных в этих пунктах обстоятельств, возмещается в полном объеме. Возникает, однако, вопрос: на каких конкретно лиц возлагается обязанность возместить причиненный вред?

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к конкретным статьям ГрК РФ, регламентирующим порядок утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ГрК схема территориального планирования субъекта РФ утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, а согласно п. 1 ст. 20 ГрК схема территориального планирования муниципального района утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района. В данном случае органы государственной власти выступают от имени Российской Федерации или соответственно субъекта РФ, а органы местного самоуправления - от имени муниципальных образований. В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования выступают на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. От имени казны при этом выступают соответствующие финансовые органы.

Это правило относится и к обязательствам, возникающим из причинения вреда, о которых идет речь. От имени Российской Федерации и субъектов РФ при этом выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления. В отдельных случаях в порядке, предусмотренном законодательством, от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно ст. 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

По общему правилу юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам и, наоборот, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. Точно так же Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, а субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Поскольку в п. 2 ст. 29 ГрК РФ установлено, что государственная экспертиза проектов документов территориального планирования проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, или подведомственным ему государственным учреждением, то во всех случаях, когда такая экспертиза проводилась, и тем не менее в результате утверждения не соответствующих техническим регламентам документов был причинен вред, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность за его причинение.

Субсидиарная ответственность по гражданскому законодательству (ст. 399 ГК РФ) представляет собой ответственность, дополнительную к ответственности другого лица, являющегося основным должником, - в рассматриваемых нами ситуациях основным должником может быть субъект РФ или муниципальное образование. Требование о возмещении вреда должно быть предъявлено в первую очередь к основному должнику, но если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (в данном случае - Российской Федерации).

Способы возмещения причиненного вреда также урегулированы гражданским законодательством. В соответствии со ст. 1082 ГК РФ суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки. При этом под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ понимается как реальный ущерб (т.е. утрата или повреждение имущества лица, чье право нарушено, а также расходы, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права), так и упущенная выгода (неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях, если бы его право не было нарушено).

Законодательством установлены существенные особенности порядка возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

 

Законодатель регламентирует порядок ответственности за вред, причиненный на различных этапах возведения объектов капитального строительства. Напомним, что в соответствии со ст. 1 ГрК РФ под объектами капитального строительства понимаются здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Законодатель выделяет три стадии строительства, в процессе которых могут иметь место повлекшие вред нарушения: 1) проведение инженерных изысканий; 2) подготовка и утверждение проектной документации; 3) строительство, реконструкция, ремонт соответствующих объектов. Определения понятий инженерных изысканий, строительства и реконструкции также даны в ст. 1 ГрК РФ.

Порядок проведения архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства определен нормами статей гл. 6 комментируемого Кодекса.

Инженерные изыскания, также как подготовка проектной документации, осуществляются застройщиком либо привлекаемым им по договору физическим или юридическим лицом, соответствующим установленным законодательством требованиям. Следовательно, данные лица несут ответственность в случае причинения вреда, вызванного несоответствием инженерных изысканий, проектной документации установленным требованиям.

В соответствии со ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. При этом работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ. Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива.

Статья 1093 ГК РФ устанавливает, что в случае реорганизации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, обязанность по выплате соответствующих платежей несет его правопреемник. К нему же предъявляются требования о возмещении вреда. В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.

Поскольку, за исключением случаев, предусмотренных ст. 49 ГрК РФ, проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе, которую проводит уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти или подведомственное ему государственное учреждение, то Российская Федерация несет субсидиарную ответственность за возникший вред, если на не соответствующую установленным требованиям проектную документацию было выдано положительное заключение государственной экспертизы. Если же проектная документация в соответствии со ст. 50ГрК РФ направлялась на негосударственную экспертизу, то субсидиарную ответственность в аналогичном случае несет аккредитованная организация, проводившая такую экспертизу.

Если вред возник в результате несоответствия возводимых объектов проектной документации и техническим регламентам, то ответственность несет лицо, осуществляющее строительство, поскольку согласно ст. 53 ГрК РФ такое лицо обязано в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства проводить строительный контроль. Основной целью строительного контроля как раз и является проверка соответствия выполняемых работ проектной документации и требованиям технических регламентов. Субсидиарная ответственность Российской Федерации или субъекта РФ наступает, если в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта осуществлялся государственный строительный ,который также имеет целью проверку соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов и проектной документации. Поскольку в зависимости от вида объекта капитального строительства такой надзор осуществляет либо уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, либо соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ (пп. 3, 4 упомянутой статьи), ответственность несет либо Российская Федерация, либо ее субъект.

Объем возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, определяется в соответствии со ст. 1085 ГК РФ. Установлено, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. При этом в счет возмещения вреда не засчитываются пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью (в том числе пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья), а также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему, законом может быть увеличен, но поскольку ГрК РФ такого увеличения не предусматривает, объем и размер возмещения вреда здоровья гражданину в случаях, установленных данной и предыдущей статьями, определяется в соответствии с приведенными выше нормами гражданского законодательства.

Размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. В состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие. Доходы от предпринимательской деятельности, а также авторский гонорар включаются в состав утраченного заработка, при этом доходы от предпринимательской деятельности учитываются на основании данных налоговой инспекции.

В случае когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Если увечье или иное повреждение здоровья причинено малолетнему (не достигшему возраста 14 лет), то лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить только расходы, вызванные повреждением здоровья. Но по достижении малолетним потерпевшим возраста 14 лет лицо, ответственное за причиненный вред, обязано будет возместить также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности, исходя из величины прожиточного минимума. Такое возмещение, помимо возмещения расходов, вызванных повреждением здоровья, производится и не имеющим заработка или дохода несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет. Если ко времени повреждения его здоровья несовершеннолетний имел заработок, то вред возмещается исходя из размера этого заработка, но не ниже установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума.

После начала трудовой деятельности несовершеннолетний, здоровью которого был ранее причинен вред, вправе требовать увеличения размера возмещения вреда исходя из получаемого им заработка, но не ниже размера вознаграждения, установленного по занимаемой им должности, или заработка работника той же квалификации по месту его работы.

Если в результате действий произошла смерть человека, то производится возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца. В соответствии со ст. 1088 ГК РФ право на возмещение вреда по случаю потери кормильца имеют:

- нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;

- ребенок умершего, родившийся после его смерти;

- один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

- лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.

Вред возмещается:

- несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет;

- учащимся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;

- женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет - пожизненно;

- инвалидам - на срок инвалидности;

- одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья.

Определение размера возмещения вреда, понесенного в случае смерти кормильца, производится в соответствии со ст. 1089 ГК РФ.

При повышении стоимости жизни суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат индексации в установленном законом порядке.

По общему правилу возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится ежемесячными платежами.

Кроме указанных выплат, лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы. Пособие на погребение, полученное гражданами, понесшими эти расходы, в счет возмещения вреда не засчитывается.

Отдельными нормативными актами определены особенности порядка определения вреда, причиненного жизни, здоровью физических лиц, имуществу юридических лиц в отдельных случаях. Например, подробно регламентирован такой порядок в отношении случаев аварий на гидротехнических сооружениях. В указанных случаях применяются утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2001 г. N 876 Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденный приказом МЧС РФ, Минэнерго России, МПР РФ, Минтранса России и Госгортехнадзора РФ от 18 мая 2002 г., и Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденная приказом МЧС РФ и Госгортехнадзором РФ от 15 августа 2003 г.

Следует отметить, что для вынесения судом решения о возмещении вреда, в том числе возникшего вследствие обстоятельств, указанных в комментируемой статье, необходимо наличие доказательств причинно-следственной связи между данными обстоятельствами и возникшим вредом.

В качестве примера можно привести постановление кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Московской области от 10 октября 2003 г. по делу N КГ-А40/7762-03.

В нем указано, что ООО "Шевро" обратилось с иском к ЗАО "Варча и К" о возмещении ущерба, нанесенного зданию, и расходов на составление проектно-сметной документации. Исковые требования мотивированы тем, что ответчик проводил в здании строительные работы без разрешительной документации. Данные действия ответчика, по мнению истца, привели к повреждениям в здании, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию сумма нанесенного ущерба.

Решением арбитражного суда первой инстанции исковые требования удовлетворены. Суд исходил из того, что истцом доказана причинно-следственная связь между причиненными убытками и действиями ответчика.

Постановлением апелляционной инстанции решение отменено, в иске отказано. Суд указал, что вывод суда первой инстанции о доказанности причинно-следственной связи между проводимыми ответчиком строительными работами и повреждениями здания является неправильным.

Ответчик обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Московской области, который не нашел оснований для отмены постановления.

Судом установлено, что истец является арендатором части здания и одновременно собственником другой части указанного здания. Сотрудниками истца были обнаружены повреждения в принадлежащих ему помещениях.

Из письма районной управы следует, что ответчик проводил в помещении строительные работы без соответствующей разрешительной документации.

В соответствии с техническим заключением основными причинами появления деформаций в помещениях являются начавшаяся реконструкция подвального помещения без составления необходимой проектной документации и без проведения предварительного обследования, а также неудовлетворительное, а местами предаварийное состояние конструкций помещения из-за несоблюдения периодичности проведения капитальных ремонтов и как результат - неудовлетворительной эксплуатации помещения.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

В этой связи бремя доказывания причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями ответчика лежит на истце.

Пунктом 1 ст. 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом не доказано наличие причинно-следственной связи между допущенным ответчиком нарушением и возникшими у истца убытками и отказал в иске.

Доводы кассационной жалобы о том, что ущерб произошел по вине ответчика, были отклонены.

 

 

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Комментируемой статьей ГрК РФ установлена как раз такая обязанность, но только по отношению к случаям чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"1 чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094 утверждена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которой чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Так, к локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1000 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

Из предоставляемых на федеральном уровне компенсаций гражданам за ущерб, связанный с чрезвычайными ситуациями, наиболее значительные компенсации предоставлены гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Так, постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; Правила выплаты гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества; Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца; Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Что касается возмещения причиненного вреда, о чем говорится в п. 2 комментируемой статьи, то следует отметить, что чрезвычайные ситуации нередко связаны с деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Статьей 1079 ГК РФ установлены особенности наступления ответственности за вред, причиненный такой деятельностью, к которой, в частности, относятся использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности. Установлено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.