Оценка эффективности машин в связи с изменением их надежности

Изменение надежности серийно выпускаемых и новых машин вызывает изменение затрат в сферах создания и использования машин. На стадии разработки увеличиваются затраты на прогнозирование показателей расчетным методом; проектирование машин с заданными показателями; испытания макетов, моделей и опытных образцов; управление процессом обеспечение надежности.

Повышение затрат в сфере производства вызвано применением более качественных материалов, совершенных технологий изготовления, затратами не на управление качеством изготовления.

При эксплуатации машины возрастают расходы на Т.О., диагностику, снабжение запасными частями.

Изменение надежности сказывается на изменении потребности в машинах, рабочей силе, ГСМ, запасных частях, строительстве и реконструкции ремонтных предприятий и пр.

Потребность, в определении эффекта от использования машин с измененным по отношению к базовому варианту, уровнем надежности, возникает при решении следующих задач:

1. обоснование решения по рациональному уровню надежности серийных машин при модернизации;

2. определение степени, влияния, изменения показателей надежности на результирующие показатели деятельности строительных организаций.

Уровень надежности может быть охарактеризован средними значениями показателей Б – безопасности, долговечности, ремонтопригодности и комплексных показателей отражающих стоимостные и трудовые затраты.


Лекция №8

На предварительной стадии проектирования показатели условий использования техники (могут быть плохие, средние, хорошие). Влияние условий или их изменения можно учитывать с помощью поправочных коэффициентов.

Показатели надежности следует задавать до первого года эксплуатации. Влияние последующей наработки на величину показателей надежности может быть также учтено с помощью поправочных коэффициентов. Должно учитываться, что показатели ремонтопригодности и комплексные показатели отражают как свойства машин заложенные при проектировании, так и качественный уровень изготовления, а также уровень организации эксплуатации парка машин.

Различают первичный и конечный результат изменения уровня надежности машин.

Под первичным результатом понимают изменения следующих характеристик:

1. производительности , Б – безопасность; Д – долговечность; Р – ремонтопригодность

2. денежных эксплуатационных затрат – зарплата машинистов, стоимость топлива и масел, затраты на ремонт и Т.О. амортизационные отчисления и пр. , Ki – комплексные показатели, отражающие стоимостные и трудовые затраты на ремонт и Т.О.

3. трудовых эксплуатационных затрат (на управление машиной, затраты на ремонт и Т.О. и пр.)

4. удельных сопутствующих капитальных вложений, приходящихся на одну машину (передвижные средства ремонта и Т.О., стационарные средства ремонта и Т.О., страховочный и ремонтный резерв)

5. оптовой цены машины

Конечный результат изменения уровня надежности машины при решении первой и третьей задач характеризуется годовым эффектом. Конечный результат изменения надежности при решении второй задачи находят отражение в величинах экономических показателей эксплуатирующих машины организаций и подразделений – основных потребителей машин. К этим показателям относятся:

- прирост или убыль прибыли Эприб;

- высвобождение численности Эz

- экономия капитальных вложений Эк

экономия материальных затрат Эм