Четыре концепции статуса методики

Показательным является этап становления дидактики и методик как педагогических дисциплин в 1970-х годах. В тот период был проведен ряд исследований, посвященных вопросу о научном статусе методики и о ее отношении к дидактике (И.Т.Огородников, Н.М.Верзилин, С.Г.Шаповаленко, В.Ф.Шалаева, Д.Д.Галанин, В.В.Всесвятский, Н.В.Савин и др.). Многие авторы того времени сошлись на том, что методика является одной из наук педагогического цикла.

Анализ отечественной и зарубежной педагогической и психологической литературы позволяет прийти к выводу, что тогда и в настоящее время сосуществуют четыре концепции научного статуса методик обучения предметам, несущие на себе следы разных этапов их формирования:
1) концепция методики обучения как соответствующей прикладной науки (для методики обучения иностранным языкам – лингвистики, для методики обучения физике – науки физики и т.п.);
2) концепция методики обучения как прикладной психологии; 3) концепция методики обучения как области приложения конгломерата знаний, заимствованных из других дисциплин;
4) концепция методики обучения как относительно самостоятельной педагогической научной дисциплины.
Конечно, между концепцией и ее фактической реализацией в научно-исследовательской практике может существовать более или менее значительный разрыв. Однако объективные тенденции развития теории и практики обучения ведут к преодолению этого разрыва, к фактическому формированию методики как относительно самостоятельной педагогической дисциплины. Последняя из перечисленных нами концепций, если даже она не во всем согласуется с реальным положением дел, отражает именно эту тенденцию.

Взаимодействие методики и дидактики
Дидактика - общая теория образования и обучения – воздействует на методику обучения определенному предмету еще до оформления этой методики в отдельную отрасль педагогического познания. Вначале она воздействует на методику как на совокупность методов и приемов обучения конкретному предмету прямолинейно, ее положения не опосредованы через методику как теорию обучения определенному предмету школьного курса. Дидактика воздействует на методику и в дальнейшем, на всех этапах развития педагогических наук, однако характер этого воздействия постепенно изменяется.

Если вначале дидактика относится к методике как теория к практике, а впоследствии они соотносятся как теория с теорией, то в дальнейшем связь между ними приобретает характер соотношения двух взаимодействующих систем теоретических знаний.

По мере того как методика развивается и все в большей степени выделяются и исследуются специфические закономерности процесса обучения одному из предметов, сама она в целом отделяется от дидактики. Дидактические принципы начинают опосредоваться, применяться в обучении данному предмету в преломленном виде. Принципы, выведенные методикой на основе закономерностей процесса обучения конкретному предмету, также являются специфическими, они не вступают в противоречие с общими принципами дидактики, а конкретизируют их в соответствии с особенностями обучения данному предмету.

Воздействие методики на дидактику усиливается по мере роста самостоятельности методики. Учет того, что вносят в дидактику отдельные методики, дает возможность расширить базу дидактики, обогатить ее научное содержание.

Оппозиция «дидактика – методика» не отражает всего разнообразия отношений, возникающих в практике исследования сферы обучения. В действительности возможны несколько уровней обобщения, например: методика обучения английскому языку – общая методика обучения иностранным языкам – дидактика предметов гуманитарного цикла – общая дидактика. На каждом из этих уровней может вестись теоретические исследования и могут быть сформулированы законы и принципы