Тема 7. ОПЫТ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ.

1. СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ. ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ СЕМЕЙ.

2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ. ШИРОКОЕ И УЗКОЕ ПОНИМАНИЕ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

3. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СЕМЕЙ.

4. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

 

 

В России 40 246 тыс. семей. Доля сельских семей устойчиво сокращалась на протяжении XX века и составляет сейчас приблизительно 26 - 27% от всего их числа. Городские семьи сос­тавляют три четверти от всех.

Средняя величина российской семьи - 3,23 человека, причем эта циф­ра является стабилизировавшимся результатом долговременной тенденции ее сокращения. Преобладает в общем количестве семья из двух человек -34,2%. Важны также данные о типе и структуре семьи, которые специально учитываются в статистике.

Современная молодая семья выполняет также следующие функции: удовлетворение потребностей людей в психологическом ком­форте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности; создание условий для развития личности всех членов семьи; удовлетворение сексуальных потребностей; организация ведения домашнего хо­зяйства; совместное проведение досуга; удовлетворение потребнос­тей в отцовстве или материнстве; социальный контроль; финансо­вое обеспечение и т.д.

Молодые семьи по своей структуре разделяются следующим образом:

• по семейному стажу: молодожены (до I года совместной жизни); молодые семьи (1—2 года совместной жизни); молодые семьи (в среднем до пяти лет совместной жизни);

• по количеству детей: бездетные, одно-двухдетные, многодетные;

• по составу — неполные, простые (нуклеарные), сложные;

• по географическому признаку — городская, сельская, отдаленная (семья, проживающая в труднодоступных районах и в район Крайнего Севера);

• по качеству отношений и атмосфере в молодой семье — благопо лучная, устойчивая, педагогически (психологически) нестабильная, дисфункциональная;

• по особым условиям семейной жизни — студенческая; школьная; семья, ждущая ребенка; семья несовершеннолетних родителей; семья, где отец ребенка проходит срочную военную службу; се­мья одинокой матери; молодая семья беженцев и вынужденных переселенцев; молодая семья безработных; молодая семья, име­ющая в своем составе инвалида, и др.;

• по степени благополучия — маргинальные (крайне низкие дохо­ды, высокий уровень потребления алкоголя или наркотиков, весьма плохие жилищные условия или их отсутствие), кризис­ные (находящиеся ниже черты бедности, имеющие серьезные проблемы в области супружеских отношений и физического выживания), благополучные (уровень жизни несколько выше среднего, все свои проблемы могут решать самостоятельно), процветающие (самостоятельно реализующие практически все свои потребности за счет платных услуг)1;

по экономическому благосостоянию — бедные (находящиеся на уровне нищеты, душевой доход на уровне минимальной зар­платы или ниже), малообеспеченные (душевой доход — от уров ня минимальной зарплаты до уровня прожиточного минимума), обеспеченные (душевой доход на уровне среднего по региону) и состоятельные (душевой доход значительно выше среднего по региону)1.

Таким образом, социально-демографические характеристики, присущие молодой семье, обусловливают ее особое положение по сравнению с другими типами семей. Специфика молодой семьи тре­бует особого подхода к решению ее проблем и выделения молодой семьи в качестве особого объекта государственной молодежной и се­мейной политики, что, в свою очередь, должно найти отражение при осуществлении социальной работы с данной социальной группой.

 

НУКЛЕАРНАЯ И РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ Так, супружеские пары с детьми и без детей составляли абсолютное большинство всех российских семей -66,9%. Такой тип носит название "простая нуклеарная семья" (от латинского слова nucleus, что означает ядро), то есть состоит из начального ядра, простейшего элемента семей­ной структуры - супружеской пары.

Расширенная семья включает в себя, помимо супружеской пары с ее потомством, наличие еще каких-либо родственников - родителей или праро­дителей одного из супругов, братьев или сестер, других лиц. В настоящее время стремление к отдельному проживанию и самостоятельному ведению хо­зяйства вновь образовавшейся молодой семьи является преобладающим и об­щепризнанным, ограничиваясь по преимуществу только внешними факторами:

возможностью найти новое жилье, доступностью цен.

НАЛИЧИЕ И КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Насыщен важной информацией ана­лиз имеющихся семей по наличию в них детей. 58,4% от всего количества семей имеют детей до 18 лет. Сред­нее число детей в семье, имеющей их - 1,63, а по отношению ко всему их количеству - в среднем 1.1 ребенка на каждую российскую семью. В общем массиве преобладают однодетные и двухдетные семьи, что даст основание ученым утверждать, что в России совершился или, по крайней мере, совер­шается демографический переход к малодетной семье.

МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ встречаются нечасто - по переписи 1989 г. их было всего 2311 тыс., или 5.7% от всего числа или 9.8% от числа семей с детьми. 1994 г даст их сокращение до 9.4 % от числа семей с детьми. Нужно пом­нить также, что критерием многодетности считается сейчас наличие 3-х и более детей, и именно трехдетные семьи составляют большинство. Часть трехдетных семей относится к случайной многодетности:

из-за рождения двойни вместо желаемого второго ребенка, из-за каких-то ошибок в контрацепции, нежелании или невозможности сделать аборт.

Значительная часть многодетных семей стала такими из-за осознанно­го выбора родителей - то ли потому, что семьи их родителей были много­детными, то ли потому, что так предписывает им культура или религия, то ли потому, что они просто любят детей и именно так представляют себе, что такое семья.

Дети из многодетной семьи испытывают сложности в обучении, в ком­муникациях со сверстниками, у них низкая самооценка. Среди детей высо­кого номера рождения статистически достоверно увеличивается количество инвалидов.

Выделяются также многодетные семьи с детьми от разных браков, чаще всего, одной матери и разных отцов. Среднее количество детей в них вы­ше, чем в семьях одного брака, жилищные, материальные условия как пра­вило хуже. В определенных ситуациях семья ведет себя как неполная. Просматривается также иногда снижение социальной ответственности мужчин за семью в целом.

Наконец, известная категория многодетных семей является результа­том антисоциальной жизни родителей, прежде всего, матери. Алкоголизм, беспорядочные половые связи, нежелание или неумение предохраняться - все это приводит к появлению на свет детей, достаточно безразличных для родителей, которые оставляют их без присмотра и ухода, иногда с опасны­ми или роковыми результатами. Иногда бывает, что психическая патология или интеллектуальная сниженность не позволяют их носителям адекватно оценить условия и последствия своего поведения, психически больные люди нередко становятся жертвой сексуальной эксплуатации или насилия.

ПОЛНЫЕ ИЛИ НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ Большинство семей с детьми являются полными, то есть в них имеются оба родителя, но около 13% семей - неполные, то есть детей воспитывает либо мать, либо отец, иногда с помощью какого-либо родственника, чаще в одиночку. Конечно, неполная семья - это прежде всего материнская семья:

примерно на каждые 14 неполных семей, где детей воспитывает женщина, приходится одна неполная отцовская семья. Кроме того, слабо учитывается в официальной статистике, но все чаще встречается в жизни такое явле­ние, как неполная расширенная семья, когда детей воспитывает поколение прародителей - бабушки и дедушки (или только бабушки), а родители от­сутствуют. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ различны. Она образуется в результате распада полной, после чего дети чаще всего остаются с матерью. Неполные семьи появляются также в результате овдовения. В связи с тем, что смертность мужчин выше, а продолжительность жизни меньше, чем у женщин, число вдов гораздо выше, чем число вдовцов (18,2% против 2,5%), особенно в старших возрастах. Особенностью настоящего времени является также беспрецедентный рост смертности от так называемых неес­тественных причин, что вызвано резким снижением уровня и качества охра­ны труда, ростом травматизма на производстве и на транспорте, увеличе­нием потерь от стихийных бедствий. Неполная семья образуется также в случае рождения ребенка у не состоящей в браке матери.

Внебрачная рождаемость растет, составляя около 20% от общего числа новорожденных в 1994г. Особенно велик рост внебрачной рождаемости у несовершеннолетних матерей. В упомянутом году родили младенцев матери 15 лет и моложе - 3,3 тыс., в возрасте 16 лет - 14,5 тыс., и около 40 тыс. - в возрасте 17 лет. Существуют медико-биологические противопоказа­ниях столь раннему материнству, к которому не вполне готов организм женщины-подростка. В социальном плане несовершеннолетние матери предс­тавляют собой весьма сложный феномен. У них отсутствует стаж работы, вообще профессия, которая могла бы стать источником средств к существо­ванию для себя и ребенка. Завершить образование, без которого немыслимо рассчитывать на достойный социальный статус, несовершеннолетней матери удастся далеко не всегда.

РАЗВОД Количество разводов возрастает, и тенденции изменения по­добной

направленности брачно-семейных отношений пока не видно. В результате распада 680 тыс. брачных пар в 1994г. остались без одного из родителей 613 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Причины разводов изучаются обычно по заявлениям в органы ЗАГС или суды, причем там фигурируют такие, как несходство характеров, пьянство одного из супругов, измена. Другие причины занимают гораздо меньше мес­та. Очевидно, что это не покрывает всего разнообразия причин развода. Для стабилизации семей важно изучать подлинные основания, которые раз­рушают семью. Социально-экономический и морально-психологический кри­зис, переживаемый страной, привел к [свертыванию) семьи, ее уменьшению (за счет отказ а от детей, что привело к сокращению рождаемости) или временному отказу от нее - что дало снижение брачности и рост разводов.

МОЛОДАЯ СЕМЬЯ Важный клиент социальной работы - молодая семья, по-разному выделяемая исследователями. Иногда речь идет о первых пяти (вариант - трех) годах брака, иногда семья от первого брака, в которой супругам не исполнилось еще 30 лет, и т.д. В любом случае, такому типу семей присущи общие черты, из которых вытекают их общие проблемы.

Во-первых, в нашей стране средний возраст вступления в брак доста­точно низок, молодая семья, как правило, достаточно сильно зависит от старших - от их экономической поддержки в первую очередь. Во-вторых, молодая семья создается чаще всего на жилплощади родителей либо аренду­ет жилье.

В-третьих, это рожающая семья. Одного ребенка производит на свет почти каждая семья, где родители по состоянию здоровья к этому способ­ны. И чаще всего ребенок появляется на свет в первые годы брака, хотя в последние годы намечается тенденция применения мер планирования семьи еще до рождения первенца. В случае же, если у них есть установка на семью с более чем одним ребенком, и если с первым малышом все прошло благополучно, в первые же пять лет на свет появляется второй ребенок, хотя только у половины семей.

В-четвертых, у молодой семьи финансово-экономические трудности, связанные с необходимостью обзаводиться хозяйством, рождением ребенка, отсутствием заработка матери, нестабильностью и ограниченностью зара­ботка отца. В современных условиях на ухудшение социально-экономической ситуации молодой семьи влияет растущая безработица.

В-пятых, для молодой семьи характерны нестабильность, сложности адаптации, сбои в регулировке внутрисемейных отношений, что ведет к распаду трети всех семей в первые 5 лет их существования.

ПОЖИЛАЯ СЕМЬЯ Есть свои особенности и у пожилой семьи. В условиях нашей страны, когда средняя продолжительность жизни женщин примерно на 12 лет больше, чем у мужчин, пожилая семья чаще всего заканчивается женским одиночест­вом. Хронические заболевания снижают возможности самообслуживания, адаптации к изменениям. Пенсионный статус предопределяет малообеспеченность.

Могут возникать сложности в отношениях с окружающими, в том числе неблизкими, даже детьми и внуками - психика пожилых и старых людей отличается иногда раздражительностью, обидчивостью, возможны старческие депрессии, ведущие порой к самоубийствам, уходу из дома. Люди пожилого и старческого возраста, прежде всего, одинокие - в числе главных клиен­тов системы социального обслуживания, однако следует помнить, что помо­щи требует не только пожилой человек как таковой, но и семья пожилого В ситуации межэтнического брака представляет достаточную сложность определение национально-культурного типа жизнедеятельности семьи, сле­дование традициям материнского или отцовского этноса. Есть сложности в национальной идентификации детей из смешанных семей. Помощь в осущест­влении национального саморазвития обоим супругам, предоставление воз­можности детям следовать осознанно и на основе равных возможностей сво­ему представлению о национальной самоидентификации будет способствовать устранению напряженности в межэтнических браках. ' Фактический брак - это такой тип союза, в котором есть и интимные отношения, и совместное проживание с ведением общего хозяйства, нередко совместные дети, нет только официальной регистрации брака. Представить себе масштабы такой фактической брачности можно только оценочно - неко­торые специалисты определяют их количество в 2 миллиона или в число примерно такого порядка. Причиной нерегистрации устойчивых брачных отношений чаще всего признается желание воспользоваться льготами, предназначенными матери одиночке. Однако в наших современных условиях, когда льготы одинокой ма­тери постепенно теряют свое значение, распространение незарегистриро­ванных браков может считаться индикатором ослабления прочности брачных установок. Средний срок жизни такого фактического брака весьма невелик.

СЕМЬИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА Содействие социальных работников необходимо семье в условиях

объективного социального риска - например, в связи с массовой безрабо­тицей, наличием в семье инвалидов, престарелых, многодетностью, вообще избыточной иждивенческой нагрузкой, что затрудняет самостоятельное функционирование.

МАРГИНАЛЬНЫЕ СЕМЬИ Наличие маргинальных (от лат. marginalia - на­ходящийся на обочине)

семей, неспособных самостоятельно решить свои проблемы, постоянно нуж­дающихся в помощи социального работника, в настоящий момент, при тепе­решнем состоянии наших медицинских и психологических знаний, кажется неустранимым.

Кроме того, могут нуждаться в помощи социального работника все семьи в определенный кризисный, переломный момент своего жизненного цикла, связанный с перестройкой структурно-функциональных связей или с личностными конфликтами.

ПРОБЛЕМНЫЕ СЕМЬИ Существуют проблемные семьи, которые нуждаются в помощи в силу болезни или отсутствия кого-либо из своих членов. Можно предположить также, что определенные личностные свойства супругов, как, например, истеричность, эксплозивность и некоторые другие, порождают проблемность в данной семье независимо от наличия или отсутствия ка­ких-либо внешних дефектов или недостатков.

§ 2. Основные проблемы молодых семей

Образ жизни молодых семей отличается динамизмом. Основ­ными его особенностями исследователи считают многоплановость ценностных ориентации, отличия в соотношениях значимости для супругов материальных и духовных богатств, обычаев и традиций, в моделях взаимозависимости, возросшее значение реализации потенциала личности.

Взаимоотношения молодых супругов. С самого начала семейной жизни у молодых супругов могут появиться разногласия относи­тельно того, какими должны быть супружеские отношения, так как каждый из них ориентируется на опыт родительской семьи.

Трудности начального периода семейной жизни обусловлены в основном именно выработкой общих, т.е. по существу новых, взглядов супругов на отдельные стороны семейной жизни и взаи­моотношений. Напряженность отношений, неудовлетворенность семейной жизнью может быть вызывана неравномерным распре­делением бытовых обязанностей, а также дисгармонией в сексу­альной сфере. Нередко подобная напряженность перерастает в конфликт. Не способствует благоприятной атмосфере в семье и стремление кого-либо из супругов единолично решать семейные вопросы. По статистике большинство конфликтов в молодежных семьях, проживающих в Московском регионе, происходит из-за неправильного распределения семейных обязанностей2.

Экономическое положение молодых семей. В настоящее время чрезвычайно важной для молодых семей является проблема фи­нансово-экономического дефицита, невозможности обеспечения достойной жизни семьи.

Среднедушевые доходы молодых семей в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране, а 69% молодых семей живут за чертой бедности. Данная тенденция характерна и для Московского региона: средне­месячный доход на одного члена молодой семьи составляет от 2000 до 4000 руб. и более1.

Часто молодые семьи вынуждены жить на один заработок мужа, так как жена занята воспитанием малолетнего ребенка. Примерно у 80% молодых семей в первые три года совместной жизни рожда­ется первенец, которому необходимы забота и уход. Кроме того, в 18% молодых семей один из супругов еще продолжает учебу2.

Вместе с тем молодая семья имеет повышенные финансовые потребности в связи с необходимостью осуществления процесса становления семейной жизни: приобретения жилья, организации досуга и быта и т.д. Молодые супруги должны также проходить определенные ступени социализации, связанные с отсутствием опыта социальных отношений, возрастным максимализмом, по­лучением и повышением образования и профессионального ста­туса. Это требует дополнительных затрат, в том числе и материаль­ных3.

Жилищные условия молодых семей. Жилищная проблема для мо­лодых семей считается одной из самых острых. Отсутствие жи­лья — это отсутствие планирования своего благосостояния, соци­ально-экономической деятельности.

По данным социологического исследования, проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ РАН, 68,5% молодых суп­ругов вынуждены проживать с родителями в их квартире или доме, еще 0,3% — вместе с родителями в коммунальной квартире. Толь­ко 20,6% молодых семей проживают отдельно в собственной квар-

тире или доме; 4,9% снимают квартиру или комнату, 2% прожива­ют у родственников, 1,5% — в отдельной коммунальной квартире, 1,4% — в общежитии, 0,1% — у друзей или знакомых1.

У большинства молодых семей отсутствует перспектива улуч­шения жилищных условий за счет собственных средств. Крайне ограничены возможности семей в получении бесплатного госу­дарственного, муниципального жилья.

Проблемы в репродуктивной сфере молодой семьи. Демографи­ческая ситуация в Российской Федерации определяется малодетностью (1—2 ребенка), увеличением количества матерей малолет­него возраста, рост числа внебрачных рождений. Поданным соци­ологического исследования, проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ РАН, для 70% опрошенных молодых людей и девушек предпочитают традиционный брак, 17% — гражданский брак, 5% — внебрачные отношения, а для 8% привлекательными являются альтернативные формы отношений — гомосексуальные, групповые и др.2

Основными причинами, в силу которых молодые супруги от­кладывают рождение детей, являются нежелание ограничить свою свободу; неуверенность в том, что они смогут правильно воспитать детей; материальные трудности; неопределенность ситуации в стране, неуверенность в будущем детей3.

Трудности, связанные с рождением ребенка. В последние 10—15 лет в Московском регионе складывается тенденция не упрочения, а распада семьи в связи с рождением первенца, однако с рождени­ем второго ребенка прочность семьи возрастает в несколько раз.

Прежде всего с рождением первенца ухудшается материальное положение молодой семьи, так как ребенок требует больших фи­нансовых затрат, а количество денег в семье уменьшается в связи с тем, что мать уходит в декретный отпуск. Во многих семьях обос­тряется жилищная проблема, проблемы распределения бытовых обязанностей, отсутствия свободного времени, взаимоотношений между молодыми родителями, проблемы, связанные с состоянием здоровья ребенка.

Проблемы образования молодых супругов. В условиях рыночного механизма хозяйствования высокий уровень образования и его ка­чество расширяют возможности выбора профессии, что предостав­ляет человеку шанс приобретения более высокого социального статуса. Производительность труда и заработная плата в современ­ном обществе в значительной мере определяются образованием и обучением (инвестициями в них).

В 2004 г. аттестат об основном общем образовании получили 2,2 млн юношей и девушек (95,7% к уровню 2003 г.), о среднем (пол­ном) общем образовании — 1,4 млн (93,3%). В государственные и муниципальные вузы поступили 1384,5 тыс. человек, что на 27 тыс. человек (на 2%) меньше, чем в 2003 г.

Платных образовательных услуг в 2004 г. было оказано населе­нию на 118,7 млрд руб. (на 6,3%) больше, чем в 2003 г. На начало 2004/05 учебного года в Российской Федерации работало 168 не­государственных средних специальных учебных заведений, чис­ленность студентов в них составила 96,0 тыс. человек (в 2003/04 учебном году — соответственно 182 учебных заведения и 110,5 тыс. студентов)1.

На 1 октября 2005 г. направления на работу получили 98,2 тыс. специалистов (31%), окончивших очные отделения средних спе­циальных учебных заведений на бюджетной основе2.

Анализ статистических и социологических данных позволяет сделать вывод, что по сравнению с другими возрастными группами населения молодежь более образована, однако качество образова­ния не соответствует уровню современных требований, что ведет к ограниченным возможностям социального продвижения моло­дых людей.

Проблема занятости. Безработица воздействует на все стороны жизни молодой семьи — ведет к глубоким изменениям личности, ухудшению здоровья, озлобленности, ухудшению социально-пси­хологического фона семейных взаимоотношений.

Анализ статистических и социологических данных позволяет выделить группы семейной молодежи, наиболее уязвимые на рын­ке труда: студенты и молодые девушки и юноши, только что закон­чившие учебные заведения; молодые женщины, воспитывающие малолетних детей; молодежь, проживающая в небольших городах

(райцентрах), где количество вакансий крайне ограничено; сель­ская молодежь; лица, получившие профессию, не востребованную на региональном рынке труда.

Необходимо отметить, что во многих регионах России отмечен рост молодежной занятости. Молодежь составляет 36% трудоспо­собного населения России. Около 28 млн молодых людей заняты в народном хозяйстве и учатся без отрыва от производства. Среди всех занятых в экономике россиян молодые люди в возрасте до 30 лет в 2004 г. составили 24%'.

Хозяйственно-бытовые трудности молодых семей. В основном все обязанности по ведению домашнего хозяйства выполняют мо­лодые жены. Женщина в среднем затрачивает на домашний труд 36-40 часов в неделю, а мужчина — не более 13—15 часов в неделю; при этом энергетические затраты домашней хозяйки и рабочего, занятого физическим трудом, приблизительно равны.

Справедливости ради нужно отметить, что растет число мужчин, которые берут на себя такие виды домашних дел, как покупка про­дуктов, оплата счетов, уборка квартиры и, что особенно важно, уход и занятия с детьми.

В условиях социально-экономического кризиса и резкого сни­жения уровня жизни большинства населения возрастает роль до­машнего труда в самообеспечении семьи. Особенно выражена данная тенденция в молодых семьях.

Проблемы в досуговой сфере молодых семей. Умение супругов ра­ционально использовать свободное время, стремление проводить досуг вместе — важный показатель общей и индивидуальной куль­туры. Чем больше у супругов общих интересов, чем насыщенней их досуг, тем выше их удовлетворенность браком.

Раздельный досуг нередко становится источником семейных ссор. В то же время в некоторых случаях насильственное ограни­чение возможностей выбора одним из супругов способа проведе­ния досуга может оказаться более разрушительным для семейного благополучия, чем раздельная форма проведения досуга.

К сожалению, в силу высоких цен на билеты и дефицита сво­бодного времени у большинства молодежи снизилась доступность Для них различных видов культурной деятельности — в частности театров, выставок, музеев.

Таким образом, жизнедеятельность молодых семей отличается сложностью и противоречивостью. Ее особенностью является не­устоявшееся экономическое и профессиональное положение суп­ругов. Можно сказать, что молодые люди йаходятся на стадии вы­работки жизненной стратегии и зачастую сами нуждаются в вос­питании. От современного положения молодой семьи во многом зависит будущее всего института семьи.

 

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ Каждая семья проходит через закономерно сме­няющуюся цепь этапов и событий в своей жизни, обусловленных ее (семьи) возрастом и особеннос­тями функционирования. Начинаясь с заключения брака с его периодом вза­имной адаптации, такой жизненный цикл включает в себя рождение ребенка (детей), их взросление, их "вылет из гнезда", связанный с отъездом на учебу, на работу, в армию, заключением брака и т.п., старение и смерть одного или обоих супругов. В этом цикле имеются критические моменты, когда семья особенно нуждается в помощи: например, в период рождения детей, особенно первенца, в период "пубертатного криза" подростков, после взросления детей, и т.д. Перестройка структурных связей и отноше­ний в семье вызывает ее временное ослабление. Возможно, поэтому разводимость в "критические периоды" значительно повышается.

МАЛООБЕСПЕЧЕННОСТЬ В настоящее время серьезно влияет на стабиль­ность и перспективы каждой семьи мало обеспеченность, отсутствие уверенности в устойчивости материального положения, в дальнейшей способности осуществлять семейные функции, обеспечивать содержание и воспитание детям.

Это теснейшим образом связано с общим кризисом в стране, а мораль­но-психологический кризис разрушает ценностную систему людей, в которой семья и дети традиционно стоят очень высоко. Отсутствие возможности обеспечивать своих детей депривирующе воздействует на взрослых членов семьи, вызывает депрессии, усиливает склонность к алкоголизму и суицидам.

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ Одной из важнейших и сложнейших проблем является насилие в семье, жестокое обращение членов семьи по отношению друг к другу или к како­му-то одному члену.

Можно разделять эти понятия, ибо насилие может выражаться не толь­ко в брутальных действиях. Так, эмоциональное и моральное насилие зак­лючается в насмешках, неоправданной критике, оскорблениях в адрес под­вергаемого насилию домочадца. Социальное насилие заключается в воспрепятствовании получению образования или квалификации, запрете работать, противодействии дружбе или общению с конкретными приятелями или вообще.

Насилие может быть выражением борьбы за доминирование или формой демонстрации доминирующего положения. Кроме того, насилие может быть структурным элементом семейных взаимоотношений, в случае, если опыт ро­дительской семьи супругов (или одного из них) основан на жестоком обра­щении.

Кроме того, насилие может быть формой отреагирования отрицательных эмоций, принесенных в дом членами семьи, или даже формой компенсации давних, детских обид кого-то из взрослых. Чем тяжелее становится социально-экономическая и морально-психологическая обстановка в обществе, тем больше вероятность выплескивания агрессии, накопившейся в людях, на слабых, беззащитных, прежде всего, женщин и детей.

 

2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ. ШИРОКОЕ И УЗКОЕ ПОНИМАНИЕ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Семья как первичная социальная ячейка представляет собой комплексную систему, связанную многообразными отношениями со всеми общественными структурами. На нее оказывают влияние любые мероприятия экономического, социального и особенно правового характера, проводимые государством в области брачно-семейного, трудового, жилищного, пенсионного законодательства, законодательства о здравоохранении, образовании, поскольку по­ведение людей в семье, ее взаимодействие с государством находит­ся в сфере действия норм права и нравственности. Любое из опре­делений общего понятия семьи нуждается в дополнении его новым признаком — указанием на то, что семья должна быть защищена государством.

Только совместными усилиями законодательной и исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации можно создать систе­му выхода молодой семьи из социального кризиса. Причем общего­сударственная семейная политика должна осуществляться на трех уровнях — государственном, региональном и муниципальном.

Законы и другие нормативные акты высших органов власти и управления регионов в первую очередь обеспечивают проведение в жизнь федеральных установлений.

В то же время субъекты Федерации действуют в пределах собст­венной компетенции, учитывая демографическую специфику ре­гиона.

Муниципальный уровень реализации законодательных положе­ний весьма широкий. Правовое вмешательство здесь, однако, ми­нимальное и только по главным позициям поощряет местную ини­циативу. Большинство семей, нуждающихся в защите и поддержке, обращается в муниципальные структуры и получает помощь.

Основные направления социальной работы с молодыми семьями

В современной молодой семье сосредоточена совокупность со­циальных проблем, свойственных обществу.

Предотвращение и ликвидация негативных явлений в семье возможны при условии организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей после­довательность действий по отношению к семье и грамотное выпол­нение каждого из действий.

Экспериментально обоснованная модель деятельности специ­алиста, работающего с молодой семьей, включает следующие ком­поненты:

• наличие у специалиста собственных представлений о поддержке молодой семьи как клиента и о представлениях клиента об этой поддержке, о формах ее оказания;

• дифференциация молодых семей на типы;

• разработка программы (соответственно типам молодых семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитатель-ной направленности;

• вхождение семьей как системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;

 

Кардинальной проблемой является вообще судьба семейной жизни, ибо потребность в ней в среде атомизирующихся индивидов сокращается. "Об­щество услуг" предоставляет возможность удовлетворить многие потребнос­ти, прежде насыщаемые только в семье, вне ее. Потребность в детях пада­ет. Исследования показывают, что до половины старшеклассников мальчиков не считают семью обязательной для жизненного пути человека, а среди де­вочек число таких доходит до четверти.

Учитывая необратимость социальной эволюции, трудно ожидать восста­новления всеобщего идеала и установки на крепкую, многодетную семью в обществе, где права личности провозглашены и закреплены в Основном За­коне как приоритетные. Среди них - право на выбор жизненного предназна­чения как для мужчин, так и для женщин, право на личное счастье, на по­иск личного успеха, чему, без сомнения, семейные обязанности могут про­тиворечить.

Поэтому сегодня нет никаких реальных технологий укрепления семей­ных установок. Общество и государство могут только прилагать усилия для помощи тем семьям, которые существуют, для содействия тем людям, кото­рые все-таки решили создать семью, для профилактики разрушения уже име­ющихся брачных союзов. В этом - основное предназначение семейных соци­альных работников.

1. Специфика социальной работы с семьей заключается в том, что, во-первых, практически все современные социальные и индивидуальные проблемы представлены в семье, поэтому разрешение вопросов малообеспе­ченное™, беженцев, безработных, конфликтов между поколениями, одино­чества и т.д. всегда затрагивает семью.

2. Во-вторых, проблемы отдельных членов семьи - это всегда проблемы семьи в целом, и наоборот. Например, проблема плохо успевающего и конф­ликтного в школе ученика может быть связана с невротичностью родителей, или их слабым попечением о ребенке в силу малограмотности, антисоциаль­ного образа жизни, определенных ситуативных трудностей, и т.д. Или, скажем, утрата работы самым прямым образом сказывается не только на ма­териальном статусе семьи безработного, но и на психологическом климате в ней, отношениях между родителями и детьми, психическом здоровье всех членов.

3. Поэтому, в-третьих, работа с нуждающимся в помощи членом семьи как правило предопределяет работу с другими членами данной семьи, бло­кирование тех сторон их отношений, которые отягощают ситуацию клиента, укрепление и поддержку тех факторов, которые воздействуют фасилитирующим образом.

Это особенно значимо в оказании социальной помощи детям:

реабилитация детей и подростков с ослабленными семейными связями должна сопровождаться реабилитацией их семей, восстановлением их способности быть естественной средой жизнеобитания ребенка. Реабилитация детей инвалидов теснейшим образом связана с адаптацией семьи ребенка-инвалида к существованию вместе с ребенком с ограниченными возможностями, к обес­печению ему возможностей для социального функционирования.

4. Семья - система гомеостатическая, то есть сложившийся в ней ус­тойчивый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких-то нарушений, вызванных изменениями структуры семьи (Рождением ребенка или, наоборот, смертью одного из членов, и т.д.), болезнью, внешними причинами. Это предопределяет, с одной стороны, редкостную ус­тойчивость семьи, ее способность залечивать раны, нанесенные жизнью. С другой стороны, это обусловливает трудности воздействия на семью:

например, излечившиеся алкоголики нередко побуждаются к рецидиву именно семейным окружением, которое привыкло существовать в условиях перма­нентного алкогольного кризиса и по другому существовать не умеет. Не­редко семьи детей-инвалидов неосознанно препятствуют их адаптации к со­циальному функционированию, так как нормализация жизни ребенка лишает их семьи мученического ореола, и т.д.

5. Семья - система закрытая. Ее жизнь протекает вне наших глаз, многие ее стороны скрыты от наблюдения, о многом мы можем судить только по косвенным признакам. Поэтому истинная причина семейной дисгармонии и

осознание ее членами семьи могут не совпадать. Или, иначе, первичная проблема, которую они осознают как тревожащую и по поводу которой обра­щаются за помощью, может быть только производной от истинной причины.

Поэтому работа с семьей требует длительного времени и включает в себя внимательное диагностирование, наблюдение.

6. Специалист по социальной работе не может разрешить проблему: он может помочь клиентам в разрешении их проблем. Если говорить подробнее, то помощь семейного социального работника заключается в том, чтобы со­действовать клиентам в понимании истинной природы их проблемы, рассмот­рении различных сценариев ее разрешения и осознании той цены, которую придется заплатить в случае действия по каждому из сценариев или без­действия, и тех результатов, которые могут быть достигнуты. Ни в коем случае нельзя подменять свободных суверенных индивидов в разрешении ими их собственных трудностей, нельзя снимать с них и возлагать на себя от­ветственность за последствия их поведения, за результат их жизнедея­тельности.

7. Нельзя также навязывать людям свое представление о счастье и человеческом предназначении. Система ценностей и представлений специа­листа может разительно не совпадать с системой ценностей и представле­ний клиента.

8. Семья автономна в своей жизнедеятельности, она имеет право вы­бирать способы взаимоотношений, методы воспитания детей и т.д. Вмеша­тельство в семейные взаимоотношения желательно только по просьбе клиен­тов, по их обращению. Исключением может считаться ситуация, когда су­ществует прямая и недвусмысленная угроза физическому и психическому здоровью и жизни кого-то из ее членов.

9. При оказании помощи семье, при той или иной интервенции во вза­имоотношения ее членов целью должны быть благо и интересы самой семьи, ее членов, а не абстрактно понимаемые интересы общества или государс­тва. Помощь семье оказывается не для того, чтобы повысить рождаемость, обеспечить рабочую силу будущего или ликвидировать дефицит призывного контингента для Вооружённых Сил, а для того, чтобы помочь существованию реальных семей и обеспечению выживания и развития реальных детей.

10. Наконец, работа с семьей требует высочайшей деликатности и конфиденциальности, ибо в ходе се затрагиваются сведения и моменты, разглашение которых может нанести серьезный ущерб индивидам, а неловкое обращение с ними специалиста непоправимо разрушает возможности для сот­рудничества с клиентом.

 

3. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:

- Групповая беседа и групповая терапия, частью которой беседа мо­жет являться. Заключается в ведении направляемой специалистом беседы среди членов семьи или нескольких семей со сходными трудностями. Даст возможность "проговорить" проблему, осознать се для себя, сравнить свое восприятие ее с восприятием близкого человека и других людей, находя­щихся в аналогичной ситуации. Помогает преодолеть барьер предвзятости и исключительности, выработать позитивное рациональное отношение к разре­шению существующей проблемы, создаст цивилизованное технологическое от­ношение к семейной терапии.

- Генограмма: удобный способ для начального этапа индивидуальной работы с конфликтной семьей, который даст возможность вовлечь во взаи­модействие даже тех членов семьи, которые уже давно не разговаривают друг с другом. Графическое изображение семейной истории с учетом восхо­дящих и нисходящих се звеньев даст возможность также определить для специалиста наличие неполных семей у родственников (братьев, сестер, родителей) конфликтующей пары, раннее овдовение. алкоголизм и т.д., что служит важным диагностическим инструментом.

- Семейный договор (в отличие от контракта) заключается в произ­вольной форме и не подлежит официальной регистрации. При выявлении обо­юдного желания нормализовать семейные взаимоотношения супруги определя­ют поля взаимных противоречий и договариваются о том, насколько и в ка­кой форме они готовы отказаться от своих вызывающих осуждение привычек и занятий, пойти навстречу друг Другу, чтобы ликвидировать конфликт в семье. Заключается в письменной форме и выполнение проверяется ежене­дельно.

- Семейная психопрофилактика: разработка и регулярное использова­ние заместительных средств отреагирования отрицательных эмоций и раз­рядки психических напряжений. Например, французские специалисты реко­мендуют супругам время от времени бить друг друга поролоновыми палками. Правда, воспитывать привычку к насилию нежелательно, поэтому лучше вместе "разряжать" свою агрессивность на нейтральных предметах (занятие спортом даст такую возможность).

- Основная нагрузка при коррекции отрицательных проявлений ложится на саму семью, однако ей необходима помощь семейного социального работ­ника. Мер поведенческого плана может оказаться недостаточно, необходимо будет вмешательств о нарколога, сексолога или иных узких специалистов. Поэтому диагностика проблем семьи важна на каждом этапе работы с ней.

 

 

4. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

- Конвенция ООН о правах ребенка

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, зашиты и развития детей;

- Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

РОССИЙСКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации

- Национальный план действий в интересах детей Российской Федера­ции до 2000 года (проект);

- Семейный кодекс Российской Федерации (1996);

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

- Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (1990)

- Закон РСФСР "О занятости населения в РСФСР" (1990)

- Закон РФ "Об основах налоговой системы в РФ" (1990)

- Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (1991)

- Закон РСФСР "О повышении социальных гарантий для трудящихся" (1991)

- Закон РФ "О дополнительных мерах по охране материнства и детс­тва" (1992)

- Закон РФ "Об образовании" (1992) с изменениями 1996 г.

Указы Президента Российской Федерации

- "О первоочередных мерах по развитию образования в РФ" от 11 июля 1991 г. N 1

- "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году" от 26 декабря 1991 г. N 328

- "О мерах по социальной защите военнослужащих, бывших военнослу­жащих и членов их семей" от 28 декабря 1992 г. N 1659

- "О единовременных выплатах за апрель и социальной защите отдель­ных слоев населения в 1992 году" от 21 марта 1992 г. N 321

- "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 5 мая 1992 г. N431

- "О повышении социальных пособий и компенсационных выплата 1992 году" от 21 мая 1992 г. N 515

- "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-с годы" от 1 июня 1992 г. N543

- "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными" от 2 июля 1992 г. N723

- "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" от 2 октября 1992г^ 1157

- "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам конц­лагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фа­шистами и их союзниками в период второй мировой войны" от 15 октября 1992г. N 1235

- "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, уволенных в связи с ликвида­цией предприятий, учреждений, организаций" от 5 ноября 1992 г. N 1335

- "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных вып­лат семьям с детьми и другим категориям граждан" от 4 ноября 1992 г. N 1365

- "О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан" от 5 февраля 1993 г. N 189

- "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" от 4 марта 1993 г. N 337

- "О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспи­рантов образовательных учреждений высшего профессионального образова­ния" от 12 апреля 1993 г. N 304

- "О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан" от 20 апреля 1993 г. N 466

- "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолет­них, защите их прав" от 6 сентября 1993 г. N 1338

- "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных вып­лат семьям с детьми и другим категориям граждан" от 30 сентября 1993 г. N 1511

- "О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества" от 2 ноября 1993 г. N 1815

- "О комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президен­те РФ" от 15 ноября 1993 г. N 1908

- "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их разме­ров" от 10 декабря 1993 г. N 2122

- "О Президентской программе "Дети России" от 18 августа 1994 г. N 1696

- "О порядке применения Постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 2983-1 "О неотложных мерах по улучшению положения жен­щин, семьи, охраны материнства и детства на селе'* от 25 января 1991 г. N522-1

- "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений" от 6 мар­та 1992 г. N2461-1

- "О социальной защите населения в условиях перехода к рыночным отношениям" от 20 марта 1992 г. N 2548-1

- "О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющих­ся гражданами РФ, гражданами других государств" от 18 декабря 1992 г. N 4132-1

Литература для углубленного изучения темы

1. Антонов А.И. Социология рождаемости. - М., 1988

2. Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребенок. - М., 1987.

3. Бойко В.В. Малодетная семья (социально-психологический анализ). - М.. 1988.

4. Борзикова Л.В. Ценности семьи в структуре жизненных ориентации //Демографическая политика в региональном разрезе. - М., 1988.

5. Голод С.И. Стабильность семьи. - М., 1984.

6. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. - М., 1989

7. Население России: Ежегодный демографический доклад. - М.. 1994

8. Социальная работа с семьей. - М., 1994