Экскурсии – это форма организации учебной деятельности, которая позволяет проводить на- блюдения и изучать природные процессы в естественных условиях.

ЭКСКУРСИИ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Подведение итогов.

Обобщающий рассказ учителя.

Учитель рассказывает об использовании полезных иско-
паемых на предприятиях края. При этом он демонстрирует
изделия, выпускаемые на них, рассказывает, как связан край
с другими регионами России и зарубежья.

В конце урока жюри подводит итоги, вручает призы луч-
шим командам.

При организации уроков последнего типа учитель должен
помнить, что для обобщения материала необходимо: выделить
в нем главное; охарактеризовать ведущие понятия; сравнить
их между собой; установить причинно-следственные связи;
найти общие закономерности; сформулировать выводы.

 

 

Методические рекомендации к проведению экскурсий
были впервые даны А.Я. Гердом. В статье «Об естественно-
исторических экскурсиях» он писал: «Экскурсии должны
служить дополнением к урокам... должны показать взаимные
отношения царств природы. На растительный мир, например,
имеет громадное влияние почва и географические условия местности... На всякой экскурсии непременная обязанность преподавателя развивать теплое эстетическое чувство к при-
роде. Преподаватель обращает внимание детей на различные
ландшафты и наводит их на анализ впечатлений, возбуждае-
мых местностью». (Герд А.Я. Избранные педагогические труды/ Под. ред.Б.Е. Райкова. – М., 1953. – С. 251.)

А.Я. Герд проанализировал трудности организации экскурсий и
выделил главную из них – недостаточность сведений об
окружающей природе у самих учителей. Этот недостаток имеет -
место и в школе сегодняшнего дня. В статье автор наме-
чает пути его преодоления, среди которых на первом мес-
те – самостоятельное изучение природы учителями.

Особенно бурное развитие экскурсионного дела наблюда-
лось в первые три десятилетия ХХ в.

Экскурсии стали обязательной формой обучения в 1901 г.
Большую роль в разработке методики их проведения сыграл
Д.Н. Кайгородов. Труды Д.Н. Кайгородова послужили толчком к развитию экскурсионного дела.

В начале века методике проведения экскурсий уделялось ог-
ромное внимание. В 1910 г. в Москве была создана специальная комиссия по организации экскурсий. Даже Святейший Синод рекомендовал учителям церковно-приходских школ совершать
экскурсии в церкви, монастыри и другие святые места.

Во вновь вышедшем в 1912 г. сборнике «Естествознание
в школе» учитель, а впоследствии известный методист
К.П. Ягодовский широко пропагандировал экскурсии с целью
изучения местной природы. «Мы можем познакомить учени-
ков на своих уроках и со строением организмов..., дать им ряд
сведений биологического характера..., но научить их хоть
немного разбираться в окружающей природе – в классе мы
не можем. Для этого нужно идти в природу» (Ягодовский К.П. К материалам по методике экскурсий. // Естествознание в школе, 1912. – №1. – С. 129).

Накануне первой мировой войны организуется издание
нескольких журналов, освещающих вопросы родиноведения
и учебных экскурсий: «Экскурсионный вестник» (Москва), «Русский экскурсант» (Ярославль), «Школьные экскурсии
и школьный музей» (Одесса).

В 20-е годы на основе программ ГУСаместные органы на-
родного образования проводили разработку локальных про-
грамм. Задача состояла в том, чтобы облечь центральные
программы «живой плотью краеведческого материала». Оз-
накомление с природой своего края осуществлялось так,
чтобы дети могли не только понять и осмыслить многие яв-
ления, но и глубоко прочувствовать красоту родного края,
понять природу как естественную среду, которая обогащает
мысли и чувства человека.

В местных программах основное внимание уделялось двум
методам – исследовательскому и экскурсионному. На заседа-
ниях учительских губернских курсов обсуждалась работа по
составлению планов проведения экскурсий, создавались экс-
курсионные комиссии. Целями таких комиссий было знаком-
ство с постановкой экскурсионного дела в учебных учрежде-
ниях и даже на заводах. Такое широкое внедрение экскурси-
онного метода было связано с новыми задачами советской
школы по изучению современности на основе всемерного раз-
вития активности и самостоятельности учащихся. Касаясь
вопроса о содержании экскурсионной работы, Н.К. Крупская
писала: «Экскурсии могут носить самый разнообразный ха-
рактер: естественноисторический, эстетический, археологи-
ческий — могут иметь целью изучение экономической, обще-
ственно-политической жизни и т.д. Насколько разнообразны
явления, настолько же могут быть разнообразны и экскурсии,
имеющие целью изучение этих явлений» (Крупская Н.К. Экскурсионный метод в применении к программе ГУСа – Педагогические соч.: В 10 т. – М., 1959, т. 3, с. 47-48).

По каждой экскурсии велась предварительная подготовка,
определяющая цель экскурсии, организационный план и
методические приемы ее выполнения, дополнительные зна-
ния, требующиеся для ее успешного проведения. Во время
подготовки среди учащихся определялась отчетность по экс-
курсии. Проработка учебного материала проводилась по
окончании экскурсии.

Методические рекомендации к проведению экскурсий того
времени несут в себе немало ценного для современных учителей.

В помощь школе для проведения экскурсий с учащимися
открывались специальные школьные экскурсионные стан-
ции. В Москве в 1919 г. было организовано Центральное бюро
школьных экскурсий. Наряду с экскурсионными станциями были открыты педагогические биостанции в Москве
В.Ф. Натали и в Ленинграде Б.Е. Райковым. В 1918 г. в Со-
кольниках Б.В. Всесвятским была основана биостанция юных натуралистов им. К.А. Тимирязева, положившая начало
юннатскому движению.

В 1928 году в вышедшей книге Б.В. Всесвятского «Осенние и зимние экскурсии в природе» были подведены итоги экс-
курсионной работы первого десятилетия Советской власти. Автор отмечает как успехи, так и неудачи в организации
экскурсий. В работе анализировались причины неудачного
опыта и давались рекомендации по их устранению.

К недостаткам в организации экскурсий, по мнению Б.В. Всесвятского относятся:

· во-первых, слабая ориентация
учителей в местной природе,

· во-вторых, неумение отобрать из обилия лишь тот материал, который необходим,

· в треть-
их,
незнание методики экскурсионной работы.

Эти недостатки имеют место и в современной школе.

В настоящее время программы начального курса естество-
знания предусматривают обязательное проведение экскурсий. Даты их проведения вносятся учителем в календарно-тематический план. Предусмотренные программой экскурсии про-
водятся в учебное время, их содержание должно быть связано
с предыдущими и последующими уроками естествознания.

Классификация экскурсий

Выделяют:

· вводные,

· текущие,

· обобщающие экскурсии.

На вводных экскурсиях учащиеся получают общее пред-
ставление о природных объектах и явлениях, которые им
предстоит изучать на последующих уроках.

Главная цель вводных экскурсий – формирование образ-
ных представлений, на основе которых будут в дальнейшем
развиваться новые понятия.

Примером могут служить вводные сезонные экскурсии.


Задания, которые могут выполнять учащие-
ся под руководством учителя на зимней экскурсии:

Наблюдения за неживой природой:

1. Наблюдайте за положением солнца относительно вы-
бранного вами дерева. Как изменилось его положение по сравнению с осенним периодом?

2. Измерьте температуру воздуха на солнце и в тени. Сде-
лайте выводы.

3. Линейкой измерьте высоту снежного покрова на откры-
том месте и возле дерева. Где она больше? Почему?

4. Сделайте вывод: от чего зависят зимние изменения
в неживой природе?

Наблюдения за растениями:

1. Как зимуют лиственные деревья и кустарники? Рассмот-
рите зимующую почку. Что находится внутри почки? На каких
лиственных растениях сохранились плоды и семена?

2. Рассмотрите сосну обыкновенную. Какой у нее ствол?
Какой формы крона? Как расположены хвоинки? Есть ли на
сосне шишки? Все ли они одинаковы? Что находится внутри
шишки? Найдите на сосне почки. Что находится внутри почки?

3. Внимательно рассмотрите снег вокруг хвойных деревь-
ев. Есть ли на снегу крылатые семена ели и сосны?

4. Лопаткой аккуратно очистите от снега площадку
в 1 кв. м. Какие травянистые растения зимуют под снегом?
Какую роль играет снег в жизни травянистых растений?
После наблюдения укройте растения снегом.

5. Сделайте вывод о причинах изменений в жизни растений
зимой.

Наблюдения за животными:

1. Внимательно рассмотрите следы животных на снегу.
Кто их оставил: птицы или звери? Зарисуйте эти следы. По-
пытайтесь определить названия животных.

2. Каких оседлых птиц вы увидели на экскурсии? Какие
кочующие птицы вам встретились?

3. Насыпьте корм в кормушки и понаблюдайте, какие
птицы к ним прилетают. Как они себя ведут?

4. Сделайте выводы о причинах изменений в жизни жи-
вотных зимой.

Текущие экскурсии предполагают знакомство в природе с конкретными объектами и явлениями,
которые изучаются на текущих уроках.

Примером является экскурсия по изучению форм поверх-
ности родного края.
Учащиеся на ней работают по следую-
щим заданиям:

1. На месте работы, с помощью компаса, определите на-
правление сторон горизонта. Нанесите их на планшет.

2. Расскажите, что видите к северу, югу, западу и востоку
от себя. Сделайте схематическую зарисовку на планшете.
Сфотографируйте окружающую местность.

3. Изучите ближайший холм или гору. Найдите и опиши-
те подошву, склоны, вершину. Зарисуйте или сфотографи-
руйте эту форму поверхности. Подпишите ее части.

4. Поднимитесь на вершину холма (невысокой горы). Что
вы ощущаете при быстром подъеме (как изменяется дыхание,
сердцебиение, скорость движения)? Сделайте вывод: по кру-
тому или пологому склону вы поднимались.

5. Осмотритесь вокруг, стоя на вершине. Как изменилась
даль горизонта? Объясните, почему во время военных дейст-
вий вершины холмов обычно избираются в качестве наблю-
дательных пунктов.

6. Определите с помощью компаса, к каким сторонам го-
ризонта обращены наиболее крутой и наиболее пологий
склоны.

7. По компасу найдите у холма его южный и северный
склоны. Установите различия между ними. Какой склон
лучше освещен солнцем? Как освещенность влияет на разно-
образие растительности?

8. Если рядом на местности есть овраг, то познакомьтесь с
его формой, размерами. Сделайте схематическую зарисовку.
Сфотографируйте. Подумайте, что могло являться причиной
образования оврага. Какможно остановить его рост?

9. Сделайте вывод: какие формы поверхности можно на-
блюдать в вашей местности.

10. Как деятельность людей влияет на поверхность края?
Что вы сможете сделать для украшения поверхности своей
местности?

Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы
или раздела. На них дети наблюдают и исследуют те природ-
ные объекты и явления, которые изучались на предыдущих
уроках. На обобщающих экскурсиях конкретизируются и
систематизируются знания, полученные учащимися в про-
цессе изучения темы.

Примером могут служить экскурсии по изучению природ-
ных сообществ
, которые проводятся после изучения крае-
ведческого раздела.

Примерные задания по наблю-
дениям за растениями и животными луга:

1. Обратите внимание, каких растений на лугу больше:
травянистых или кустарниковых. Встречаются ли на лугу
деревья?

2. Внимательно осмотрите ваш участок луга. С помощью рисунков атласа-определителя составьте список растений, которые на нем встречаются.
Заполните табл.

Таблица

Растения луга
Лекарственные Кормовые Ядовитые
     

 

3. Наблюдайте на лугу результат деятельности человека
(выпас скота, вытаптывание растений, сбор букетов). Как
меняется состав растений в результате влияния человека?

4. Внимательно присмотритесь к растениям луга. Легко
ли заметить на них насекомых? Почему?

5. В полной тишине и неподвижности понаблюдайте за
цветами в течение минимум одной минуты. Подсчитайте,
сколько цветков облетит пчела, шмель или бабочка за это
время. Какую роль играют насекомые в жизни растений
луга?

6. Что делают насекомые на цветках растений? Какую роль
играют растения в жизни насекомых?

7. Энтомологическим сачком проведите «кошение» (не-
сколько раз взмахните им по траве). Понаблюдайте, как
пойманные насекомые покидают раскрытый сачок. (Сначала
улетают мухи, затем наездники, далее ползут менее подвиж-
ные жуки, на дне сачка остаются тли и т.п.).