Проведение практической работы.

Повторение опорных знаний.

Учащиеся вспоминают, где начинается и кончается жизнь
каждого растения; какие неживые и живые компоненты
входят в состав почвы; какая составная часть почвы обеспе-
чивает ее плодородие.

Учитель просит ответить на вопрос: «Почему ученый
В.В. Докучаев назвал почву кормилицей человека и считал
ее более ценной, чем любое полезное ископаемое?» Обобщая
ответы детей, он сообщает, что почвы любой местности нашей
страны являются национальным богатством, поэтому люди
должны знать и беречь почвы своего края.

Ставится цель: выяснить, какие бывают почвы и какие
виды почв преобладают в их родном крае.

Во вступительном слове учитель говорит: «Вы не раз бы-
вали в поле, на лугу, в лесу и, наверное, замечали, что цвет
почвы не везде одинаков. На полях и лугах почва, обычно,
черного цвета, а в лесу — серого или желтовато-серого. Вы
уже догадались, от чего зависит цвет почвы? Это вам пред-
стоит выяснить на практической работе».

Учащиеся работают с коллекциями «Почва» по следую-
щим заданиям:

1) Рассмотрите в коллекции почвы черного цвета. Как они
называются?

2) Какая составная часть почвы придает ей черный цвет?
(Найдите в коллекции перегной и сравните его цвет с цветом
почвы.)

3) Какое главное свойство почвы связано с содержанием
в ней перегноя?

Сообщается, что самые плодородные почвы – чернозем-
ные. Они особенно богаты перегноем.

На физической или почвенной карте края учитель пока-
зывает, какую территорию занимают черноземы. Сообщает,
что почти все черноземные почвы распаханы под сельскохо-
зяйственные культуры.

4) Найдите в коллекции и рассмотрите подзолистые почвы.
Какого они цвета?

5) Сравните цвет подзолистых и черноземных почв. Какие
почвы содержат больше перегноя? Почему вы так думаете?
Какие почвы более плодородны?

6) Какое вещество придает подзолистым почвам сероватый
цвет? (Сравните цвет почв с цветом песка и глины.)

Учитель показывает на карте края, где расположены под-
золистые почвы, и сообщает, что на них растут, в основном,
хвойные леса.

Промежуточное положение между черноземными и под-
золистыми почвами занимают серые лесные почвы. Мощ-
ность перегнойного слоя в них достигает 30 см. Они связаны
с травянистыми лиственными лесами. Есть и другие виды
почв, но о них учащиеся узнают в более старших классах.

Во время проведения практической работы на доске запол-
няется схема «Виды почв». Дети составляют такую схему
в рабочей тетради.

В конце работы учащиеся описывают виды почв края и
делают вывод, что их цвет и плодородие зависят от состава.