Участники дебатов

Особенности дебатов с оппонентами как формы коммуникации

Дебаты с оппонентами

 

 

И в межличностной сфере, и в деловой коммуникации часто возникают споры (Слайд 32).

Спор –это словесное состязание, обсуждение чего-либо двумя и более лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свою позицию. Это борьба мнений по вопросам науки, литературы, политики. Спор возникает там, где отсутствует единое мнение, имеются разногласия. Вступая в спор, каждый преследует свою цель.

Дебаты – такой вид спора, в основе которого лежит обсуждение актуальных вопросов общественно-социального характера, имеющих важное социальное, политическое, философское значение. В процессе дебатов сопоставляются разнообразные, прежде всего противоположные, точки зрения, позволяющие раскрыть обозначенную проблему с разных позиций.

 

В отличие от дискуссии, цель дебатов – это победа, утверждение собственной позиции.

 

 

 

Дебаты организуются тогда, когда есть утверждающая сторона и отрицающая сторона – оппоненты. (Слайд 33). Самым важным в дебатах является критическое мышление участников - формулирование, определение, обоснование и анализ обсуждаемых мыслей и идей.

Без критического мышления нельзя хорошо выстроить свою аргументацию или атаковать аргументацию оппонентов (направление критики аргументации оппонентов). Необходимо увидеть логические связи между абстрактными идеями и событиями реального мира. Нужно уметь выявлять у оппонентов логические просчеты и отслеживать достаточно обоснованные аргументы.

Оппоненты в дебатах – это чаще всего представители разных политических партий и движений, общественных организаций, известные люди, кандидаты на право занятия должности, вплоть до президентской. Участвовать в дебатах может тот, кто обладает обширными знаниями по теме дебатов, знает историю, чтобы черпать из неё примеры, хорошо ориентируется в современной общественно-политической, экономической, культурной обстановке и, конечно же, владеет приёмами коммуникации, развитыми речевыми способностями и моментальной реакцией. Это должен быть тонкий психолог, умеющий различать мельчайшие проявления реакций оппонента, ведущего, аудитории. Учёт этих реакций позволит сориентироваться: поменять тактику поведения или укрепить успех дающих положительный для вас эффект приёмов.

Аудитория, которой адресованы дебаты - множественная. Это не только непосредственные участники дебатов, но и все присутствующие, и СМИ, и те, кто черпает информацию из СМИ. Дебаты могут показывать в телеэфире, стенограммы их размещают в Интернете.