Принципы конструктивной критики

(Слайд 44)

1. Начинать критический анализ надо с положительных замечаний. После того как отмечены достоинства позиции оппонента, можно приступать к высказыванию критических замечаний.

2. Критика не должна быть обвинительной, надо сместить акцент на конструктивные предложения.

3. Критическое замечание должно быть позитивным.Опровержение идеи оппонента должно заканчиваться обоснованием преимущества вашего положения.

4. Надо стремиться искренне и серьезно понять точку зрения партнера; обсудить аргументы «за» и «против»; проявить сочувствие к его мыслям и желаниям

5. Следует проявить уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно кажется абсурдным. Дайте возможность высказаться до конца и старайтесь не доказывать, а выяснять факты.

6. Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Тон конструктивной критики исходит из позиции солидаризации с критикуемым в одном общем деле (ведь и вы, и ваши оппоненты стремитесь к общей цели только разными путями).

7. Не стоит анализировать слухи, сплетни, интриги, лучше основываться на проверяемых фактах.

8. Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) можно в порядке обсуждения, не навязывая его.

9. Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика. Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Используйте тактику признания проблемы («Да, такая проблема есть, мы её видим и приступаем к её устранению»).

10. Чем более человек возбужден, чем более задето его самолюбие, тем менее чувствителен он к логике, тем более пристрастен и субъективен и тем более тактичного подхода требует.

 

Критикующий, как правило, даёт совет, касающийся улучшения того, что критикуется - этот совет должен быть предельно конкретным.(Слайд 45)Человек способен запомнить максимум 7±2 единицы информации, но в обычных случаях человек улавливает 3±2 единицы. Поэтому если имеется 20 параметров, которые нуждаются в критике, бесполезно перечислять их все. Необходимо критиковать самые важные два-три пункта, чтобы оппонент и собравшиеся поняли, что не принимается вами в первую очередь.

Критика должна заканчиваться подведением итогов, что помогает слушателям и самому говорящему лучше запомнить, что вызвало у вас реакцию несогласия.

Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Надо научиться правильно реагировать на критику, не принимать критику в свой адрес как личное оскорбление.

Участвуя в дебатах, следует быть честными и приводить только истинные доводы для обоснования своей позиции. Возможно, оппоненты смогут привести довольно сильные аргументы – необходимо не высказывать мнения до тех пор, пока не услышаны все аргументы. Глупо приходить к заключению по важному вопросу, не учитывая иного мнения или не выслушав другую сторону.