Выполнение функций по управлению гражданской обороной.

В соответствии с Положением одной из основных задач, возложенных на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах.

По данному направлению деятельность органов государственного надзора в области ГО оценивается:

«Хорошо», если:

проводится работа и организован контроль за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» и приказа МЧС России от 31.07.2006 № 440 «Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»[1];

организованы методическое руководство (при проверке главных управлений МЧС России) и контроль (при проверке региональных центров МЧС России) за:

а) созданием и поддержанием в постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

б) выполнением мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утверждены планы рассредоточения и эвакуации населения в военное время в субъекте (субъектах) Российской Федерации и федеральных округах, районы эвакуации подготовлены для приема эвакуируемого населения;

в) выполнением мероприятий по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты, при этом проводится активная работа по: возвращению в федеральную собственность не менее 15% в год от общего количества незаконно приватизированных объектов гражданской обороны, в том числе защитных сооружений гражданской обороны; строительству незавершенных объектов гражданской обороны не менее 20% в год; приведению в готовность защитных сооружений гражданской обороны с динамикой увеличения ежегодно «Готовых к приему укрываемых» не менее чем на 10%, «Ограничено готовых к приему укрываемых» – не менее чем на 10%, «Не готовых к приему укрываемых» – снижается не менее чем на 10%; запасы средств индивидуальной защиты, средств индивидуальной медицинской защиты для населения, приборов радиационной, химической разведки и контроля переданы в субъект (субъекты) Российской Федерации, их освежение проводится в установленном порядке, обеспеченность установленных групп населения составляет не менее 80%;

г) выполнением мероприятий по световой и другим видам маскировки;

д) выполнением мероприятий по проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

е) выполнением мероприятий первоочередного обеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

ж) выполнением мероприятий по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

з) выполнением мероприятий по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, при этом система наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны осуществляет работу и в интересах защиты населения и территорий от ЧС;

и) выполнением мероприятий по обеззараживанию населения, техники, зданий и территорий;

к) выполнением мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

л) выполнением мероприятий по восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

м) выполнением мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время;

н) выполнением мероприятий по разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

о) выполнением мероприятий по обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны;

п) осуществляется организационное и методическое руководство за накоплением, хранением и использованием для нужд гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (только при проверке главных управлений МЧС России);

р) организовано осуществление сбора и обработки информации в области гражданской обороны;

с) организовано участие в разработке мобилизационного плана экономики субъекта Российской Федерации, в части, касающейся задач МЧС России (только при проверке главных управлений МЧС России).

«Удовлетворительно», если:

работа и контроль за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» и приказа МЧС России от 31.07. 2006 № 440 «Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» организованы на 80% от установленных требований;

методическое руководство (только при проверке главных управлений МЧС России) и контроль (только при проверке региональных центров МЧС России) за:

а) созданием и поддержанием в постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях при ведении военных действий или вследствие этих действий организованы на 80% от предъявляемых требований;

б) выполнением мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы организованы, планы рассредоточения и эвакуации населения в военное время в субъектах Российской Федерации и федеральных округах утверждены, районы эвакуации для приема эвакуируемого населения подготовлены на 80%;

в) выполнением мероприятий по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты организованы, при этом показатели готовности защитных сооружений гражданской обороны и обеспеченность средствами индивидуальной защиты, средствами индивидуальной медицинской защиты для населения, приборами радиационной, химической разведки и контроля и по сравнению с предыдущим годом не снижаются и составляют не менее 70% от установленных норм;

г) выполнением мероприятий световой и других видов маскировки организованы не менее чем на 80% от предъявляемых требований;

д) выполнением мероприятий по проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера организованы не менее чем на 80% от предъявляемых требований;

е) выполнением мероприятий по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинскому обслуживанию, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятию других необходимых мер организованы не менее чем на 80% от предъявляемых требований;

ж) выполнением мероприятий по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий организованы, их планирование осуществляется в объеме не менее чем на 80% от предъявляемых требований;

з) выполнением мероприятий по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению организованы, контроль за их выполнением осуществляется не менее чем на 80% от предъявляемых требований;

и) выполнением мероприятий по обеззараживанию населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий организованы на 80% от предъявляемых требований;

к) выполнением мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера организованы не менее чем на 80% от предъявляемых требований;

л) выполнением мероприятий по восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб в военное время организованы не менее чем на 80% от предъявляемых требований;

м) выполнением мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время организованы не менее чем на 80% от предъявляемых требований;

н) выполнением мероприятий по разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, организованы не менее чем на 80% от предъявляемых требований;

о) выполнением мероприятий по обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны организованы не менее чем на 80% от предъявляемых требований;

п) организационное и методическое руководство за накоплением, хранением и использованием для нужд гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств осуществляется не менее чем на 80% от предъявляемых требований(только при проверке главных управлений МЧС России);

р) сбор и обработка информации в области гражданской обороны осуществляется не менее чем на 80 % от предъявляемых требований;

с) участие в разработке мобилизационного плана экономики субъекта (субъектов) Российской Федерации, в части, касающейся задач МЧС России, организовано не менее чем на 80% от предъявляемых требований(только при проверке главных управлений МЧС России).

«Неудовлетворительно», если не выполнены условия по предыдущей оценке.

3. Осуществление функций по обучению населения в области гражданской обороны.

В соответствии с Положением МЧС России осуществляет методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции - при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности.

В связи с чем, проверяется и оценивается деятельность органов государственного надзора в области ГО по осуществлению методического руководства и контроля за обучением всех категорий населения по вопросам гражданской обороны:

осуществление контроля за разработкой распорядительных, организационных и отчетных документов по подготовке населения;

регулярное участие руководящего состава и специалистов территориальных органов МЧС России в проведении занятий в организациях;

организация регулярного контроля за качеством обучения работающего населения.

Заключительная часть (5 минут)

Таким образом, в ходе лекции рассмотрены вопросы организации и осуществления контроля и оценки надзорной деятельности в области гражданской обороны. Считаю поставленные цели достигнутыми.

В конце занятия преподавателю необходимо ответить на вопросы по материалу лекции и объявить задание на самоподготовку, в каждую группу выдать задание на подготовку к семинарскому и практическому занятиям по данной теме.

VII. Задание на самоподготовку

Изучение Приказа МЧС России от 25 сентября 2005 г. № 500 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России».

VIII. Вопросы к самостоятельному изучению:

Изучение Кодекса чести сотрудника МЧС России, утвержденного Приказом МЧС от 06.03. 2006 № 136.