Основные тенденции, определяющие место и различную степень ударения в английских словах.

Хотелось бы отметить, что акцентная структура английского слова неустойчива в силу разного происхождения разных слоёв современной английской лексики. В германских языках ударение изначально падало на первый или второй слог - корневой слог в английских словах с приставками. Эту тенденцию назвали рецессивной. Большинство английских слов англо-саксонского происхождения и французских заимствований (датированных вплоть до 15 века) подвергаются влиянию этой тенденции. Неограниченная рецессивная тенденция наблюдается в английских словах, которые не имеют приставок: daughter, brother, swallow, в ассимилированных французских заимствованиях reason, colour, restaurant. Ограниченная рецессивная тенденция отмечает английские слова с приставками foresee, begin, withdraw, apart. Огромное количество слов англо-саксонского происхождения, как значимых, так и служебных, являются односложными или двусложными. Они имеют тенденцию к чередованию ударных / безударных слогов в потоке речи, e.g. I don’t believe he’s right.

Ритм чередующихся ударных и безударных слогов дал начало так называемой ритмической тенденции в современном английском языке, которая стала причиной появления второстепенного ударения в многосложных французских заимствованиях, например, ,revo’lution, ,organi’sation, as,simi’lation. Эта тенденция также объясняет размещение главного ударения на третьем слоге с конца в трёх- и четырехсложных словах типа: ‘cinema, ‘situate, ar’ticulate. Взаимоналожение рецессивной и ритмической тенденций можно проследить в процессе акцентных ассимиляций в слове personal, заимствованных из французского языка: perso’nal- ‘perso’nal- ‘personal.

Появление ударения на первом слоге есть результат рецессивной тенденции с одновременной адаптацией к ритмической тенденции. Поскольку рецессивная тенденция сильнее, трёхсложные слова типа personal приобрели одно ударение на третьем слоге с конца, например: ‘family, ‘library, ‘faculty, ‘possible.

Акцентные структуры слов ‘terri,tory, ‘dictio,nary, ‘neces,sary в GA с главным ударением на первом слоге также иллюстрируют взаимодействие рецессивной и ритмической тенденций. Сейчас мы можем наблюдать множество вариаций в акцентной структуре английских многосложных слов как результат взаимного влияния этих тенденций. Ударение на первом слоге обуславливается диахронической рецессивной тенденцией, а ударение на втором слоге – влиянием сильной ритмической тенденции настоящего времени (‘hospitable – ho’spitable, ‘distribute – dis’tribute, ‘aristocrat – a’ristocrat, ‘laryngoscope – la’ryngoscope).

 

 

Третья тенденция, которая прослеживается при всём непостоянстве английского словесного ударения – это сохраняющая тенденция: в производных словах ударение часто остаётся на том же слоге, что и в исходном, ‘similar – as’similate, ,recom’mend - ,recommen’dation.