I. Внутренняя и внешняя политика Александра I
Лекция 9. Россия в первой половине XIX в.
Системы автоматизации технологической подготовки производства
Отечественная интегрированная CAD/CAM система ADEM предназначена для автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства. Это единый программный комплекс, в состав которого входят инструменты для автоматизации:
· проектирования, конструирования и моделирования изделий;
· оформления чертежно-конструкторской документации в соответствии с требованиями ЕСКД;
· проектирование техпроцессов и оформления технологической документации в соответствии с требованиями ЕСТД;
· программирования оборудования с ЧПУ с обработкой деталей и заготовок по четырем – пяти независимым направлениям (координаты X,Y,Z, вращение относительно X,Y,Z).
Можно сказать, что ADEM эквивалентен комплексу из четырех специализированных систем, которые имеют единые математическое ядро и инфраструктуру.
В части проектирования и конструирования система ADEM имеет самый современный инструментарий объемного и плоского гибридного моделирования. Система содержит обширные библиотеки отечественных и зарубежных стандартов оформления конструкторской документации и стандартных изделий.
ADEM позволяет программировать следующие технологии обработки: механические (фрезерные и токарные); лазерные; электроэрозионные; листоштамповку и вибровысечку, а также их комбинации.
Для автоматизации проектирования технологических процессов система ADEM поддерживает практически все существующие виды технологий, включая технологии механообработки, сборки, сварки, термической обработки и прочие. При этом выпуск технологической документации может осуществляться как на стандартных картах и формах (ГОСТ), так и на картах и формах предприятия (СТП). В качестве важного дополнения выступают подсистемы нормирования и оснащения, а также библиотеки материалов, оборудования и инструментов.
План:
- Внутренняя и внешняя политика Александра I;
- Внутренняя политика Николая I.
Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. продемонстрировал стремление части правящих кругов усилить роль дворянства в управлении страной, несколько ограничив при этом власть монарха.
В начале правления Александр I отменил ряд распоряжений Павла I, вызывавших недовольство дворянства. В армию возвращались уволенные Павлом I офицеры, политические заключенные освобождались, был разрешен свободный въезд и выезд из страны, уничтожена «тайная экспедиция» и т.п.
Целью реформ Александра было совершенствование механизма государственного управления. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершённость.
Для подготовки реформ был создан Негласный комитет, в который вошли «молодые друзья» Александра I – Н.Н. Новосильцев, А. Чарторыйский, П. Строганов, В. Кочубей. В рамках этого комитета обсуждались важнейшие вопросы государственной жизни, говорилось об отмене в будущем крепостного права и превращение России (также в перспективе) в конституционную монархию. Члены комитета были сторонниками конституционализма и европейских порядков. Однако их предложения не были реализованы из-за нерешительности Александра I и возможной негативной реакции дворян.
Были проведены лишь небольшие преобразования, не затрагивавшие крепостнические порядки:
1. 12 декабря 1801 г. купцам, мещанам и казенным крестьянам была предоставлена возможность приобретать в собственность ненаселенные земли (ранее владение землей, населенной или ненаселенной, было монопольным правом дворянства).
2. 8 сентября 1802 г. была проведена министерская реформа – вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;
3. реформа Сената – Сенат стал судебным органом;
4. 20 февраля 1803 г. появился указ «О вольных хлебопашцах», в соответствии с которым крепостные крестьяне могли с согласия помещиков выкупаться на волю с землей целыми селениями. Число «свободных хлебопашцев» в итоге оказалось очень небольшим. Этот Акт в первую четверть XIX в. был применен в 161 случае.
5. меры, призванные в той или иной степени ограничить помещичий произвол, затронули лишь Прибалтику. В 1804 г. крестьяне Лифляндии и Эстляндии были объявлены пожизненными и наследственными владельцами своих земельных наделов. При этом устанавливались фиксированные размеры крестьянских повинностей, что не позволяло помещикам повышать их по своему усмотрению.
6. реформа образования – было создано несколько видов школ: от приходских до гимназий, были даны широкие права университетам.
В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен. В целом эти реформы не внесли крупных перемен. Начавшаяся в 1805 г. война с Францией вообще временно сняла с повестки дня вопрос о каких бы то ни было преобразованиях.
После окончания боевых действий и заключения в 1807 г. Тильзитского мира с Наполеоном проблема реформ снова становится объектом обсуждения в правящих кругах. В 1809 г. М.М. Сперанский составил «Введение к Уложению государственных законов», в котором содержалась программа реформ. Цель – придание российской монархии «конституционного» внешнего вида не меняя её самодержавной сути. Предложения Сперанского:
1. при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей. Создать выборный парламент – Государственную думу (законодательная власть); Кабинет министров (исполнительная власть); Сенат (судебная власть);
2. Государственную думу избирать путём всенародных выборов, но наделить её законосовещательными функциями;
3. наделить избирательным правом только дворян и представителей среднего состояния (купцы, мещане, государственные крестьяне);
4. ввести систему местного самоуправления (губернская дума, губернская управа);
5. создание Государственного совета, как института координирующего работу высших органов власти;
Своевременное проведение этих реформ, по мысли М.М.Сперанского, должно было избавить страну от революционных потрясений, которые пережила Европа.
Преобразовательные проекты М.М.Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против замыслов М.М.Сперанского.
Реализовать свои планы в целом М.М. Сперанскому не удалось. Александр I, помня о судьбе отца, не мог игнорировать неприятия реформаторских начинаний основной массой дворянства и высшей бюрократии.
Из предложений Сперанского были реализованы:
1. образование Государственного совета как законосовещательного органа при императоре (1810 г.).
2. в 1811 г. вступило в силу «Общее учреждение министерств», подготовленное М.М.Сперанским. Этот законодательный акт определял основные принципы организационного устройства министерств, порядок их деятельности. Этими мерами, направленными на совершенствование бюрократической машины, дело и ограничилось.
Ненависть консервативных кругов к М.М.Сперанскому была столь сильна, что Александру I пришлось им пожертвовать. В марте 1812 г. М.М.Сперанский был отстранен от государственной службы и сослан. Попытки реализации широкой программы либеральных реформ потерпели крах.
Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность возобновляется. Меры Александра I:
1. дарована Конституция Царству Польскому (1815 г.);
2. предоставлена автономия Бессарабии, в 1818 г. дарован конституционный документ – «Устав образования Бессарабской области»;
3. в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции под руководством Н.Н. Новосильцева.
Основные положения «Уставной грамоты Российской империи» Новосильцева:
1. установление конституционной монархии;
2. учреждение парламента – Государственный сейм;
3. законодательная инициатива принадлежала императору;
4. Россия делилась на наместничества, объединявшихся на основе федерации;
5. закреплялись основополагающие гражданские свободы;
Данный проект реализован не был.
Крестьянский вопрос:
1. в 1816 г. издано «Положение об эстляндских крестьянах», освобождавшее крестьян Эстляндии (Эстонии) от крепостной зависимости;
2. в 1817 г. и 1819 г. аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии.
Прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли. В 1818-1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них – А.А.Аракчееву.
С 1821 г. во внутренней политике возобладало консервативно-карательное направление. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А. Аракчеева.
Наиболее одиозным решением этого периода стало создание военных поселений. Впервые в царствование Александра I они были организованы еще в 1810 г., однако широкое распространение получили с 1816 г. Это была попытка перенести армию на самофинансирование. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военным делом. С другой стороны, «поселение» армии должно было обеспечить ее комплектование в мирное время за счет естественного прироста в военных поселениях. В поселениях царил произвол начальства, существовала система наказаний. Военные поселения не оправдали возлагаемых надежд.
Наступление реакции проявилось в области образования. Возросло влияние религии на культурную жизнь страны. Сразу же началась атака на университеты. Поведение студентов ставилось под мелочную и жесткую административную опеку. Значительно ужесточалась цензура.
Усиление реакции проявилось в мерах, направленных на укрепление власти помещиков над крестьянами. В 1822 г. было принято решение «Об отсылке крепостных людей за дурные проступки в Сибирь на поселение».
В Польше постепенно стали насаждаться абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи. В обстановке дальнейшего наступления реакции Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г.
II. Внутренняя политика Николая I. "Апогей самодержавия".
Эпоха Николая I (1825-1855 гг.) отличалась крайней консервативностью и реакционностью. Николай I был убежден во вредности любых революционных и реформаторских процессов и видел спасение страны в стабильности и консерватизме, усилении самодержавия.
В целях централизации управления была создана Собственная его императорского величества канцелярия. Это бюрократическая структура, взявшая под контроль различные сферы внутренней жизни страны. Данная организация состояла из шести отделений, наиболее важными из которых были II и III отделения. II отделение руководило работой по кодификации законодательства; III отделение стало органом политического надзора и сыска. Агенты III отделения были внедрены почти во все сферы жизни общества.
Фактически III отделение стояло над всеми иными органами государства – Сенатом, Государственным советом, министрами. Жандармы III отделения, в чьи обязанности было вверено искоренять любое вольнодумие и революционные идеи, стали опорой режима Николая I. Первым руководителем III отделения был назначен граф А.Х. Бенкендорф. В стране сложилась атмосфера подозрительности, доносительства, тотального сыска.
II отделение собственной его императорского величества канцелярии в течение почти 10 лет провело работу по кодификации законодательства России. Данной работой руководил М.М. Сперанский. Результатом стал выход в 1833 г. 15 томов "Свода законов Российской Империи", где было собрано все действующее законодательство России: с Соборного Уложения 1649 г. до современных Сперанскому законов. Помимо этого был издан "Полный свод законов Российской империи".
Реформа образования:
1. 1828 г. Школьная реформа. Вводился принцип сословности в образовании. Все школы были разделены на три вида строго по сословному принципу: приходские – для крестьян, уездные – для горожан, гимназии – для дворян;
2. в 1835 г. был введен новый Университетский устав, в результате которого университетское образование было жестко подчинено государству, образовательные программы очищались от вольнодумных идей, а сами университеты фактически переходили на казарменное положение.
В годы правления Николая I была предпринята попытка решить крестьянский вопрос:
1. было создано 9 секретных комитетов для рассмотрения вариантов решения крестьянского вопроса. П.Д. Киселевым ставился вопрос об отмене крепостного права, однако он не нашел поддержки императора и дворянства;
2. реформа управления государственными крестьянами 1837-1841 гг. (реформа Киселёва). Были увеличены земельные наделы, организовано переселение части государственных крестьян на малоосвоенные земли. Государство открывало школы, больницы в деревнях. Отрицательной чертой этих преобразований стала крайняя бюрократизация управления государственными крестьянами.
3. принято решение о нераспространении крепостных порядков на Польшу, Финляндию и Прибалтику, а также о праве помещика давать "вольную" некоторым крестьянам по своему усмотрению;
В стране вводилась цензура, имевшая два уровня:
1. Предварительная, когда отсеивались неугодные для режима произведения и публикации;
1. карательная – цензура, вышедших произведении, в ходе которой "просеивались" вышедшие произведения и наказывались цензоры и авторы вольнодумных произведении, случайно или умышленно прошедших первоначальную цензуру.
Самостоятельная работа по теме:
1. Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в.
2. Теория официальной народности как государственная идеология.
3. Освободительное движение в России в первой половине XIX в.: декабристы, славянофилы, западники.
4. Войны с Ираном, Турцией и Швецией в начале XIX в.
5. Войны против революционной Франции. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии.
6. Венский конгресс. Священный союз.
7. Внешняя политика Николая I. Крымская война.