Реформа системы ЖКХ в Москве


В сентябре 2001 года в постановлении N 865 Правительство Москвы одобрило программу развития жилищно-коммунального хозяйства на 2002-2007 годы, осуществление которой намечено провести в три этапа.

Основными целями данной программы являются создание экономических и организационных механизмов снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении их качества, совершенствование тарифной политики, повышение инвестиционной привлекательности системы ЖКХ, а также доли внебюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства за счет средств населения при обеспечении эффективной адресной помощи малообеспеченным семьям.

Программа возникла не сразу и не на пустом месте, поскольку сама реформа системы ЖКХ в г.Москве была начата ещё в 1992 году. Проведённый еще в то время комплекс работ позволил усилить контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства.

Наряду с положительными эффектами проведенного комплекса работ, существовали и проблемы. В результате недостаточного финансирования накапливался недоремонт жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства. Ухудшалось качество обслуживания населения, т.к. регламентные работы по эксплуатации домов порой выполнялись не в полном объеме. Крайне плохо развивалась система конкурсного отбора организаций по управлению жилищным фондом, велись работы по заключению договоров с владельцами, нанимателями, арендаторами и собственниками жилья.

Становилось ясно, что повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения невозможно без совершенствования системы управления и обслуживания жилищного фонда путем формирования профессионального конкурентного управления жилищным фондом, создания реальной системы экономической мотивации управляющих организаций для сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности их деятельности. Основными же препятствиями открытия рынка конкурентоспособных услуг по управлению и обслуживанию жилищным фондом для частного бизнеса являются: приоритетность правовых вопросов в сфере управления государственным имуществом, недостаточная проработка организационно-финансовой стороны деятельности по передаче управления жилищным фондом частным компаниям, отобранным на конкурсной основе; а также неотработанность механизма проведения первоочередных мероприятий для обеспечения начала работы частной компании по управлению жилищным фондом.

В Москве на первом этапе (2002-2003 годы) осуществления программы были проведены намеченные мероприятия по инвентаризации, реструктуризации и ликвидации задолженности бюджета и бюджетных организаций, в том числе населения, перед предприятиями жилищно- коммунального комплекса.

При этом необходимо отметить, что общее состояние объектов ЖКХ в столице сильно отличается от других городов и регионов. Если по России, в общем, существующие проблемы обусловлены прежде всего высокой - более 80% -степенью износа основных фондов, а на снижение износа до 50% нужно порядка 550 млрд. руб, а плачевное техническое состояние коммунальной инфраструктуры также выразилось в высокой аварийности, низком коэффициенте полезного действия мощностей и неоправданно большой энергоемкости. Неудовлетворительное финансовое обеспечение и дотационный характер функционирования жилищно-коммунальной сферы, неэффективное управление отраслью, отсутствие экономических стимулов по снижению издержек и отсутствие конкуренции привели к системному кризису в ЖКХ. То в Москве даже в 92-94-м гг. власти продолжала поддерживать жилой фонд. По округам было отремонтировано более 80% кровель, а фасадов - более 60%. Кроме того, ежегодно выполняется огромный объем замены металлических кровель, теплосетей, реконструкция РТС, тепловых станций, в т.ч. местного значения. Это направлено на то, чтобы жилой фонд не переходил в разряд ветхого или аварийного.

На втором этапе (2003-2005 годы) программа предусматривает реализовать основной блок мероприятий по реформированию жилищно-коммунального комплекса, в том числе развитию конкурентных отношений в этой сфере.
Особое внимание столичные власти уделяют системе регулирования естественных монополий, для этого необходимо проведение политики выделения в общей деятельности монополистов отдельных сфер, которые они могут передать на условиях субподряда другим хозяйствующим организациям. Таким образом, основными направлениями процесса демонополизации в сфере ЖКХ являются: разукрупнение предприятий, разделение многоотраслевых предприятий на специализированные, привлечение альтернативных предприятий, субъектов малого и среднего бизнеса в ЖКХ. Именно привлечение на этот рынок новых операторов – важнейший фактор для формирования конкурентной среды и, как следствие, повышения качества предоставляемых услуг, стабилизации цен. Однако выход малых предприятий на рынок жилищно-коммунальных услуг сдерживается имеющимися административными барьерами. Поэтому необходимо создавать условия для более быстрого развития малого и средного бизнеса: снижать налоги (НДС и единый социальный), уменьшать квоты, т.е. менять систему подходов к налогообложению.
В результате кардинальных изменений, происшедших в последнее десятилетие в структуре экономических отношений произошло формирование новых собственников, изменилась структура жилищного фонда по формам собственности.
Достижение основной цели реформы – создание в городе цивилизованного рынка жилищно-коммунальных услуг и развитие конкуренции в управлении и обслуживании жилищного фонда – невозможно без формирования главного элемента системы реформирования – реального собственника жилья. Главной задачей на этом этапе реформы является формирование чувства хозяина дома, заинтересованности в управлении своим домом, а также ответственности за принадлежащюю гражданам собственность. Нынешняя оценка ситуации приводит к выводу о необходимости создания условий практической заинтересованности объединений граждан и бизнес-структур в участии в реформировании жилищно-коммунального хозяйства.

Именно поэтому на третьем этапе (2006-2007 годы) предполагается осуществление стратегических мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса и повышения качества обслуживания населения.

Разработал:

Преподаватель кафедры экономики и управления С.В. Рово