Важнейшие термины и определения
Рассматриваемые понятия относятся к комплексам машин, отдельным машинам, оборудованию, а также и их системам, агрегатам, узлам (сборочным единицам) и деталям.
В случае, когда рассматриваемые общие вопросы – машины, оборудование и их части принято называть объектами. Объект – предмет определенного целевого назначения, рассматриваемый в периоды проектирования, производства, эксплуатаций, исследований и испытаний на надежность.
Объекты делятся на 2 класса: восстановленный и не восстановленный.
Не восстановленный → объекты, которые не могут быть восстановлены или не подлежат восстановлению по соображению экономического, временного или иного порядка.
работоспособный
Объект
неработоспособный
Работоспособность → состояние объекта, при котором он способен восполнять заданные функции.
функциональная
Работоспособность
параметрическая
Параметрическая работоспособность – сохранение технико-экономических параметров в пределах установленных нормативно-технической документацией.
Рабочие машины происходит при изменяющих внешних воздействиях. Взаимодействуя с потенциальными свойствами машин , внешних воздействий форм качественного и другого показателя работы.
Входные перемещения образуют вектор-функцию
Выходной вектор-функция показывает как машина работает в реальных условия эксплуатации.
Внешние воздействия:
а. Природные факторы
б. Организационно-технические факторы
в. Социально-экономические
Потенциальные свойства – объективно существующая особенность машины, проявляющая при ее создании и эксплуатации.
Свойства образующие иерархическую совокупность, определяет качество машин.
Уровень
0 Качество машины
1 экономичность безопасность
2 полезность надежность
3 безотказность долговечность ремонтопригодность сохраняемость
4 сопротивление стабильность стабильность легко- взаимо- агрега
разрушению и рабочих . физ.-мех. съем. замен тность
коррозии процессов свойств
Качество машины – совокупность всех ее свойств, обуславливается пригодность удовлетворенность потребностей в соответствии с назначением.
Надежность машины – характеризует способность выполнять заданные функции, сохранять во времени значения эксплуатационных показателей в заданных пределах.
Безопасность – свойство машины сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Долговечность – свойство сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания.
Предельное состояние – характеризуется невозможностью дальнейшей эксплуатации машины из-за неустранения нарушения требований безопасности или неустранения выхода параметров за заданные пределы, неустранение снижения эффективности, необходимого проведения ремонта, нарушения рабочих функций.
В составе машин различают 3 группы элементов относительных характеристик предельных состояний:
А. Невосстанавливающие элементы;
Б. Восстанавливающие элементы и группы (узлы) и простые системы с конечным временем восстановления;
В. Сложные системы с конечным временем восстановления.
Группа «Б» - как правило, узлы, работоспособность которых поддерживается очисткой, регулировкой, заменой отдельных элементов (прокладки, подшипники, фрикционные накладки и т.п.)
Группа «В» - машины в целом.
Технический ресурс – наработка машины от начала эксплуатации до предельного состояния или проведения определенного вида ремонта.
Срок службы – календарное время от начала эксплуатации до предельного состояния или проведения определенного вида ремонта.
Ремонтопригодность – свойство конструкции заключается в приспособленности и предупреждению к обнаружению причин отказов и устранению их последствий путем технического обслуживания и ремонта.
Количественно определяется затратами времени, денег и средств.
Ремонтопригодность зависит от:
а. Доступности;
б. Легкосъемности;
в. Взаимозаменяемости;
г. Агрегатности;
д. Степени унификации.
Доступность – характеризуется возможностью производить работы руками или инструментом в рабочей зоне без снятия узлов или деталей не относящихся к ремонтирующему или тестируемому узлу (детали).
Контролепригодность:
а. Возможность контроля технического состояния элементов при профилактических мероприятиях;
б. Возможность поиска отказавшего элемента или причины неисправности с помощью специальных методов и средств.
Отказ - такое состояние объекта, при котором он полностью или частично теряет работоспособность и не может восполнять заданные функции.
Повреждение – нарушение исправности или целостности объекта, или его частей. Значительные и незначительные.
Лекция №2
Классификация отказов.
1. По частоте.
Единичные и повторяющиеся n раз за определенный период.
2. По связи с последствиями.
Легкие – не вызывают остановки объекта и могут быть устранены в процессе ЕО.
Средние – вызывают немедленную остановку для ремонта.
Тяжелые – не только остановка объекта, но и вторичные разрушения.
Катастрофические – отказы, приводящие к человеческим жертвам.
Каждая из указанных категорий отказов может быть разбита на 2 ступени:
Легкие: 1 – отказы, не влияющие на экологические и экономические отказы.
Мелкие отказы устраняются немедленно, или в ходе ежесменного обслуживания (ЕО) (регулировка, долив ГСМ).
2 – параметрические отказы, приводящие к снятию и замене агрегата в процессе после сменного обслуживания.
Эти отказы не влияют на ритмичность работы, но могут ухудшить такой показатель как время цикла и отрицательно влиять на производительность. Экономические потери сводятся к замене агрегата, стоимости производства работ.
Средние: 1 – отказы, приводящие к задержкам в рабочей машине, выявляются в ходе смены или предсменной проверки.
При наличии такого отказа смена может быть завершена, но затем производиться замена агрегата с перекладкой системы, и выхода в следующую смену.
2 – отказы приводят к нарушению или изменению технологических процессов, а также остановка производства меньше чем на одну смену.
Экономические потери могут быть велики из-за простоя всего количества машин.
Тяжелые: 1 – отказы, приводящие к выходу из строя ни только самого отказавшего узла или агрегата, но и узлов не связанных с отказавшим объектом.
2 – невозможное восстановление машины.
Катастрофические: 1 – единичные жертвы людей.
2 – массовые жертвы людей.
3. По сложности делятся на 3 группы:
1. Устраняемые в процессе операций ЕО и ТО.
2. - // - // - // - текущего ремонта.
3. - // - // - // - капитального - // - // - // -
Отказы 2-й и 3-й групп требуют ремонтного персонала, специальных средств (грузоподъемных) и сменных частей, сильно отказывающие на эффективности машины.
4. По способности и восстановлению работоспособности объекта: открытые устраняемые в эксплуатационных условиях; устраняемые в стационарных условиях.
5. По внешним проявлениям – явные и скрытые. Явные – на обнаружение которых требуется менее 10 мин.
6. По взаимосвязям – первичные и вторичные (зависимые)
7. По условиям возникновениям – при хранении, транспортировке
8. По уровню внешних воздействий – разные отказы возникают при нормальных и ненормальных условиях эксплуатации.
9. По возможности прогнозирования.
Прогнозируемый - возникновения которых зависит от возраста объекта или наработки влияющих на изменение параметра изделия, т.е. это то, что можно выявить до его отказа.
Непрогнозируемый – возникновение, которое невозможно было выявить до его отказа.
10. По характеру изменения параметров.
Внезапные – возникают в случае внезапной полной потери работоспособности.
Постепенные – возникают в результате возрастающей потери работоспособности элементов объекта ( как правило, износ)
11. По системам и агрегатам.
Отказы несущей системы ( рамы, фермы)
- // - // - // - трансмиссии мех.
ходовой части электро.
рабочего оборудования гидро.
системы управления пневмо.
Лекция №3