Экономия на широте ассортимента.

 

Для каждого данного уровня объёма производства, если имеется экономия на широте ассортимента, фирма может производить товары дешевле, чем какая-то другая компания, которая не проводит диверсификации. Поэтому экономия на широте ассортимента, является одним из мотивов для проведения диверсификации.

Однако заметьте, что экономия на широте ассортимента возможна, главным образом, на уровне завода. При этом возникает необходимость в интеграции производства. Если просто приобрести другую компанию, но не диверсифицировать производство на её заводах, то едва ли это создаёт экономию на широте ассортимента. Потребуется реорганизация производства, чтобы получить такую экономию.

 

Продуктовая дифференциация.

Экономия на широте ассортимента и отраслевая структура

Теперь рассмотрим концепцию, которая является наиболее близкой, но всё же отличающейся от экономии от масштаба производства, и посмотрим, как она может оказывать влияние на структуру отрасли. Это понятие известно , как экономия от диверсификации производства (или экономия на широте ассортимента). До сих пор мы предполагали, что каждая из фирм, которые мы рассматривали, выпускают только один товар. В действительности большинство фирм производят определённый набор товаров. Существуют данные, свидетельствующие о том, что в некоторых отраслях набор товаров, которые производит фирма, позволяет ей получить экономию. Таким образом мы можем сказать, что для каждого данного уровня объёма производства продукта, если фирма занимается производством большого числа продуктов, возможно, что она производит их с наименьшими затратами, чем другие фирмы, производящие меньше количество различных видов товаров. Выгода в экономии состоит не в том, чтобы производить больший объём продукции, а в том, чтобы производить большее число продуктов. Почему мы можем предположить, что подобная фирма получит какие-то затратные преимущества? Существует несколько возможностей, но пожалуй две из них имеют особое значение.

Во-первых, это взаимодополняемость издержек (комплементарность). Иногда издержки на производство одного продукта напрямую связаны с издержками производства другого продукта. Простым примером может быть случай, когда фирма производит какую-то продукцию и существует побочный продукт данного производственного процесса, который сам по себе представляет ценность. Так, например, в нефтеперерабатывающей отрасли некоторые из побочных продуктов сами по себе полезны для производства других продуктов, таких, как, например, моющие средства. Теперь, поскольку производство одного товара даёт побочный продукт, который тоже полезен, предельные издержки на производство этого второго продукта могут быть весьма низкими.

Вторая возможность, почему фирмы иногда получают экономию от диверсификации, состоит в том, что однажды установив оборудование для производства какого-то вида продукции, они могут производить на нём целый набор товаров, для изготовления которых требуется некоторые сходные ресурсы. Так, например, многие авиационные, автомобильные заводы очень велики. Однажды построив такой завод, фирма может получить экономию затрат, производя целую серию авиационной техники и соответственно автомобилей на одном сборочном заводе. Таким образом, производя целый набор товаров, фирма получает экономию затрат.

Формализуя всё выше сказанное , мы можем выразить наше рассуждение следующей формулой:

 

C (Q1) + C(Q2) – C (Q1,Q2)

S =

C (Q1,Q2)

 

Где С – издержки, Q - объём производства, S – процентная доля снижения издержек, благодаря совместному производству.

Обратите внимание прежде всего на издержки, возникающие, если продукт выпускается раздельно. C (Q1) – издержки на производство одного конкретного товара-товара №1, С(Q2)- издержки на производство другого, отличного от первого товара, - товара №2. если мы сложим эти издержки, получим издержки на раздельное производство данных товаров. Но теперь, если данные товары производятся совместно, то это даст нам C (Q1,Q2). Если имеет место экономия на широте ассортимента, то C (Q1) + C(Q2) больше, чем C (Q1,Q2). Теперь мы можем подсчитать степень экономии от диверсификации производства. Мы возьмём C (Q1) + C(Q2) – C (Q1,Q2). Если мы это разделим на издержки совместного производства товаров, получим процентную долю снижения затрат, благодаря совместному производству товаров.

Разумеется, вполне возможно, что в каких-то отраслях выгод не будет вообще, в том числе и не будет существовать экономии на широте ассортимента. Однако, если экономия на широте ассортимента существует, тогда мы можем ожидать, что фирмы, при прочих равных условиях, воспользуются преимуществами данной экономии и станут многотоварными производителями.