Анализ использования продукции и факторов, влияющих на изменение объемов продаж и ее выручку
Изучив динамику и выполнение плана по производству и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объемов.
Обобщенный подход подразумевает, что все производственные факторы разделяются на три основные группы: «труд», «предметы труда» и «средства труда». Причем, эти производственные факторы взаимосвязаны и оказывают комплексное воздействие на выпуск продукции. Например, более полное использование средств труда, в частности производственного оборудования, возможно при обеспеченности предприятия рабочими необходимой квалификации и материальными ресурсами.
В этом случае можно построить следующие модели, определяющие зависимость объема выпуска (реализации) продукции от:
а) среднегодовой стоимости основных средств производства:
где - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
- фондоотдача основных производственных средств.
Б) среднесписочной численности работников:
где - среднегодовая численность работников;
- производительность труда 1 работника за год.
в) материальных ресурсов:
где - стоимость материальных затрат;
- материалоотдача.
Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа.
Наряду с указанными общими моментами, факторный анализ реализации продукции имеет свои особенности:
1. Существует объем зависимости между объемом производства и объемом реализации продукции, которая определяется при помощи уровня товарности
Он показывает, какая часть от общего количества продукции была продана и поступила в межхозяйственный оборот. Чем больше уровень товарности, тем меньше продукции потребляется внутри предприятия. Необходимо отметить, что его исчисление наиболее достоверно при измерении объемов производства и реализации в натуральных и условно-натуральных показателях. При расчете в стоимостном выражении выручка (реализация) может быть больше себестоимости (производство), что приводит к некорректным результатам. Взаимосвязь между объемами производства и реализации можно выразить в виде следующей модели:
2. Важнейшим фактором, определяющим выручку от реализации, является цена продукции (Ц):
где Qp- объем реализации продукции в натуральном выражении.
Эта модель наглядно демонстрирует, что экономическое положение предприятия зависит от этих двух факторов.
Влияние этих факторов на объем товарной продукции можно определить также с помощью детерминированных методов факторного анализа.
Основные признаки классификации резервов, влияющих на производство и реализацию продукции, следующие.
С точки зрения жизненного цикла продукции анализ должен охватывать процессы: проектирования продукции, подготовки производства, производства, реализации, начиная с момента поставки товаров на рынок и заканчивая снятием товара с продаж.
По стадиям кругооборота продукции резервы группируются в сфере производства и сфере обращения готовой продукции.
В сфере производства выделяют внутрипроизводственные (внутренние) факторы и внешние - внепроизводственные.
Внутрипроизводственные резервы в соответствии с тремя элементами производственного процесса можно подразделить на: резервы за счет улучшения использования средств труда, предметов труда и самого труда.
К резервам роста объема производства и реализации продукции за счет улучшения использования средств труда относятся: более полная обеспеченность и использование основных фондов и оборудования, ликвидация сверхплановых простоев, своевременный ввод основных фондов в эксплуатацию, повышение коэффициента сменности использования оборудования, применение более высокопроизводительного оборудования, модернизация оборудования, интенсификация режимов работы оборудования.
К резервам роста объема производства и реализации продукции за счет улучшения использования предметов труда относятся: применение новых, эффективных видов материалов, новых технологий обработки материалов, замена дорогостоящих покупных изделий и полуфабрикатов на их собственное производство, снижение отходов и применение технологий вторичного использования отходов, повышение коэффициента использования материалов за счет сокращения норм расхода сырья на единицу продукции.
К резервам роста объема производства и реализации продукции за счет улучшения использования трудовых ресурсов относятся создание дополнительных рабочих мест и повышение производительности труда. Повышения производительности труда можно добиться за счет установления рациональных режимов работы, рациональной численности рабочих по категориям, улучшения условий труда и оплаты, использования передовых форм организации труда, повышения уровня квалификации и правильной политики набора и подготовки кадров, ликвидации потерь рабочего времени, интенсификации режимов работы.
Резервами, связанными с качеством готовой продукции, являются:
а) возможный прирост объема производства и реализации исходя из возможности установления более высокой цены на продукцию более высокого качества;
б) снижение затрат на гарантийный ремонт и штрафные санкции за некачественную продукцию, что скажется не на объеме производства, а на прибыльности предприятия (в части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия);
в) улучшение качества продукции укрепляет позиции предприятия на рынке и дает возможность увеличить объем заказов на изготовление и объем продаж на рынке;
г) структурные сдвиги в выпуске продукции в сторону увеличения доли продукции более высокого качества в общем объеме производства.
К направлениям поиска резервов в сфере обращения готовой продукции относятся:
-ликвидация сверхнормативных, излишних и ненужных запасов; выявление ассортимента продукции, не нашедшего реализации вследствие плохого качества, не пользующегося спросом, с целью снятия его с производства;
-снижение остатков товаров отгруженных, не оплаченных в срок и на ответственном хранении у покупателя, что занижает объем реализации, свидетельствует о нарушении взаимоотношений с контрагентами, увеличивает дебиторскую задолженность и тем самым ухудшает не только результаты реализации, но и финансовое состояние предприятия;
-ускорение темпов отгрузки, реализации и доставки продукции до получателя, сокращение сроков прохождения платежно-расчетных документов, темпов оплаты отгруженной продукции.