Вопрос 1. ОРГАНИЗАЦИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ.

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ включает: оценку обстановки; принятие решения на проведение работ; постановку задач подчиненным воинским соединениям, частям, аварийно-спасательным формированиям, привлекаемым для ведения АСДНР; организацию управления; организацию взаимодействия с органами военного командования; всестороннее обеспечение действий сил гражданской обороны; планирование мероприятий по проведению АСДНР.

Планирование мероприятий по проведению аварийно-спасательных работ на наиболее важных объектах экономики осуществляется заблаговременно и отражается в планах гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, территориальных и местных органов гражданской обороны и на объектах экономики.

В условиях угрозы ЧС, военных действий или вследствие этих действий на основе данных о конкретно сложившейся обстановке по результатам разведки эти планы уточняются, после чего принимается решение на ведение АСДНР.

Оценка обстановки для принятия решения на проведение АСДНР начинается с момента получения от постов наблюдения и разведывательных дозоров информации об обстановке, сложившейся на территории субъекта Российской Федерации, города или объекта после нападения противника.

Кроме того, данные об обстановке могут быть получены от подчиненных органов управления по делам ГОЧС, а также от старших начальников и командиров взаимодействующих сил.

Оценка обстановки включает оценку состояния сил гражданской обороны, очагов поражения, района (участка) предстоящих действий с учетом погодных условий, времени года и суток, а также других факторов, влияющих на выполнение задачи.

Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, на основе результатов оценки создавшейся обстановки, состава и возможностей группировки сил гражданской обороны разрабатывают предложения для руководителя гражданской обороны соответствующего уровня на принятие решения по проведению АСДНР.

Решение на ведение АСДНР данным руководителем может быть объявлено в полном объеме или частично путем отдания распоряжений и указаний. В любом случае решение на ведение АСДНР должно включать:

краткие выводы из оценки обстановки;

замысел предстоящих действий сил гражданской обороны (направление и участ-ки, объекты сосредоточения основных усилий; построение группировки сил гражданской обороны; способы и последовательность (этапы) выполнения работ);

задачи подчиненным органам управления и силам гражданской обороны;

порядок обеспечения действий сил гражданской обороны при выполнении задач;

организацию управления и взаимодействия в ходе проведения АСДНР.


Решение руководителя гражданской обороны отрабатывается на карте (схеме) с приложением пояснительной записки и необходимой детализацией (таблицы, графики и т.п.) в зависимости от уровня планирования проведения АСДНР и характера работ (обстановки).

Планирование проведения АСДНР осуществляется органами, осуществляющими управление гражданской обороной, на основе решения руководителя гражданской обороны и завершается утверждением старшим начальником принимаемого решения. В зависимости от уровня планирования решение может отрабатываться либо на карте (схеме), либо текстуально.

Задачи подчиненным ставятся в виде распоряжений, которые отдаются по мере необходимости, при изменении обстановки, выполнении внезапно возникших задач. Распоряжения должны быть предельно краткими и содержать выводы из оценки обстановки; задачи подчиненным; мероприятия, осуществляемые в интересах данной группировки сил, силами и средствами старшего начальника, а также взаимодействующими силами; срок готовности к действию; время начала и завершения работ.

Основные вопросы взаимодействия, определяемые в решении руководителя гражданской обороны на ведение АСДНР, отражаются в плане (плановой таблице) взаимодействия.

В плане (плановой таблице) взаимодействия указываются организация и сигналы взаимодействия при занятии исходных районов, выдвижении в очаги поражения (на участки и объекты работ), проведении работ по спасению людей, оказании помощи пострадавшим, проведении эвакуации пораженных в загородную зону, выполнении других неотложных работ в опасных зонах.

Планирование ведения АСДНР в мирное время в очагах поражения осуществляется заблаговременно по двум основным вариантам: при внезапном нападении противника и при планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны.

В условиях внезапного нападения противника порядок ввода сил гражданской обороны в очаг поражения определяется применяемыми противником средствами поражения, конкретной обстановкой и степенью выполнения мероприятий гражданской обороны на момент нападения противника.

Организация ввода сил при внезапном нападении характеризуется острым дефицитом времени на сбор сил гражданской обороны в исходных районах. Руководители гражданской обороны некатегорированных городов и сельских районов на основе задачи, поставленной главой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и с учетом конкретных условий обстановки организуют сбор сил и средств гражданской обороны муниципальных образований и выдвижение их к очагам поражения. Обеспечение ввода возлагается на сохранившиеся воинские части и аварийно-спасательные формирования гражданской обороны категорированных городов, а также силы гражданской обороны.

При планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны группировка сил гражданской обороны для проведения АСДНР после применения обычных средств поражения, как правило, строится в один или два эшелона (в зависимости от обстановки) с выделением резерва. На случай ядерного нападения группировка сил гражданской обороны обычно создается в составе двух эшелонов и резерва.

Основу группировки сил наряду с воинскими частями гражданской обороны составляют аварийно-спасательные формирования организаций, продолжающих работу в категорированных городах. Эти формирования включаются в первый эшелон.

При непосредственной угрозе нападения противника или сразу после него силы первого эшелона прибывают в исходные районы, назначаемые на каждом направлении ввода в очаги поражения.

Второй эшелон, состоящий из сил гражданской обороны ближайших городов и районов, воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, выделяемых по планам взаимодействия, формируется в местах (районах) дислокации сил гражданской обороны ближайших городов и районов. Ввод этих сил осуществляется решением руководителя гражданской обороны, на которого возложено руководство проведением спасательных и других неотложных работ на территории, где произошло ЧС. Порядок ввода определяется решением данного руководителя на ввод сил второго эшелона и складывающейся в очагах поражения обстановкой.

Резерв формируется из сил гражданской обороны удаленных районов, его ввод в очаги поражения для проведения АСДНР производится из исходных районов или непосредственно из пунктов постоянной дислокации.

Ввод сил гражданской обороны в очаг массового поражения во всех случаях их применения осуществляется после предварительной оценки обстановки.

Первыми выдвигаются подразделения разведки (разведывательные подразделения воинских частей гражданской обороны) с целью уточнения обстановки и сбора информации на каждом из направлений ввода сил.

Следом за разведкой выдвигаются инженерные, противопожарные формирования, силы проведения дезактивации и другие силы с задачей обеспечения проходов в завалах и восстановления разрушенных участков дорог и мостов, локализации пожаров на маршрутах, прокладки колонных путей, проведения других неотложных работ в целях обеспечения своевременного и беспрепятственного ввода главных сил гражданской обороны в очаг поражения.

Инженерная техника этих формирований и строительные материалы (готовые конструкции) для ремонта и восстановления дорог и мостов могут размещаться заблаговременно за зоной возможных сильных разрушений, вблизи вероятных мест ведения дорожно-восстановительных работ.

За формированиями, обеспечивающими движение сил первого эшелона, выдвигается специальная разведка с задачей получения полной информации об обстановке на маршрутах и в очаге поражения.

Непосредственно за ней следуют медицинские подразделения, предназначенные для первоочередного развертывания и оказания медицинской помощи пораженным.

За ними выдвигаются силы гражданской обороны первых смен, затем - последующие смены первых и вторых эшелонов основных спасательных сил.

В резерве руководителей гражданской обороны категорированных городов должны предусматриваться необходимые силы для обеспечения движения сил гражданской обороны и организации разведки в случае повторных ударов противника.

При образовании опасных зон радиоактивного заражения, зон затоплений, разрушении мостов через водные преграды и возникновении других факторов, затрудняющих быстрый ввод сил гражданской обороны к объектам работ по имеющимся маршрутам или водным путям, для доставки на эти объекты разведывательных подразделений и формирований и проведения АСДНР, вывоза пораженных людей могут использоваться вертолеты.