Продолжение лекции № 5.1.4.
б) Поворот строя способом кратчайших расстояний
Изменение курса строя способом кратчайших расстояний сокращает время поворота по сравнению с временем поворота способом захождения, так как осуществляется одним курсом. На время поворота уравнителем строя становится фланговый корабль внутренней стороны поворота. Порядок расчета поворота рассмотрим на примере (рис.5).
Рис.5 Поворот строя фронта способом кратчайших расстояний
Допустим, соединение из четырех кораблей следует в строю фронта курсом К и скоростью полного хода Vпх. По предварительному сигналу «Флагман показывает курс ...°, поворот способом кратчайших расстояний» через позицию уравнителя (корабль №1) проводят линию пеленга строя на новом курсе DE под углом α к старой линии строя или под углом 900 к линии нового курса K1. На линии строя на новом курсе DE наносят относительные позиции кораблей С', В' и А'. Соединив старые позиции с новыми, получают векторы относительных перемещений Sρ2, Sρ3 и Sρ4, которые будут параллельны между собой и укажут направление относительного курса Кρ. Построив при уравнителе треугольники скоростей Dcd и Dad, определяют промежуточные курсы К2, К3,4 и вычисляют время манёвра каждого корабля, т.е.
Линии СС1 , ВВ1и AA1 являются абсолютными перемещениями кораблей.
По исполнительному сигналу корабль-уравнитель ложится на заданный курс и дает малый ход. Каждый из остальных кораблей ложится на свой рассчитанный курс и дает соответствующий ход. Корабли внешней стороны поворота относительно середины строя идут самым полным ходом, внутренней стороны поворота - средним, а средний корабль - полным ходом.
С выходом на линию нового курса корабли самостоятельно ложатся на новый курс и с занятием своего места в строю уменьшают ход до малого. С занятием мест в строю всеми кораблями по сигналу флагмана ход увеличивается до назначенного.
Общее время поворота строя определяется временем занятия позиции фланговым кораблём внешней стороны поворота, которое можно определить по формуле
(3) |
где β- угол aDd между промежуточными курсами фланговых кораблей строя, °.
Достоинства способа кратчайших расстоянийте же, что и способа захождения, кроме того, по сравнению со способом захождения поворот способом кратчайших расстояний позволяет значительно сократить время маневра строя.
Недостатки данного способате же, что и способа захождения
в) Поворот строя способом двух полуповоротов
Изменение курса строя способом двух полуповоротов выполняется в строях фронта, сложного фронта, квадрата и трапеции на угол 40—60°. На время поворота уравнителем становится фланговый корабль внутренней стороны поворота. Порядок расчета поворота на новый курс рассмотрим на примере (рис.6)
Допустим, соединение из пяти кораблей следует в строю фронта курсом Ко и скоростью полного хода Vпх. По предварительному сигналу «Флагман показывает курс ...°, поворот способом двух полуповоротов» через позицию уравнителя проводят линию строя ВК на новом курсе под углом α к линии строя АВ на старом курсе. Линия АВ одновременно является и линией первого полуповорота. Из точки А проводят линию промежуточного курса первого полуповорота под угломα/2 к линии старого курса. На ней от точки К откладывают отрезок КС = АК. Из точки С проводят линию, параллельную линии KB, до пересечения с линией промежуточного курса BD уравнителя. Линия CD является линией строя кораблей на новом курсе и одновременно линией второго полуповорота.Соединяя точки С с Е и F с В, получают линии перемены ходов. Корабль 1 проходит весь отрезок пути АС полным ходом. Корабль 2 до линии перемены ходов СЕ идёт полным ходом, а затем до линии второго полуповорота CD - средним. Корабль 3 весь отрезок пути EF на промежуточном курсе идет средним ходом. Корабль 4 до линии перемены ходов идет средним ходом, а затем - малым. Корабль-уравнитель 5 следует малым ходом. Такое распределение скоростей позволяет всем кораблям
Рис.6 Поворот строя фронта способом двух полуповоротов
одновременно выйти на линию CD второго полуповорота. Выполнив одновременно второй полуповорот на угол α/2 относительно промежуточного курса, корабли окажутся на новом курсе К2 в строю фронта.
При выполнении маневра момент перемены ходов можно контролировать по пеленгу на соседний корабль. Действительно, корабль 2, следуя полным ходом до точки 2', будет иметь пеленг постоянным на корабль 1 и равным направлению пеленга строя на старом курсе. B момент изменения хода и далее до точки 2 пеленг на корабль 3 будет постоянным и равным пеленгу строяна новом курсе. Такие же рассуждения можно провести и для корабля 4.
По исполнительному сигналу все корабли одновременно поворачивают на половину угла изменения курса α/2, т. е. ложатся на промежуточный курс и следуют соответствующей скоростью хода. Все корабли с приходом на линию второго полуповорота самостоятельно поворачивают еще раз на половину угла изменения курса и дают полный ход.
Время поворота строя на новый курс определяется моментом выхода кораблей на линию второго полуповорота, который рассчитывают по формуле
(4) |
г) Поисковый поворот
При углах поворота больше 40-60° изменение курса строя способами захождения и двух полуповоротов оказывается затруднительным. В то же время при поиске подводных лодок корабельной поисково-ударной группой возникает необходимость изменять курс на значительные углы, не изменяя поисковой скорости. Поэтому при поисковых действиях для изменения курса строя используется поисковый поворот, который отвечает вышеизложенным требованиям.
Способом поискового поворота курс может изменяться только в строю фронта без изменения скорости хода. Уравнителем строя на время поворота становится фланговый корабль внешней стороны поворота. Поворот выполняется по сигналу «Флагман показывает курс .. °, поворот способом поискового поворота». Порядок расчетов изменения курса рассмотрим на примере.
Допустим, поисково-ударная группа из четырех кораблей следует в строю фронта поисковой скоростью (рис.7).
Рис.7 Поворот строя фронта способом поискового поворота
По предварительному сигналу на каждом корабле рассчитывают время поворота на новый курс.Для этого через позицию уравнителя (корабль 4) проводят линию поворотов ЛП под углом α/2 к линии старого курса K1. Расстояние, проходимое каждым кораблем (исключая корабль-уравнитель) на старом курсе до линии поворотов снимают с планшета или же рассчитывают по формуле
(5) |
где hi - расстояние между кораблем и уравнителем, каб;
α - угол поворота, °.
(6) |
По исполнительному сигналу уравнитель начинает поворот на заданный курс. Остальные корабли, не изменяя курса и скорости хода, следуют до линии поворотов и самостоятельно начинают поворот на новый курс. Если до поворота корабли следовали строем фронта влево, после поворота они окажутся в строю фронта вправо, и наоборот. Расстояние между кораблями не изменяется. Общее время поворота определяют окончанием поворота крайнего внутреннего корабля или рассчитывают по формуле
Момент начала поворота кораблей на новый курс (за исключением уравнителя) контролируют измерением пеленга на соседний корабль, уже совершивший поворот. Если пренебречь циркуляцией, этот пеленг должен быть равен новому обратному пеленгу строя фронта. Для расчета поправки контрольного пеленга ∆Пц за счет циркуляции при поисковом повороте учитывают перемещение корабля В за время циркуляции корабля А (рис.8). Практически поправку контрольного пеленга определяют пеленгованием корабля
А в момент
Рис.8 К расчёту поправки контрольного пеленга
начала поискового поворота
окончания им поворота на новый курс. Разность между измеренным пеленгом В1A1 и пеленгом на уравнитель (ранее повернувший корабль) В0А0 на старом курсе есть поправка пеленга за циркуляцию ∆Пц .
При поисковом повороте на углы менее 90° все корабли, следующие старым курсом, пересекают по носу курс корабля, уже совершившего поворот.
Для обеспечения безопасности плавания дистанция пересечения курса по носу не должна быть менее 10 каб.
Учитывая принятое значение дистанции пересечения курса и расстояние между кораблями в строю, минимально допустимые углы поворота, определяемые Тактическим руководством, выбирают из табл.1.
Таблица №1