МЕТОДЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ТРЕЩИН В ДЕТАЛЯХ И УЗЛАХ

В практике ремонта для обнаружения трещин и дру­гих пороков применяют следующие методы:

- гидравличес­ких испытаний;

- керосиновой пробы;

- метод красок;

- люминесцентный;

- намагничивания;

- ультразву­ковой и др.

Первые четыре метода применяют только для обнару­жения трещин. Остальные являются универсальными и позволяют обнаружить на деталях не только трещины, но и внутренние пороки металла (поры, раковины и т. п.).

 

Метод гидравлических испытанийприменяют при обнаружении трещин в полых деталях (баки, головки бло­ков, радиаторы, трубопроводы и т. д.).

При испытании полости деталей заполняют водой или дизельным топливом, создают заданное техническими условиями давление и затем, после выдержки, осматри­вают деталь или узел. О наличии трещин судят по подте­канию жидкости. Трещины можно обнаружить, используя сжатый воздух. Внутренние полости заполняют сжатым воздухом, а баки погружают в ванну с водой. Выходящий из трещины воздух обнаруживается по пузырькам над поверхностью воды. Как правило, давление при опрессовке в 1,5 — 2 раза превышает рабочее давление детали. Понятно, что этим методом можно обнаружить сквозные, сравнительно большие трещины.

Метод керосиновой пробызаключается в следую­щем. Поверхность проверяемой детали смачивают керо­сином, после выдержки в течение 1—2 мин эту поверх­ность насухо протирают и покрывают мелом. Керосин, проникший в трещины, выступает на поверхность мело­вого покрытия, четко определяя границы трещины. Этот метод очень прост, не требует специального оборудова­ния и поэтому широко используется, особенно при про­верках рам. Однако с помощью такого метода невозмож­но выявить трещины шириной менее 0,03 — 0,05 мм.

Метод красокоснован на способности красок к вза­имной диффузии. Для обнаружения трещин поверхность детали обезжиривают бензином и покрывают красной краской, которую через 5 — 6 мин смывают растворите­лем. После этого поверхность покрывают белой краской. Красная краска выступает из трещины и окрашивает бе­лое покрытие, обрисовывая границы трещины. Нашапромышленность выпускает дефектоскопы (ДМК-1; ДМК-2), предназначенные для обнаружения трещин этим методом. Метод красок позволяет обнаруживать трещи­ны шириной не менее 0,01 — 0,03 мм и глубиной до 0,01 — 0,04 мм.

Люминесцентный методдефектоскопии основан на способности некоторых веществ светиться под воздей­ствием ультрафиолетовых лучей (люминофоры).

Для выявления трещин на поверхность детали нано­сят люминофор. После выдержки 5 — 6 мин люминофор с поверхности удаляют, затем наносят слой талька с целью извлечения люминофора из трещины. Впитанное тальком флюоресцирующее вещество ярко светится в ультрафи­олетовых лучах.

 

 

 

Рис. 1. Люминесцентная дефектоскопия: