Просвещенный абсолютизм

Во второй половине 18 века в Европе и России был период просвещенного абсолютизма

Просвещённый абсолютизм - это форма абсолютной монархии во второй половине 18 века, при которой власть проводит экономические и социально- политические реформы, не меняющие основ абсолютизма и направленные на модернизацию устаревших феодальных явлений

 

Таблица. «Просвещенные» монархи Европы
монархи Их деятельность
А) Фридрих II Великий (1740-1786),прусский король оставил 30-тт. собрание сочинений - А-1) «Фридриховым кодексом» ввел бессословный суд, - А-2) установил полную веротерпимость, - А-3) отменил пытки, - А-4) сохранил приоритет дворянства над другими сословиями.
Б) Иосиф II (1765-90), король Германский (1764-90), император Священной римской империи (после отца Франца Стефана) (1765-90), правитель Габсбургских (Австрийских) земель (1765-90) (после матери Марии Терезии, 1765-80 – ее соправитель), король Венгрии и Чехии (1780-90) - Б-1) освободил крестьян от крепостной зависимости и наделил их землей, - Б-2) издал «Иосифовский законник» и ликвидировал автономию земель и провинций империи Габсбургов, - Б-3) поощрял германскую колонизацию Венгрии, Трансвильвании, Галиции.
В) Густав III (1771-92), король Швеции, двоюродный брат Екатерины II - В-1) сформировал полуофициальный кабинет министров, - В-2) боролся с коррупцией, например, все члены Верховного Суда оказались под следствием, - В-3) объявил свободу вероисповедания, - В-4) принял закон о свободе слова, - В-5) принял закон о свободе торговли ячменём и отменил репрессивные пошлины на экспорт, - В-6) провел денежную реформу по унификации монет и введении бумажные банкноты, - В-7) первым среди монархов начал бороться с якобинцами (Великая Французская революция) и склонять к этому остальных правителей
Г) Екатерина II (1762-96), императрица Российской империи - Г-1) Переписывалась с французскими просветителями XVIII в. Вольтером, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро и др., которые видели будущее стран Европы в «царстве разума», где благодаря распространению знаний, граждане имеют и пользуются политическими и гражданскими свободами, - Г-2) пыталась обновить абсолютную монархию, упорядочив законодательство, подчинив «общему благу», - Г-3) выделяла функции «просвещенного» монарха: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям». Внутреннюю политику Екатерины II смотри в отдельно лекционном вопросе.