Рекомендации по выбору способа изменения курса строя.
Лекция № 5.1.4.
При выборе способа изменения курса строя необходимо учитывать такие важнейшие факторы, как:
- вид строя кораблей и применимость способа изменения курса в данном строю;
-влияние маневра кораблей при изменении курса строя на эффективность решения основной задачи, поставленной перед соединением;
- скорость хода кораблей и необходимость изменения её в процессе маневра;
- время изменения курса (время поворота) строя;
- достоинства и недостатки способа изменения курса с точки зрения безопасности и простоты выполнения маневра, а также удобства контроля за его правильностью.
Рис.11
Основными показателями оценки способа изменения курса строя являются:применимость способа для данного вида строя, а также время маневра строя, которое даже при постоянных элементах строя и количестве кораблей в строю существенно изменяется в зависимости от угла изменения курса (α) и способа поворота строя.
На рис.11 показаны рассчитанные по формулам (2), (3), (6), и (7) графики зависимости времени поворота строя tп различными способами от величины угла изменения его курса α.
Если принять за критерий оценки способа минимум времени выполнения маневра, то анализ графиков позволит сделать вывод о целесообразности применения того или иного способа изменения курса строя фронта в зависимости от угла поворота α.
При повороте на углы α <20° время маневра практически одинаково для всех способов, кроме поискового поворота.
Поворот на углы 20°< α ≤ 85° целесообразно производить способом двойного поискового поворота, при этом время маневра будет сокращено в 2-3 раза по сравнению с другими способами.
Поворот на углы α > 85° целесообразно производить способом поискового поворота.
Пользуясь подобными графиками, построенными для различных элементов строя, можно быстро найти время поворота строя каждым способом на различные углы и, учитывая характерные особенности, достоинства и недостатки всех способов, выбрать целесообразный способ изменения курса строя.