Вопрос 1. Соотношение централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмой
Особенности системы коммуникаций в современной фирме.
Организационно-правовые формы современной фирмы
Централизация и децентрализация в структуре управления фирмы
Лекция 6. Коммуникации в современной фирме.
Вопросы:
1.Чем выше концентрация полномочий в высшем звене руководства организацией, тем более она централизована.
Дальнейшее развитие фирмы связано с диверсификацией и приводит к образованию конгломерата.
Возникает децентрализованная организационная структура, основанная на центрах прибыли по подразделениям. Децентрализованные организации — такие организации, в которых существенная часть полномочий делегирована нижестоящим уровням управления.
Основными показателями становятся прибыльность и возврат на инвестиции. Стратегическим выбором становятся степень диверсификации; вход и уход из видов деятельности; потенциальные приобретения.
2. Уровень централизации организации определяется следующими характеристиками.
• количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления, уменьшает степень централизации;
• важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях;
• последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если руководители среднего звена могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функцию, то организация слабоцентрализована;
• ежедневный контроль за работой.подчиненных говорит о высокой степени централизации, оценка достигнутых результатов проводится в слабо централизованных организациях.
3. Достоинства централизованных структур:
• улучшение контроля и координации специализированных функций, уменьшение количества и масштабов ошибочных решений, принимаемых менее опытными менеджерами;
• сильное централизованное управление способствует гармоничному развитию подразделений предприятия и организации в целом;
• возможность экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.
4.Существует ряд преимуществ децентрализованных структур:
• чем крупнее организация, тем сложнее процесс принятия решений из-за увеличения объема обрабатываемой информации;
• децентрализация дает возможность принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и лучше всех ее знает;
• децентрализация стимулирует инициативу и позволяет работнику отождествить себя с организацией;
• децентрализация готовит молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в начале карьеры.