Вопрос 1. Соотношение централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмой

Особенности системы коммуникаций в современной фирме.

Организационно-правовые формы современной фирмы

Централизация и децентрализация в структуре управления фирмы

Лекция 6. Коммуникации в современной фирме.

Вопросы:

 

1.Чем выше концентрация полномочий в высшем звене руководства организацией, тем более она централизована.

Дальнейшее развитие фирмы связано с диверсификацией и приводит к образованию конгломерата.

Возникает децентрализованная организационная структура, осно­ванная на центрах прибыли по подразделениям. Децентрализо­ванные организации — такие организации, в которых сущест­венная часть полномочий делегирована нижестоящим уровням управления.

Основными показателями становятся прибыльность и возврат на инвестиции. Стратегическим выбором становятся степень диверсификации; вход и уход из видов деятельности; потенциальные приобретения.

2. Уровень централизации организации определяется следующими харак­теристиками.

• количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления, уменьшает степень централизации;

• важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях;

• последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если руководители среднего звена могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функцию, то организация слабоцентрализована;

• ежедневный контроль за работой.подчиненных говорит о высокой степени централизации, оценка достигнутых результатов прово­дится в слабо централизованных организациях.

3. Достоинства централизованных структур:

• улучшение контроля и координации специализированных функций, уменьшение количества и масштабов ошибочных решений, принимаемых менее опытными менеджерами;

• сильное централизованное управление способствует гармоничному развитию подразделений предприятия и организации в целом;

• возможность экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.

4.Существует ряд преимуществ децентрализованных структур:

• чем крупнее организация, тем сложнее процесс принятия решений из-за увеличения объема обрабатываемой информации;

• децентрализация дает возможность принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и лучше всех ее знает;

• децентрализация стимулирует инициативу и позволяет работнику отождествить себя с организацией;

• децентрализация готовит молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные ре­шения в начале карьеры.