Теоретическое обоснование выбора способа поиска

Поиск по вызову проводится в том случае, если известно место подводной лодки на какой-то момент времени, и заключается в обследовании водной среды района возможного ее нахождения. Обоснование выбора способа поиска можно сделать из следующих рассуждений. Допустим, что контакт с подводной лодкой потерян в исходной точке Ко и о своем обнаружении подводная лодка не знает. Тогда можно предполагать, что она следует постоянными или переменными курсами и скоростями. Второй вариант наибо­лее реален, особенно после обнаружения подводной лодкой ко­раблей КПУГ, поэтому маневрировать при поиске необходимо на одном галсе в целях обследования всей площади вероятного на­хождения подводной лодки. При нарушении этого условия цель сможет войти в уже обследованную площадь.

При поиске на прямом курсе относительно точки потери кон­такта Ко корабли обследуют район в строю фронта.

Поиск на прямом курсе, обеспечивающий вероятность обнару­жения подводной лодки не ниже заданной, называется гарантиро­ванным поиском и реализован в поиске по вызову способом «гре­бенка».

При большом времени запаздывания информации о подводной лодке способ «гребенка» требует значительного количества ко­раблей, что в реальных условиях не всегда возможно. Поэтому приходится вести поиск с обследования мест наиболее вероятного нахождения подводной лодки.

В том случае, когда известен сектор курсов вероятного движе­ния подводной лодки, а чаще всего это бывает при ее уклонении. от встречи, поиск проводится способом «спираль в секторе».

Расчеты командира БЧ-1 при поиске способом «гребенка»

Поиск способом «гребенка» применяется в том случае, когда время запаздывания согласно ТР плк-80 не превышает 2 ч.

Время запаздывания определяется разностью моментов време­ни начала развертывания кораблей ПУГ и времени получения по­следней информации о подводной лодке. Расчёт размеров района и других элементов поиска выполняется графически командиром БЧ-1 на карте или планшете в такой последовательности (рис.2).


Рис.2 Поиск подводной лодки по вызову способом «гребёнка».

 

На карту наносят места подводной лодки Ло на момент потери с ней контакта и кораблей ПУГ Мо на момент начала их развёр­тывания в строй поиска, которые соединяют прямой МоЛо. От точки Мо откладывают отрезок МоА = Dгас, а от точки Ло - отре­зок Ло Л1 = Δ', рассчитываемый по формуле

Δ' = Δ + Vл tз, (1)

где Δ - СКП места пл в момент потери с ней контакта (прини­мается при расчетах СКП, равной 2 милям); Vл - предполагаемая скорость пл;

tз - время запаздывания.

Из точки Л1 проводят линию, перпендикулярную МоЛо, на которой откладывают отрезок Л1 В, рассчитываемый по формуле

Л1 В = (Nк – 1 ) dк / 2 (2)

где Nк - количество кораблей в КПУГ;

dк - расстояние между кораблями в строю поиска.

 

Для расчета курса и времени манёвра для занятия своего ме­ста в поисковом строю фронта фланговым кораблём решают за­дачу сближения вплотную точки А скоростью Vсбл с точкой В,. движущейся курсом, параллельным МоЛо, скоростью, равной Vл .

 

Рассчитанный курс сближения проводят из точки Мо до пересече­ния с линией ВС1, через пересечение которых (точка М1) прохо­дит линия начала поиска М1С. От точки М1 откладывают отрезок М1 М2 = dк и находят местоположение внутреннего корабля. Соединив точки Мо и М2 находят угол отворота βвнутреннегокорабляотпервоначальногокурса. При нечётном числе кораблей средний корабль следует курсом МоЛо .

Время развёртывания кораблей в поисковый строй определяют временем выхода флангового корабля в точку начала поиска М1 и рассчитывают по формуле tсбл = Sρ / Vρ, где Sρ = AB.

Для расчета длины района поиска определяют площадь ве­роятного местонахождения пл к моменту начала поиска, ограни­ченную окружностью радиуса R, рассчитываемого по формуле

R = Δ′ + Vл tсбл, (3)

Если допустить, что к началу поиска подводная лодка оказа­лась в точке Л3, тогда Л2Л3 = Sρ1, Vρ1 = Vмп Vл , а время поиска определится по формуле tп = Sρ1 / Vмп Vл. По времени поиска и поисковой скорости рассчитывают длину района поиска по фор­муле

Dр = Vмп tп (4)

Для графического расчёта вероятности невыхода пл из поло­сы, обследуемой кораблями ПУГ, при точке Л3 строят треуголь­ник скоростей Л3аб с критическим курсовым углом Q при точке а. Проводя под углом Q касательную ON к окружности дальности действия ГАС с центром в точке М1, находят точки пересечения О1 и О2 этой касательной с окружностью радиуса R. Соединив точки О1 и О2 с точкой Ло, определяют углы δ1 иδ2 (дельта). Тогда вероят­ность невыходаподводной лодки из полосы обследования опреде­лится по формуле

Рнвх = (δ1 +δ2) / 180

Когда прямая ON касается полуокружности радиуса R или проходит выше неё, тогда вероятность невыхода из полосы поиска будет равна единице. Таким образом, прямоугольник Л2Л4D'D - есть левая половина района поиска.

При поиске способом «гребенка» корабли ПУГ с приходом в расчетную точку Моотворачивают на рассчитанные углы отворота от линии МоЛо и с выходом на линию М1С начинают поиск на од­ном галсе.

Расчеты командира БЧ-1 при поиске способом «спираль в секторе»

Способ поиска «спираль в секторе» применяется, когда изве­стен сектор возможных курсов подводной лодки и время запаз­дывания согласно ТР плк-80 не превышает 2,5 ч.

С получением данных о последнем месте подводной лодки ко­рабли ПУГ в поисковом строю выходят максимальным ходом на ближайшую границу сектора её вероятных курсов, ложатся на курс поиска и дают поисковую скорость. Курс и время сближения кораблей с линией начала поиска и направление галсов поиска рассчитываются графически на карте (планшете) в такой после­довательности.

На карту наносят точку Ло и относительно её откладывают сектор возможных курсов подводной лодки (рис.3). Предпо­лагая, что пл движется по ближней кромке сектора от точки Ло, откладывают отрезок ЛоЛ1' = Δ', рассчитываемый по формуле (1). Для расчёта курса и времени сближения кораблей ПУГ


Рис.3. Поиск подводной лодки по вызову способом «спираль в секторе»

с точкой Л1' , движущейся по ближайшей границе сектора со ско­ростью подводной лодки, строят треугольник скоростей Л1аб. Направление вектора скорости Vмсбл определяет курс сближения, а время манёвра рассчитывают по формуле

tз = Sρ1 / Vρ1 = МоЛ1 / б Л1′ (5)

Для расчета первого поискового курса от точки Ло отклады­вают отрезок ЛоЛ2', рассчитываемый по формуле (1), исходя из предположения, что пл движется по дальней кромке сектора, и при точке Л2' строят треугольник скоростей Л2аб. Направление вектора скорости Vмп определяет первый поисковый курс, а время манёвра рассчитывают по формуле tм = Sρ2 / Vρ2 . Если на первом галсе подводная лодка не обнаружена, следовательно, можно предполагать, что неправильно выбрана скорость движения подводной лодки. Поэтому следующий поисковый курс рассчи­тывают таким же образом, но на другую скорость подводной лодки.

В). Теоретическое обоснование выбора способа поиска и расчеты командира БЧ-1 при поиске подводных лодок на вероятном курсе