Важнейшие термины и определения

Рассматриваемые понятия относятся к комплексам машин, отдельным машинам, оборудованию, а также и их системам, агрегатам, узлам (сборочным единицам) и деталям.

В случае, когда рассматриваемые общие вопросы – машины, оборудование и их части принято называть объектами. Объект – предмет определенного целевого назначения, рассматриваемый в периоды проектирования, производства, эксплуатаций, исследований и испытаний на надежность.

Объекты делятся на 2 класса: восстановленный и не восстановленный.

Не восстановленный → объекты, которые не могут быть восстановлены или не подлежат восстановлению по соображению экономического, временного или иного порядка.

работоспособный

Объект

неработоспособный

Работоспособность → состояние объекта, при котором он способен восполнять заданные функции.

функциональная

Работоспособность

параметрическая

Параметрическая работоспособность – сохранение технико-экономических параметров в пределах установленных нормативно-технической документацией.

Рабочие машины происходит при изменяющих внешних воздействиях. Взаимодействуя с потенциальными свойствами машин , внешних воздействий форм качественного и другого показателя работы.

Входные перемещения образуют вектор-функцию

Выходной вектор-функция показывает как машина работает в реальных условия эксплуатации.

Внешние воздействия:

а. Природные факторы

б. Организационно-технические факторы

в. Социально-экономические

Потенциальные свойства – объективно существующая особенность машины, проявляющая при ее создании и эксплуатации.

Свойства образующие иерархическую совокупность, определяет качество машин.

Уровень

0 Качество машины

 

1 экономичность безопасность

 

2 полезность надежность

 

3 безотказность долговечность ремонтопригодность сохраняемость

 

4 сопротивление стабильность стабильность легко- взаимо- агрега

разрушению и рабочих . физ.-мех. съем. замен тность

коррозии процессов свойств

Качество машины – совокупность всех ее свойств, обуславливается пригодность удовлетворенность потребностей в соответствии с назначением.

Надежность машины – характеризует способность выполнять заданные функции, сохранять во времени значения эксплуатационных показателей в заданных пределах.

Безопасность – свойство машины сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Долговечность – свойство сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания.

Предельное состояние – характеризуется невозможностью дальнейшей эксплуатации машины из-за неустранения нарушения требований безопасности или неустранения выхода параметров за заданные пределы, неустранение снижения эффективности, необходимого проведения ремонта, нарушения рабочих функций.

В составе машин различают 3 группы элементов относительных характеристик предельных состояний:

А. Невосстанавливающие элементы;

Б. Восстанавливающие элементы и группы (узлы) и простые системы с конечным временем восстановления;

В. Сложные системы с конечным временем восстановления.

Группа «Б» - как правило, узлы, работоспособность которых поддерживается очисткой, регулировкой, заменой отдельных элементов (прокладки, подшипники, фрикционные накладки и т.п.)

Группа «В» - машины в целом.

Технический ресурс – наработка машины от начала эксплуатации до предельного состояния или проведения определенного вида ремонта.

Срок службы – календарное время от начала эксплуатации до предельного состояния или проведения определенного вида ремонта.

Ремонтопригодность – свойство конструкции заключается в приспособленности и предупреждению к обнаружению причин отказов и устранению их последствий путем технического обслуживания и ремонта.

Количественно определяется затратами времени, денег и средств.

Ремонтопригодность зависит от:

а. Доступности;

б. Легкосъемности;

в. Взаимозаменяемости;

г. Агрегатности;

д. Степени унификации.

Доступность – характеризуется возможностью производить работы руками или инструментом в рабочей зоне без снятия узлов или деталей не относящихся к ремонтирующему или тестируемому узлу (детали).

Контролепригодность:

а. Возможность контроля технического состояния элементов при профилактических мероприятиях;

б. Возможность поиска отказавшего элемента или причины неисправности с помощью специальных методов и средств.

Отказ - такое состояние объекта, при котором он полностью или частично теряет работоспособность и не может восполнять заданные функции.

Повреждение – нарушение исправности или целостности объекта, или его частей. Значительные и незначительные.


Лекция №2

Классификация отказов.

1. По частоте.

Единичные и повторяющиеся n раз за определенный период.

2. По связи с последствиями.

Легкие – не вызывают остановки объекта и могут быть устранены в процессе ЕО.

Средние – вызывают немедленную остановку для ремонта.

Тяжелые – не только остановка объекта, но и вторичные разрушения.

Катастрофические – отказы, приводящие к человеческим жертвам.

Каждая из указанных категорий отказов может быть разбита на 2 ступени:

Легкие: 1 – отказы, не влияющие на экологические и экономические отказы.

Мелкие отказы устраняются немедленно, или в ходе ежесменного обслуживания (ЕО) (регулировка, долив ГСМ).

2 – параметрические отказы, приводящие к снятию и замене агрегата в процессе после сменного обслуживания.

Эти отказы не влияют на ритмичность работы, но могут ухудшить такой показатель как время цикла и отрицательно влиять на производительность. Экономические потери сводятся к замене агрегата, стоимости производства работ.

Средние: 1 – отказы, приводящие к задержкам в рабочей машине, выявляются в ходе смены или предсменной проверки.

При наличии такого отказа смена может быть завершена, но затем производиться замена агрегата с перекладкой системы, и выхода в следующую смену.

2 – отказы приводят к нарушению или изменению технологических процессов, а также остановка производства меньше чем на одну смену.

Экономические потери могут быть велики из-за простоя всего количества машин.

Тяжелые: 1 – отказы, приводящие к выходу из строя ни только самого отказавшего узла или агрегата, но и узлов не связанных с отказавшим объектом.

2 – невозможное восстановление машины.

Катастрофические: 1 – единичные жертвы людей.

2 – массовые жертвы людей.

3. По сложности делятся на 3 группы:

1. Устраняемые в процессе операций ЕО и ТО.

2. - // - // - // - текущего ремонта.

3. - // - // - // - капитального - // - // - // -

Отказы 2-й и 3-й групп требуют ремонтного персонала, специальных средств (грузоподъемных) и сменных частей, сильно отказывающие на эффективности машины.

4. По способности и восстановлению работоспособности объекта: открытые устраняемые в эксплуатационных условиях; устраняемые в стационарных условиях.

5. По внешним проявлениям – явные и скрытые. Явные – на обнаружение которых требуется менее 10 мин.

6. По взаимосвязям – первичные и вторичные (зависимые)

7. По условиям возникновениям – при хранении, транспортировке

8. По уровню внешних воздействий – разные отказы возникают при нормальных и ненормальных условиях эксплуатации.

9. По возможности прогнозирования.

Прогнозируемый - возникновения которых зависит от возраста объекта или наработки влияющих на изменение параметра изделия, т.е. это то, что можно выявить до его отказа.

Непрогнозируемый – возникновение, которое невозможно было выявить до его отказа.

10. По характеру изменения параметров.

Внезапные – возникают в случае внезапной полной потери работоспособности.

Постепенные – возникают в результате возрастающей потери работоспособности элементов объекта ( как правило, износ)

11. По системам и агрегатам.

Отказы несущей системы ( рамы, фермы)

- // - // - // - трансмиссии мех.

ходовой части электро.

рабочего оборудования гидро.

системы управления пневмо.


Лекция №3