Фрагмент шкалы спроса

Величина спроса на товар, Qd Qd1 Qd2 Qd3 Qd4 Qd5 Qdn
Цена товара, Р Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Рn

 

2) Кривая спроса (demand curve) – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) – по горизонтальной оси (см. рис.1).

Рис.1. Кривая спроса.

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции X в определенный момент времени (например, на 1 января 2010 г.). Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.

3) Функция спроса (demand function) – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент. В общем виде:

Qd = f(P),

где Qd – величина спроса (quantity of demand);

Р – цена (price).

Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше величина спроса, и наоборот. Изменение величины спроса на данный товар вызывается только изменением цены этого товара. Изменение величины спроса вызвано желанием потребителей покупать больше (меньше) единиц данного товара после снижения (увеличения) его цены. При этом спрос на данный товар, выраженный кривой спроса, остается прежним.

Графически это изменение соответствует перемещению вдоль неизменной кривой спроса, то есть передвижению от одной точки к другой на одной и той же кривой спроса (см. рис. 2).

Р

 

Рис.2. Изменение величины спроса на товар (движение по кривой спроса)

 

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы.

Qd = f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В),

где Qd – величина спроса;

Р – цена;

I – доход;

Z – вкусы и предпочтения;

W – потребительские ожидания (waiting);

Psub – цена на товары-субституты;

Pcom – цена на товары-комплименты (дополняющие благо в потреблении) товары

N – количество покупателей;

В – прочие факторы.

Рассмотрим эти факторы и их влияние подробнее.

Неценовые факторы (детерминанты спроса):

1. Число потребителей. При увеличении числа покупателей спрос, как правило,

увеличивается, а уменьшение их числа приводит к сокращению спроса.

2. Уровень доходов потребителей. Как правило, при росте доходов потребителей

их спрос растет. Это справедливо для нормальных товаров (в т.ч. мебели, путешествий, автомобилей и др.). В то же время существуют также товары низшей категории, спрос на которые сокращается с ростом доходов потребителей, поскольку потребители переключаются на более дорогие и качественные товары.