I. Внутренняя и внешняя политика Александра I

Лекция 9. Россия в первой половине XIX в.

Системы автоматизации технологической подготовки производства

Отечественная интегрированная CAD/CAM система ADEM предназначена для автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства. Это единый программный комплекс, в состав которого входят инструменты для автоматизации:

· проектирования, конструирования и моделирования изделий;

· оформления чертежно-конструкторской документации в соответствии с требованиями ЕСКД;

· проектирование техпроцессов и оформления технологической документации в соответствии с требованиями ЕСТД;

· программирования оборудования с ЧПУ с обработкой деталей и заготовок по четырем – пяти независимым направлениям (координаты X,Y,Z, вращение относительно X,Y,Z).

Можно сказать, что ADEM эквивалентен комплексу из четырех специализированных систем, которые имеют единые математическое ядро и инфраструктуру.

В части проектирования и конструирования система ADEM имеет самый современный инструментарий объемного и плоского гибридного моделирования. Система содержит обширные библиотеки отечественных и зарубежных стандартов оформления конструкторской документации и стандартных изделий.

ADEM позволяет программировать следующие технологии обработки: механические (фрезерные и токарные); лазерные; электроэрозионные; листоштамповку и вибровысечку, а также их комбинации.

Для автоматизации проектирования технологических процессов система ADEM поддерживает практически все существующие виды технологий, включая технологии механообработки, сборки, сварки, термической обработки и прочие. При этом выпуск технологической документации может осуществляться как на стандартных картах и формах (ГОСТ), так и на картах и формах предприятия (СТП). В качестве важного дополнения выступают подсистемы нормирования и оснащения, а также библиотеки материалов, оборудования и инструментов.

План:

  1. Внутренняя и внешняя политика Александра I;
  2. Внутренняя политика Николая I.

Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. продемонстрировал стремление части правящих кругов усилить роль дворянства в управлении страной, несколько ограничив при этом власть монарха.

В начале правления Александр I отменил ряд распоряжений Павла I, вызывавших недовольство дворянства. В армию возвращались уволенные Павлом I офицеры, политические заключенные освобождались, был разрешен свободный въезд и выезд из страны, уничтожена «тайная экспедиция» и т.п.

Целью реформ Александра было совершенствование механизма государственного управления. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершённость.

Для подготовки реформ был создан Негласный комитет, в который вошли «молодые друзья» Александра I – Н.Н. Новосильцев, А. Чарторыйский, П. Строганов, В. Кочубей. В рамках этого комитета обсуждались важнейшие вопросы государственной жизни, говорилось об отмене в будущем крепостного права и превращение России (также в перспективе) в конституционную монархию. Члены комитета были сторонниками конституционализма и европейских порядков. Однако их предложения не были реализованы из-за нерешительности Александра I и возможной негативной реакции дворян.

Были проведены лишь небольшие преобразования, не затрагивавшие крепостнические порядки:

1. 12 декабря 1801 г. купцам, мещанам и казенным крестьянам была предоставлена возможность приобретать в собственность ненаселенные земли (ранее владение землей, населенной или ненаселенной, было монопольным правом дворянства).

2. 8 сентября 1802 г. была проведена министерская реформа – вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;

3. реформа Сената – Сенат стал судебным органом;

4. 20 февраля 1803 г. появился указ «О вольных хлебопашцах», в соответствии с которым крепостные крестьяне могли с согласия помещиков выкупаться на волю с землей целыми селениями. Число «свободных хлебопашцев» в итоге оказалось очень небольшим. Этот Акт в первую четверть XIX в. был применен в 161 случае.

5. меры, призванные в той или иной степени ограничить помещичий произвол, затронули лишь Прибалтику. В 1804 г. крестьяне Лифляндии и Эстляндии были объявлены пожизненными и наследственными владельцами своих земельных наделов. При этом устанавливались фиксированные размеры крестьянских повинностей, что не позволяло помещикам повышать их по своему усмотрению.

6. реформа образования – было создано несколько видов школ: от приходских до гимназий, были даны широкие права университетам.

В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен. В целом эти реформы не внесли крупных перемен. Начавшаяся в 1805 г. война с Францией вообще временно сняла с повестки дня вопрос о каких бы то ни было преобразованиях.
После окончания боевых действий и заключения в 1807 г. Тильзитского мира с Наполеоном проблема реформ снова становится объектом обсуждения в правящих кругах. В 1809 г. М.М. Сперанский составил «Введение к Уложению государственных законов», в котором содержалась программа реформ. Цель – придание российской монархии «конституционного» внешнего вида не меняя её самодержавной сути. Предложения Сперанского:

1. при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей. Создать выборный парламент – Государственную думу (законодательная власть); Кабинет министров (исполнительная власть); Сенат (судебная власть);

2. Государственную думу избирать путём всенародных выборов, но наделить её законосовещательными функциями;

3. наделить избирательным правом только дворян и представителей среднего состояния (купцы, мещане, государственные крестьяне);

4. ввести систему местного самоуправления (губернская дума, губернская управа);

5. создание Государственного совета, как института координирующего работу высших органов власти;

Своевременное проведение этих реформ, по мысли М.М.Сперанского, должно было избавить страну от революционных потрясений, которые пережила Европа.
Преобразовательные проекты М.М.Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против замыслов М.М.Сперанского.

Реализовать свои планы в целом М.М. Сперанскому не удалось. Александр I, помня о судьбе отца, не мог игнорировать неприятия реформаторских начинаний основной массой дворянства и высшей бюрократии.

Из предложений Сперанского были реализованы:

1. образование Государственного совета как законосовещательного органа при императоре (1810 г.).

2. в 1811 г. вступило в силу «Общее учреждение министерств», подготовленное М.М.Сперанским. Этот законодательный акт определял основные принципы организационного устройства министерств, порядок их деятельности. Этими мерами, направленными на совершенствование бюрократической машины, дело и ограничилось.

Ненависть консервативных кругов к М.М.Сперанскому была столь сильна, что Александру I пришлось им пожертвовать. В марте 1812 г. М.М.Сперанский был отстранен от государственной службы и сослан. Попытки реализации широкой программы либеральных реформ потерпели крах.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность возобновляется. Меры Александра I:

1. дарована Конституция Царству Польскому (1815 г.);

2. предоставлена автономия Бессарабии, в 1818 г. дарован конституционный документ – «Устав образования Бессарабской области»;

3. в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции под руководством Н.Н. Новосильцева.

Основные положения «Уставной грамоты Российской империи» Новосильцева:

1. установление конституционной монархии;

2. учреждение парламента – Государственный сейм;

3. законодательная инициатива принадлежала императору;

4. Россия делилась на наместничества, объединявшихся на основе федерации;

5. закреплялись основополагающие гражданские свободы;

Данный проект реализован не был.

Крестьянский вопрос:

1. в 1816 г. издано «Положение об эстляндских крестьянах», освобождавшее крестьян Эстляндии (Эстонии) от крепостной зависимости;

2. в 1817 г. и 1819 г. аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии.

Прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли. В 1818-1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них – А.А.Аракчееву.

С 1821 г. во внутренней политике возобладало консервативно-карательное направление. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А. Аракчеева.

Наиболее одиозным решением этого периода стало создание военных поселений. Впервые в царствование Александра I они были организованы еще в 1810 г., однако широкое распространение получили с 1816 г. Это была попытка перенести армию на самофинансирование. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военным делом. С другой стороны, «поселение» армии должно было обеспечить ее комплектование в мирное время за счет естественного прироста в военных поселениях. В поселениях царил произвол начальства, существовала система наказаний. Военные поселения не оправдали возлагаемых надежд.

Наступление реакции проявилось в области образования. Возросло влияние религии на культурную жизнь страны. Сразу же началась атака на университеты. Поведение студентов ставилось под мелочную и жесткую административную опеку. Значительно ужесточалась цензура.

Усиление реакции проявилось в мерах, направленных на укрепление власти помещиков над крестьянами. В 1822 г. было принято решение «Об отсылке крепостных людей за дурные проступки в Сибирь на поселение».

В Польше постепенно стали насаждаться абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи. В обстановке дальнейшего наступления реакции Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г.

II. Внутренняя политика Николая I. "Апогей самодержавия".

Эпо­ха Николая I (1825-1855 гг.) отличалась крайней консервативностью и реакционностью. Николай I был убежден во вредности любых революционных и реформаторских процессов и видел спасение страны в ста­бильности и консерватизме, усилении самодержавия.

В целях централизации управления была создана Собственная его императорского величества канцелярия. Это бюрократическая структура, взявшая под контроль различ­ные сферы внутренней жизни страны. Данная организация состояла из шести отделений, наиболее важными из которых были II и III отделения. II отделение руководило работой по кодификации законода­тельства; III отделение стало органом политического надзора и сыска. Агенты III отделения были внедрены почти во все сферы жизни общества.

Фактически III отделение стояло над всеми иными органами государства – Сенатом, Государст­венным советом, министрами. Жандармы III отделения, в чьи обязанности было вве­рено искоренять любое вольнодумие и революционные идеи, стали опорой режима Николая I. Первым руководителем III отделения был назначен граф А.Х. Бенкендорф. В стране сложилась атмосфера по­дозрительности, доносительства, тотального сыска.

II отделение собственной его императорского величества канцеля­рии в течение почти 10 лет провело работу по кодификации законодательства России. Данной работой руководил М.М. Спе­ранский. Результатом стал выход в 1833 г. 15 томов "Свода законов Российской Империи", где было собрано все действующее законодательство России: с Соборного Уложе­ния 1649 г. до современных Сперанскому законов. Помимо этого был издан "Полный свод законов Российской империи".

Реформа образования:

1. 1828 г. Школьная реформа. Вводился принцип сословности в образовании. Все школы были разделены на три вида строго по сословному принципу: приходские – для крестьян, уездные – для горожан, гимназии – для дворян;

2. в 1835 г. был введен новый Университетский устав, в результа­те которого университетское образование было жестко подчине­но государству, образовательные программы очищались от во­льнодумных идей, а сами университеты фактически переходи­ли на казарменное положение.

В годы правления Николая I была предпринята попытка решить крестьянский вопрос:

1. было создано 9 секретных комитетов для рассмотрения вариантов решения крестьянского вопроса. П.Д. Киселевым ставился вопрос об отмене крепостного права, однако он не нашел поддержки императора и дворянства;

2. реформа управления государственными крестьянами 1837-1841 гг. (реформа Киселёва). Были увеличены земельные наделы, организовано переселение части государственных крестьян на малоосвоенные земли. Государство открывало школы, больницы в деревнях. Отрицательной чертой этих преобразований стала крайняя бюрократизация управления государственными крестьянами.

3. принято решение о нераспространении крепостных порядков на Польшу, Финлян­дию и Прибалтику, а также о праве помещика давать "вольную" некоторым крестьянам по своему усмотрению;

В стране вводилась цензура, имевшая два уровня:

1. Предварительная, когда отсеивались неугодные для режима произведения и публикации;

1. карательная – цензура, вышедших произведении, в ходе которой "просеивались" вышедшие произведения и наказывались цен­зоры и авторы вольнодумных произведении, случайно или умышленно прошедших первоначальную цензуру.

Самостоятельная работа по теме:

1. Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в.

2. Теория официальной народности как государственная идеология.

3. Освободительное движение в России в первой половине XIX в.: декабристы, славянофилы, западники.

4. Войны с Ираном, Турцией и Швецией в начале XIX в.

5. Войны против революционной Франции. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии.

6. Венский конгресс. Священный союз.

7. Внешняя политика Николая I. Крымская война.