Теоретическое обоснование выбора способа поиска
Поиск по вызову проводится в том случае, если известно место подводной лодки на какой-то момент времени, и заключается в обследовании водной среды района возможного ее нахождения. Обоснование выбора способа поиска можно сделать из следующих рассуждений. Допустим, что контакт с подводной лодкой потерян в исходной точке Ко и о своем обнаружении подводная лодка не знает. Тогда можно предполагать, что она следует постоянными или переменными курсами и скоростями. Второй вариант наиболее реален, особенно после обнаружения подводной лодкой кораблей КПУГ, поэтому маневрировать при поиске необходимо на одном галсе в целях обследования всей площади вероятного нахождения подводной лодки. При нарушении этого условия цель сможет войти в уже обследованную площадь.
При поиске на прямом курсе относительно точки потери контакта Ко корабли обследуют район в строю фронта.
Поиск на прямом курсе, обеспечивающий вероятность обнаружения подводной лодки не ниже заданной, называется гарантированным поиском и реализован в поиске по вызову способом «гребенка».
При большом времени запаздывания информации о подводной лодке способ «гребенка» требует значительного количества кораблей, что в реальных условиях не всегда возможно. Поэтому приходится вести поиск с обследования мест наиболее вероятного нахождения подводной лодки.
В том случае, когда известен сектор курсов вероятного движения подводной лодки, а чаще всего это бывает при ее уклонении. от встречи, поиск проводится способом «спираль в секторе».
Расчеты командира БЧ-1 при поиске способом «гребенка»
Поиск способом «гребенка» применяется в том случае, когда время запаздывания согласно ТР плк-80 не превышает 2 ч.
Время запаздывания определяется разностью моментов времени начала развертывания кораблей ПУГ и времени получения последней информации о подводной лодке. Расчёт размеров района и других элементов поиска выполняется графически командиром БЧ-1 на карте или планшете в такой последовательности (рис.2).
Рис.2 Поиск подводной лодки по вызову способом «гребёнка».
На карту наносят места подводной лодки Ло на момент потери с ней контакта и кораблей ПУГ Мо на момент начала их развёртывания в строй поиска, которые соединяют прямой МоЛо. От точки Мо откладывают отрезок МоА = Dгас, а от точки Ло - отрезок Ло Л1 = Δ', рассчитываемый по формуле
Δ' = Δ + Vл • tз, (1)
где Δ - СКП места пл в момент потери с ней контакта (принимается при расчетах СКП, равной 2 милям); Vл - предполагаемая скорость пл;
tз - время запаздывания.
Из точки Л1 проводят линию, перпендикулярную МоЛо, на которой откладывают отрезок Л1 В, рассчитываемый по формуле
Л1 В = (Nк – 1 ) dк / 2 (2)
где Nк - количество кораблей в КПУГ;
dк - расстояние между кораблями в строю поиска.
Для расчета курса и времени манёвра для занятия своего места в поисковом строю фронта фланговым кораблём решают задачу сближения вплотную точки А скоростью Vсбл с точкой В,. движущейся курсом, параллельным МоЛо, скоростью, равной Vл .
Рассчитанный курс сближения проводят из точки Мо до пересечения с линией ВС1, через пересечение которых (точка М1) проходит линия начала поиска М1С. От точки М1 откладывают отрезок М1 М2 = dк и находят местоположение внутреннего корабля. Соединив точки Мо и М2 находят угол отворота βвнутреннегокорабляотпервоначальногокурса. При нечётном числе кораблей средний корабль следует курсом МоЛо .
Время развёртывания кораблей в поисковый строй определяют временем выхода флангового корабля в точку начала поиска М1 и рассчитывают по формуле tсбл = Sρ / Vρ, где Sρ = AB.
Для расчета длины района поиска определяют площадь вероятного местонахождения пл к моменту начала поиска, ограниченную окружностью радиуса R, рассчитываемого по формуле
R = Δ′ + Vл • tсбл, (3)
Если допустить, что к началу поиска подводная лодка оказалась в точке Л3, тогда Л2Л3 = Sρ1, Vρ1 = Vмп – Vл , а время поиска определится по формуле tп = Sρ1 / Vмп – Vл. По времени поиска и поисковой скорости рассчитывают длину района поиска по формуле
Dр = Vмп • tп (4)
Для графического расчёта вероятности невыхода пл из полосы, обследуемой кораблями ПУГ, при точке Л3 строят треугольник скоростей Л3аб с критическим курсовым углом Q при точке а. Проводя под углом Q касательную ON к окружности дальности действия ГАС с центром в точке М1, находят точки пересечения О1 и О2 этой касательной с окружностью радиуса R. Соединив точки О1 и О2 с точкой Ло, определяют углы δ1 иδ2 (дельта). Тогда вероятность невыходаподводной лодки из полосы обследования определится по формуле
Рнвх = (δ1 +δ2) / 180
Когда прямая ON касается полуокружности радиуса R или проходит выше неё, тогда вероятность невыхода из полосы поиска будет равна единице. Таким образом, прямоугольник Л2Л4D'D - есть левая половина района поиска.
При поиске способом «гребенка» корабли ПУГ с приходом в расчетную точку Моотворачивают на рассчитанные углы отворота от линии МоЛо и с выходом на линию М1С начинают поиск на одном галсе.
Расчеты командира БЧ-1 при поиске способом «спираль в секторе»
Способ поиска «спираль в секторе» применяется, когда известен сектор возможных курсов подводной лодки и время запаздывания согласно ТР плк-80 не превышает 2,5 ч.
С получением данных о последнем месте подводной лодки корабли ПУГ в поисковом строю выходят максимальным ходом на ближайшую границу сектора её вероятных курсов, ложатся на курс поиска и дают поисковую скорость. Курс и время сближения кораблей с линией начала поиска и направление галсов поиска рассчитываются графически на карте (планшете) в такой последовательности.
На карту наносят точку Ло и относительно её откладывают сектор возможных курсов подводной лодки (рис.3). Предполагая, что пл движется по ближней кромке сектора от точки Ло, откладывают отрезок ЛоЛ1' = Δ', рассчитываемый по формуле (1). Для расчёта курса и времени сближения кораблей ПУГ
Рис.3. Поиск подводной лодки по вызову способом «спираль в секторе»
с точкой Л1' , движущейся по ближайшей границе сектора со скоростью подводной лодки, строят треугольник скоростей Л1′аб. Направление вектора скорости Vмсбл определяет курс сближения, а время манёвра рассчитывают по формуле
tз = Sρ1 / Vρ1 = МоЛ1 / б Л1′ (5)
Для расчета первого поискового курса от точки Ло откладывают отрезок ЛоЛ2', рассчитываемый по формуле (1), исходя из предположения, что пл движется по дальней кромке сектора, и при точке Л2' строят треугольник скоростей Л2′аб. Направление вектора скорости Vмп определяет первый поисковый курс, а время манёвра рассчитывают по формуле tм = Sρ2 / Vρ2 . Если на первом галсе подводная лодка не обнаружена, следовательно, можно предполагать, что неправильно выбрана скорость движения подводной лодки. Поэтому следующий поисковый курс рассчитывают таким же образом, но на другую скорость подводной лодки.
В). Теоретическое обоснование выбора способа поиска и расчеты командира БЧ-1 при поиске подводных лодок на вероятном курсе