Анализ чувствительности проекта

Аналитические методы оценки уровня риска

Данная группа включает в себя следующие основные методы оценки предпринимательского риска

1. Метод анализа чувствительности критериев эффективности – с его помощью можно показать, как изменяется значение некоторого критерия эффективности при изменении значения заданной переменной. Каждый раз, как только одна из переменных меняет свое значение на прогнозное число процентов, пересчитывается новая величина принятого критерия.

Предполагается, что анализ чувствительности проекта применяется в двух случаях:

1) для определения факторов, в наибольшей степени оказывающих влияние на результаты проекта.

2) для сравнительного анализа проектов – как повлияет изменение труднопрогнозируемых факторов на эффективность проекта.

Показатель тыс.руб.   тыс.руб.   тыс.руб.
Заполняемость – 80%   Заполняемость – 95%   Заполняемость – 60%  
Выручка годовая, руб. 14098,96 Выручка годовая, руб. Выручка годовая, руб. 10581,48
NPV 2856,621 NPV 6001,702 NPV -1315,45

2. Метод анализа сценариев предполагает, что одновременному изменению подвергается вся группа переменных, проверяемых на риск. В результате определяется воздействие одновременного изменения всех основных переменных проекта, характеризующих его денежные потоки, на критерии проектной эффективности. В качестве возможных вариантов целесообразно построить как минимум три сценария: пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный (реалистический).

Алгоритм анализа:

1) по каждому проекту рассчитываются чистые денежные потоки и соответствующие NPV по трем вариантам развития событий;

2) для каждого проекта присваиваются вероятности наступления пессимистического, оптимистического и наиболее вероятного исхода событий;

3) для каждого проекта рассчитываются средние значения NPV, дисперсия, стандартное отклонение и коэффициент вариации:

4) на основании показателей дисперсии, стандартного отклонения и коэффициента вариации делается вывод о том, какой проект является наиболее рискованным.

В основе рекомендаций лежит обязательное условие: даже в оптимистическом варианте нет возможности оставить проект для дальнейшего рассмотрения, если рассчитанное значение находится за пределами эффективности проекта (например NPV проекта отрицательно), и наоборот, при пессимистическом сценарии получение, например, положительного значения NPV позволяет говорить о приемлемости данного проекта.

3. Метод анализа безубыточности – называется исследование взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли при изменении этих показателей в процессе производства. Цель такого анализа – выявление сбалансированного соотношения между издержками, объемом производства и прибылями; в конечном счете – нахождение объема реализации, необходимого для возмещения издержек.

Анализ проводится в рамках системы «директ-кост»,котораяосновывается на разделении затрат на постоянные и переменные; калькулировании ограниченной — маржинальной — себестоимости, которая равна переменным затратам на единицу продукции.

Чистая прибыль определяется по прибыли в целом:

ЧП = МП – Пост.затр.

Относительная маргинальная прибыль – это маргинальная прибыль, выраженная в процентах по отношению к выручке от реализации. Она хороша тем, что она показывает менеджеру, как будет изменяться маргинальная прибыль при изменении объема продаж. Это позволяет очень быстро рассчитать финансовый результат фирмы при изменении объема производства.

Отн.МП. =

Одним из базовых понятий в системе «директ-кост» является расчет порога рентабельности, или точки безубыточности. Точкой безубыточности называют такой объем продаж, при котором фирма не несет убытков, но и не имеет прибыли, т.е. все затраты покрываются выручкой от реализации. Т.е. Марг.Приб. = Пост.затратам

Способ приравнивания:

в Точке б/уб.: Выручка = Пер.затр./ед.* Vпр-ва + Пост.затр.

С использованием МП:

а) Количество изделий в Т б/уб. =

б)

Кол-во в Т б/уб. =

При принятии управленческих решений точка безубыточности позволяет очень быстро ответить на вопрос: какая будет чистая прибыль при любом объеме производства.

Точка безубыточности используется для определения запаса финансовой прочности. Запас финансовой прочности – это разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности, чаще всего выраженном в процентах к выручке от реализации.

ЗПФ =

Показатель запаса финансовой прочности используется при принятии решения об изменении объемов производства или цены.

В рамках системы маржинального анализа с целью определения величины производственного риска используется показатель операционного левериджа, сущность которого составляет зависимость финансовых результатов от операционной деятельности от предложений, связанных с изменением объемов производства и реализации товаров произведенных, постоянных и переменных издержек.

Соотношение постоянных и переменных затрат характеризуется коэффициентом операционного левериджа:

Чем выше значение коэффициента операционного левериджа, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции.

Конкретное соотношение прироста суммарной операционной прибыли и суммарного объема реализации, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется показателем – «эффект операционного левериджа»:

,

где ∆ВОП – темп прироста валовой операционной прибыли, %;

∆ОР – темп прироста объема реализации, %.

Сила воздействия операционного левериджа:

.

Например: Пусть выручка от реализации – 1000 д.ед., переменные затраты – 700 д.ед., постоянные – 200 д.ед., прибыль – 100 д.ед. Пусть производство выросло на 10%.

Выручка в этом случае составит 1100 д.ед., переменные затраты – 770 д.ед., постоянные – 200 д.ед., прибыль – 130 д.ед., т.е. при 10%-ом росте реализации (производства) прибыль выросла на 30%.

Эффект операционного левериджа = (1000 – 700): 100 = 3, т.е. при росте выручки на 1%, прибыль должна вырасти на 3%.

Эффект операционного левериджа наблюдается как при росте объема производства, так и при его снижении.

Пусть у нас сокращается выручка на 10%, т.е. с 1000 д.ед. до 900 д.ед., при этом переменные затраты – 630 д.ед., постоянные – 200 д.ед., прибыль – 70 д.ед., т.е. снизится на 30%. Мы видим, что эффект операционного левериджа, равный 30%, действует и в противоположном направлении.

Чем больше уровень производственного левериджа, тем большее изменение ВОП будет иметь предприятие при одинаковых темпах изменения объема реализации.

Прирост ВОП = ∆Vреал. * П.Л.