Учет в США и англоязычных странах.

Теория учета и ее связь с бухгалтерской практикой.Теория учета должна быть связана с практикой. Если теория ничего не дает для практики, она не нужна. Однако теория неоднозначна. Но и практика, не объединенная единой теорией, также состояла из самых разных подходов. При этом практик ненавидел теоретика за то, что предметы, с которыми имеет дело теоретик, слишком сложны, не изучены и не допускают примитивных, претендующих на окончательное решение ответов. Практику нужны результаты, не вызывающие сомнений. Теоретик презирал практика за то, что тот не понимал его, увенчанного дипломами мэтра. Презирая теоретиков, каждый практик-бухгалтер создавал свою методологию. Это затрудняло сопоставимость данных, лишало возможности их анализировать и, что особенно важно, крайне осложняло бухгалтерам переход на другую работу, а акционерам — чтение отчетов. Такое положение не могло не повлиять на бухгалтерскую мысль. Необходимо было, если не унифицировать учет, то во всяком случае сделать его более доступным и понятным. Монтгомери был одним из первых инициаторов унификации бухгалтерских процедур и разработки учетных стандартов. Англо-аме­риканские бухгалтеры, за немногим исключением, не пытались навязать эти процедуры и стандарты в обязательном порядке всем, но их пропаганда должна была как-то упорядочить практику учета. Стандарты, а тем более процедуры, носили и до сих пор носят рекомендательный характер.

Первым, кто по-настоящему в 1922 г. осознал необходимость тео­рии учета, был В.Э. Патон. Именно ему принадлежит замечательная идея: найти какие-то общие положения и из них вывести всю теорию. В даль­нейшем самые общие положения назвали постулатами, а правила, вы­текающие из них, принципами.

Американская ассо­циация бухгалтеров (ААА) в 1936 г. издает первые стандарты. Их автором был Патон. Это была первая попытка, она не носила научного характера. Стандарты не объединили идеи теоре­тиков и повседневные проблемы прак­тиков. Тем не менее нужен был мост между двумя лагерями, разделенными пропастью непонимания. Этот мост, состоящий из четырех элементов, предполагал последователь­ное восхождение от абстрактного к конкретному, от теории к практике и включал: 1) постулаты — самые общие базовые положения, очевидность которых не может быть подвергнута сомнению; 2) принципы — общеметодо­логические конструкции; 3) правила — то, что относится к работе бухгалтера и 4) процедуры — условия реализации правил бухгалтерского учета.

Вскоре выступил Самуэл Дж. Броад, настаивая на введении пятого элемента — стандарты.

В 1973 г. было создано Бюро стандартов финансового учета (РАЗВ). Финансовую поддержку бюро обеспечивает Американский институт аудиторов (А1СРА). Бюро было создано взамен его предшественника — Бюро по разработке учетных принципов (АРВ).

Общее представление о составе принципов дает табл. 1.

Таблица 1.

 

При использовании принципов надо исходить из того, что они должны быть добровольно приняты администрацией, но не навязаны ей сверху. Поясним приведенные принципы:

1. Предприятие. Собственность предприятия отлична от собственности
его хозяина.

2. Непрерывность. Предприятие, однажды возникнув, будет существовать вечно.

3. Измеритель. Только выраженный в деньгах факт хозяйственной жизни может стать объектом бухгалтерского учета.

4. Реализация. Момент передачи права собственности на учитываемый объект от продавца к покупателю и оплата товаров и услуг.

5. Оценка затрат по существу — частный случай общей оценки. Одни авторы их объединяют, другие выделяют: общая оценка — статика учета — измерение сальдо счетов, оценка затрат — динамика — измерение их оборотов.

6. Полнота регистрации — чисто формальный бухгалтерский принцип, предполагающий, что все документы должны быть зарегистрированы в учете.

7'. Достоверность и точность. Все записи в бухгалтерском учете должны быть подтверждены оправдательными документами, суммы подсчитаны абсолютно правильно.

8. Оценка. Объекты бухгалтерского учета должны быть оценены по цене приобретения и расходам, связанным с их доставкой, установкой, наладкой и пуском в эксплуатацию.

9. Отчетный период — важнейший организационный принцип, может предусматривать: день, неделю, месяц, квартал, календарный или хозяйствен­ный год.

10. Сохранность принципа — большинство относит его к понятию непрерывности (преемственности) и только Мор и Блау выделяют методологическую преемственность из преемственности вообще.

11. Консеквенция — последовательность операций и их содержание.

12. Отчетность. Только Мор считает отчетность специальным бухгал­терским принципом. Остальные рассматривают ее как частный случай других принципов.

13. Значимость. Отнесение объекта к той или иной бухгалтерской категории зависит от того, какое значение придает ему собственник.

14. Кредиторская задолженность. Мор обращал внимание на то, что погашение предприятием своей задолженности, его платежеспособность — основной барометр хозяйственной деятельности.

15. Сделка — единичный факт хозяйственной жизни, формирующий предмет бухгалтерского учета.

16. Начальная регистрация активов и пассивов — расширение понятия факта хозяйственной жизни, включение в него не только оборотов, но и сальдо.

17. Расчет ожидаемых результатов — попытка ввести прогностический показатель в состав принципов бухгалтерского учета.

18. Целостность — подчеркивание, и по мнению большинства, излишнее, того, что бухгалтерские регистры и отчетные формы должны быть взаимосвязаны, а их показатели непротиворечивы.

19. Применение профессиональных судов — это организационное положение, которое позволяет профессионально устранять противоречия между заинтересованными лицами.

20. Выявление эффективности капиталовложений — попытка связать аналитические показатели с учетными, вытеснить из административной и финансовой работы вторые первыми.

21. Двойственность. Каждый факт хозяйственной жизни должен быть отражен дважды в одинаковой сумме — по дебету одного и кредиту другого счета. Баланс — основа бухгалтерского учета, и двойная запись вытекает из условий балансового уравнения.

22. Консолидация — обобщение отчетности отдельных предприятий при их объединении.

23. Объективность — большинство авторов не считают бухгалтерскую информацию объективной; по их мнению, информация всегда отражает интересы заинтересованных лиц и в силу этого всегда субъективна. Напротив, Финней и Миллер хотят подчеркнуть, что соблюдение учетных принципов позволяет администрации получать объективную информацию, не зависимую от капризов пользователей.

24. Ясность и открытость — система должна быть понятна всем заин­тересованным лицам, и предмет бухгалтерского учета не должен быть ограничен какими-то заранее заданными границами. В систему бухгалтерского учета всегда можно включить в зависимости от цели новые элементы.

Несмотря на огромные усилия по стандартизации принципов бухгал­терского учета, разработанные стандарты подвергаются критике по следующим причинам: 1) нет достаточных оснований считать один вариант учета предпоч­тительнее другого; 2) однажды установленные и, может быть, не самые удачные принципы практически очень трудно изменить; 3) возможность достижения унификации сомнительна; 4) сравнимость показателей трудно обеспечить даже в условиях единых принципов; 5) отсутствуют достаточно подготовленные кадры счетных работников; человек, читающий финансовый отчет, не может быть уверен в квалификации главного бухгалтера и аудитора; 6) факультативный характер принципов, отсутствие сложившейся системы бухгалтерского права; 7) специалисты западных стран не любят, когда кто-то руководит ими и принимает за них решения.

Структура бухгалтерского учета.Самым существенным обстоятельством в организации бухгалтерского учета США следует признать деление его на финансовый и управленческий учет. Обычно утверждается, что первый имеет своим предметом отношения предприятия с внешним миром (с корреспондентами, как сказал бы Чербони), второй регистрирует положение дел внутри предприятия (с агентами, по терминологии Чербони). Однако это не совсем так. Практически финансовый учет это и есть бухгалтерский учет в нашем понимании, а управленческий, если его проблематику сравнивать с нашей, представляет собой в первую очередь аналитический учет к счету основного производства, калькуляцию себестоимости, регистрацию затрат агентами предприятия и во-вторую — преимущественно перспективный анализ хозяйственной деятельности. Первый круг проблем составляет так называемый систематизированный учет, второй — проблемный.

Отличие управленческого учета от финансового подробно сформулировал Чарльз Хорнгрен.

 

Управленческий учет Финансовый учет
1. Главные потребители
Менеджеры всех уровней управления Менеджеры организации и внешние потребители, такие, как вкладчики и правительственные органы
2. Свобода выбора
Никаких ограничений кроме себестоимости, сопоставляемой с доходами от лучших управленческих решений Ограничен общепринятыми принципами ведения бухгалтерского учета
3. Влияние на поведение работников
Имеет значение то, как сбор данных и сопоставление отчетов будут влиять на повседневную работу менеджеров Имеет значение то, как фиксировать и анализировать экономические явления. Воздействие на работу сотрудников — вторично
4. Временной аспект
Нацеленность на будущее: формальное использование смет наряду с данными Нацеленность в прошлое: оценка прошлого периода за прошлый период
5. Временной интервал
Переменный, меняющийся от почасового до 10-15 лет Переменный в меньшей степени, обычно год или квартал
6. Отчеты
Детализированные, имеют значение детали, части целого, изделия, отделы, участки и т. д. Итоговые, имеют своим предметом прежде всего предприятие в целом
7. Набор показателей
Набор до конца не определен. Имеет место применение математики, психологии и системного анализа Определен точно. Относительные показатели используются незначительно

 

Цели управленческого учета обычно определяют следующим образом: 1) оказание информационной помощи управляющим; 2) контроль и прогно­зирование расходов; 3) выбор наиболее эффективных путей развития предприятия; 4) принятие оперативных управленческих решений. В связи с этим выделяют следующие три функции управленческого учета: 1) планирование и координирование будущего развития предприятия; 2) оперативное управление; 3) оперативный контроль и оценка результатов работы предприятия. Трем функциям соответствуют три раздела управленческого учета: 1)учет затрат; 2) оперативный аналитический учет; 3) центры ответственности.

В первом разделе фиксируются данные о прямых, косвенных и капи­тальных расходах. Они необходимы для оценки эффективности функциони­рования предприятия, краткосрочного и долгосрочного планирования, опре­деления наиболее перспективных путей развития предприятия.

Во втором разделе анализируются возможные ожидаемые издержки и прибыли предприятия, могущие возникнуть при принятии того или иного важного решения и позволяющие оценить степень хозяйственного рис­ка. Эта информация не фиксируется на бухгалтерских счетах и оформ­ляется чисто статистическим спосо­бом (при выполнении анализа широ­ко привлекается инструментарий ма­тематической статистики). Цель это­го раздела — информационно-ориен­тирующая.

В третьем разделе изучается контроль лиц, в обязанности кото­рых входит расходование средств. Здесь выделяются центры ответст­венности. Под центром ответствен­ности понимают, “организационную единицу, обладающую определенной ответственностью и возглавляемую управляющим”.

Необходимо отметить, что уп­равленческий учет предполагает до­полнение обычных и проверяемых данных материалами непроверяе­мыми, вероятными, например сведе­ниями о запасах нефти, газа, потен­циальной емкости рынка. Без этих данных нельзя оценить перспективы предприятия.