СИСТЕМА ПРИЕМОВ 3 страница

Происходит это потому, что текст-описание является обычно длинной последовательностью мелких элементов информации. Попытка читать их механически приводит к быстрому переполнению регистра оперативной памяти. И тогда читатель перестает видеть общую картину: перед ним проходят только те образы, которые попали в узкое поле его внимания. Представьте, что вы находитесь в лесу во время густых сумерек; вы видите только то, что выхватывает из полутемноты узкий луч вашего фонарика. Общая картина не видна, ориентироваться трудно, из такого леса хочется побыстрее выбраться.

В то же время те страницы книги, в которых есть динамика, развитие сюжета, читаются с интересом и запоминаются без труда. Если придумать для текста-описания свой сюжет, то мелькание образов прекратится, станет видна общая картина, и запоминание тут же пойдет на лад. Правда, придется немного пофантазировать, но это небольшое напряжение с лихвой окупается.

Итак, активизируем наши ощущения, включая фантазию и... начинаем снимать фильм об островах Фиджи. С этого момента вы режиссер, оператор, звукорежиссер и даже герой этого фильма.

Первый план: острова Фиджи с птичьего полета... Стараемся охватить все одним взглядом: и острова, и атоллы, и вулканчики (их, конечно, нет на самом деле, но мы введем их в ЕИ, чтобы они напоминали о вулканическом происхождении многих островов).

Опускаемся с видеокамерой и низко-низко пролетаем над одним из островов, рассматривая «туристическую индустрию»: пансионаты, туристские базы, загорелых людей, кафе и проч. (Можем испытать и чувство зависти — нехорошее чувство, но запоминающееся).

При соответствии сюжета нужно видеть не только тот объект, о котором мы в эту секунду читаем, но важно одновременно удерживать на «картинке» и то, что уже проскочило. При этом прожектор вашего внимания, освещая изучаемый объект, время от времени стремительно скользит к началу — и снова к объекту. То есть время от времени мы сканируем пройденный сюжет-маршрут.

...Вылетаем из населенного пункта на природу... В третьем абзаце дается длинное перечисление однородных элементов информации, поэтому будем составлять маршрут своего движения и представлять его зрительно как непрерывную цепочку ярких образов, время от времени сканируя ее. ...Промчимся над пляжами, ощущая жар их горячих песков; свернем в пальмовую рощу, потрогаем руками прохладные зеленые листья; присядем на мгновение у воды тихой бухточки, вдохнем морской воздух, понаблюдаем, как трепещут на воде солнечные блики. Вылетаем дальше в море и мчимся над коралловым рифом, прислушиваясь к яростному грохоту прибоя, ощущая разгоряченным телом прохладные брызги. Забираемся еще дальше в морские просторы, к мангровым островам, дотронемся до шершавой коры деревьев, оторвав мягкий нежный листок. Теперь можно плюхнуться в мелководье, ощутить приятное сопротивление воды, когда пытаемся поймать руками рыбку из проплывающей мимо пестрой стайки. Вдруг рядом выныривает аквалангист, что-то хочет сказать нам, но наше внимание уже привлечено проплывающим мимо катером, пассажиры которого, как зачарованные, что-то рассматривают на дне катера. Нам любопытно, мы тоже перегибаемся через борт... Ба! Да у катера дно прозрачное! Какая красота!.. Снова взлетаем ввысь, охватываем взглядом архипелаг — хорошо на Фиджи!

Вдалеке виден город. Сува! Прямо по океану прочерчиваем пунктирную линию — линию перемены дат. Всходит солнце, группа каких-то людей радостно приветствует его...

Влетаем в город, с интересом осматриваемся. Садимся на кокосовую пальму, отрываем гроздь плодов. Под пальмой — большой цветок. Это китайская роза!

Опустившись на землю, бредем по городу, рассматриваем местных жителей, рисуем их портрет: лица, прически, юбки...

После того как весь маршрут пройден, снова сканируем его. Вы должны уметь пробегать взглядом весь путь почти мгновенно, не останавливая внимание на деталях — только узловые -моменты. В то же время вы должны иметь возможность в любой момент притормозить и «войти» в картинку: увидеть и ощутить все мелкие детали.

Пробегаем взглядом сюжет-маршрут: вид сверху, «туристическая индустрия», пляж, роща, бухта, риф, мангровые острова, мелководье, рыбки, аквалангист, катер, Сува, пальма, цветник, жители... При этом выборочно останавливаемся то в одном месте пути, то в другом, чтобы глубже войти в текст.

Важную роль в аппарате памяти играет речь. Важно уметь легко, свободно излагать свои мысли, озвучивать проходящие на внутреннем экране образы. Если вы вполне уверены, что ваш уровень развития речи позволит легко описать зрительные образы, то достаточно раз-другой просканировать сюжет-маршрут. В ином случае после сканирования следует приступить к пересказу.

Пересказ это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. А во время повторного чтения активность мозга

очень мала. Школьные учителя хорошо знают: среди учеников, у которых выработалась привычка пересказывать выученный материал, не бывает троечников. Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти. Давным-давно в одном из московских университетов провели эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе «для надежности» прочли его четыре раза. Во второй три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей — два чтения и два пересказа, в четвертой — один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала оказалась столь разительной, что вывод был сделан однозначный: повторное (и многократное) чтение учебного материала — пустая трата времени!

 

ЕИ И СЮЖЕТ

 

Следующий текст вы проработаете самостоятельно. Но сначала обратите внимание на то, в каком виде хранится в вашей памяти текст «Острова Фиджи». Нарисуйте воображаемый маршрут. Вы обнаружите, что элементы информации не столько выстроились в цепочку, растянутую по сюжету-маршруту, сколько собрались в группы. Например, вид сверху и «туристическая индустрия» стоят особняком в этом ряду, а пляж, роща, бухта, рифы составляют другую группу. Таким образом, весь сюжет-маршрут состоит из нескольких групп — ЕИ. А воображаемая ломанная линия cюжeтa маршрута служит как бы матрицей для их закрепления. А теперь постарайтесь сами составить сюжет маршрут, сознательно формируя ЕИ. Не упусти те из виду необходимость постоянного сканирования сюжета.

 

НАСЕЛЕНИЕ ГРЕНЛАНДИИ

 

Подавляющее большинство населения Гренландии составляют коренные жители — эскимосы, остальные — европейцы, главным образом, датчане. Эскимосы относятся к монголоидной расе, их насчитывается около 40 тысяч, а всего в Гренландии живет около 50 тысяч человек.

Население острова проживает примерно в полутораста маленьких городах, поселках и деревнях.

Большая часть населения связана с охотой и рыболовством. Как и эскимосы Аляски, коренные жители Гренландии выходили на охоту в море на кожаных лодках — каяках, похожих на современные байдарки. Жили они в полуземлянках, которые отапливались и освещались плошками с тюленьим жиром.

Свою одежду эскимосы приспосабливали к условиям холодного климата. Из меха тюленя, оленя или белого медведя они шили кухлянку с капюшоном и штаны, на ноги надевались чулки мехом внутрь и меховые сапоги. Женская одежда мало отличалась от мужской, но у женщин обязательной принадлежностью был заплечный мешок из меха, в котором носили грудных детей. Праздничная одежда украшалась орнаментом из разноцветных полосок кожи и шерсти.

Долгими зимними вечерами, сидя в полутемных жилищах, люди рассказывали предания о происхождении своего народа, мифы о встречах с карликами и великанами, о возникновении солнца, луны и гор, сказки о животных. Нередко устраивались праздники, разнообразившие монотонную жизнь во время длинных полярных ночей. Часто проводились песенные состязания, на которых выступавшие под грохот барабанов обличали и высмеивали всех, кто нарушал обычаи предков.

В середине 20 века в Гренландии ежегодно строилось 250 многоквартирных домов с центральным отоплением. Вместе со старым типом жилища уходит в прошлое и традиционная одежда. Национальный эскимосский костюм гренландцы надевают только во время праздников или представлений.

Тренируясь в запоминании текстов по сюжету, особое внимание обратите на умение увидеть весь сюжет целиком — то есть на умение очень быстро, почти мгновенно просканировать его. При этом не обязательно видеть все мелкие детали. Но нужно уметь и «притормозить», разворачивая любую ЕИ в яркую «говорящую (многочисленными ощущениями) картину».

Вначале подбирайте для тренировок небольшие по объему, конкретные тексты. Далее мы покажем вам, как работать с абстрактными текстами.

 

ГРУППИРОВАНИЕ 2-ГО УРОВНЯ

 

Этот прием, по существу, немногим отличается от запоминания по сюжету, но все-таки имеется разница, благодаря которой проще становится запоминать довольно абстрактный материал. (Начнем мы, конечно, с конкретного.) Кроме того, группирование 2-го уровня больше приближено к логическому запоминанию, поэтому желательно детей среднего школьного возраста уже приучить к этому приему. Итак, пробегите текст глазами, а затем внимательно прочитайте комментарий.

ЛАТЕКС

Резина, или каучук, получаемый из сока некоторых тропических деревьев, — ценный продукт, добываемый в амазонском лесу. Многие виды каучуковых деревьев встречаются в лесах Амазонки. Наиболее распространенный и ценный — гевея бразильская — растет почти исключительно на правом ее берегу. В северной части амазонского леса встречается еще 20 других видов. Высота этих деревьев примерно 30 метров. Плод образует семенную коробочку. Достигнув зрелости, она лопается с такой силой, что содержащиеся в ней три зерна выбрасываются на расстояние 15—18 метров. Кора деревьев-каучуконосов надсекается, и сок, так называемый латекс, собирают в сосуды.

В 19 веке каучук использовался мало, экспорт латекса был затруднительным. Затем американский изобретатель Чарльз Гудийар открыл возможность постоянного использования каучука. Спрос на него так повысился, что в долину Амазонки стали стекаться любители наживы. Территория была поделена между крупными концессиями.

До 1873 года Бразилия была монополистом каучука, но затем англичанин Генри Уикхем сумел тайно вывезти семена гевеи в знаменитый ботанический сад в Кью, близ Лондона. После многих попыток семена все же дали ростки. Молодые растения перевезли на остров Шри-Ланка, и там были заложены плантации. Вскоре Бразилия потеряла свое монопольное право, поскольку каучук, получаемый с плантаций, почти полностью вытеснил добываемый в естественных условиях.

Формируем первую ЕИ (в целях экономии места мы описываем только зрительные образы).

Представляем Южную Америку, Бразилию, Амазонку. Это общий план. Укрупняем на нем Амазонку, видим на правом ее берегу гевею (не важно, как вы представили себе это дерево). На левом берегу растут другие деревья, мы можем вставить в образ цифру 20 — столько видов деревьев-каучуконосов растет на левом берегу. Одно из деревьев стоит отдельно — можем, как на чертеже, стрелочкой обозначить его высоту: 30 м. Видим семенную коробочку этого дерева (в любом виде) и три вылетающие на 15—18 метров зерна (половина высоты дерева). Под деревом человек надрезает кору и подставляет сосуд для латекса.

ЕЙ довольно велика, ее трудно увидеть всю целиком. Но это не страшно, достаточно просканировать картинку 15—20 секунд. Если же она видится хорошо, то время сканирования можно сократить. У тренированного человека на закрепление не очень сложного образа уходит 3—5 секунд.

После того как ЕИ закрепилась в КВХ, ее нужно упростить. Можно, например, оставить в воображении только очертания Южной Америки и Амазонку.

До сих пор формирование ЕИ происходило у нас по двум вариантам. Первый: из мелких деталей постепенно складывалась общая картинка. Второй: сразу появлялся общий план, который постепенно обогащался мелкими деталями, конкретизировался.

На сей раз мы поступим иначе: начнем формирование новой ЕИ, имея уже на внутреннем экране первую (упрощенную) ЕИ. Прямо на нее станем наслаивать новые детали.

Образ расширяется, появляется Северная Америка; в одной из ее точек видим Чарльза Гудийара, изобретающего, например, резиновые калоши. От него проводим вниз, к Амазонке, стрелочку, по которой устремляются любители наживы. Затем делим земли Бразилии по Амазонке на территории, захваченные крупными концессиями.

Полученное изображение закрепим в КВХ, подержав несколько секунд, а затем снова упростим.

Третью ЕИ начнем формировать с этой последней картинки. Представляем подробности вывоза семян в Англию. В ней видим Лондон и ботанический сад в Кью. От Англии прокладываем линию до острова Шри-Ланка (если в момент чтения вы не представляете, где он находится, поставьте точку в любом месте — потом уточните). На острове видим плантации и корабли, загружаемые латексом... Затем и эта ЕИ упрощается.

Полученная картинка является ключевым образом к тексту «Латекс». Мы должны убедиться, что это действительно так. Подержав в воображении общий план, будем поочередно разворачивать каждую ЕИ, входить в нее. Например, взглянув на Амазонку, мы должны увидеть всю ЕИ: гевею на правом берегу, 20 других видов на левом, отдельное дерево, семенную коробочку, три зерна, человека...

 

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

 

Как показывает опыт, наиболее трудной операцией является вхождение в текст — уж очень мы отвыкли активизировать свои ощущения. Поэтому перед началом работы с текстом давайте себе установку не только видеть содержание, но и слышать, и осязать.

При формировании ЕИ не пытайтесь включить в нее буквально все, до последней

мелочи. Больше полагайтесь на свою интуицию, на мышление — запоминание не только не ухудшится, но наоборот, станет мощнее.

— Нужно обязательно выработать у себя привычку: по окончании работы с текстом убеждаться, что вы можете мгновенно просканировать общую картинку и войти в любую ЕИ.

— У многих людей складывается мнение, основанное на собственном неудачном опыте, что запоминание — это трудная, неприятная работа. Постарайтесь убедить себя, что это не так, что запоминание — это скорее игра, забавная и познавательная. Чем меньше вы будете напрягаться в работе, тем быстрее и прочнее будете запоминать, тем легче будет впоследствии извлекать материал из ДВХ и производить с ним умственные операции.

А сейчас попробуйте запомнить самостоятельно.

ЛЁСС

Лёсс — необычная горная порода. Лёссовые толщи залегают почти всегда близ поверхности (ниже почвы), имеют светло-желтый или светло-коричневый цвет. Лёсс содержит больше воздуха, чем твердого минерального вещества. Иначе говоря, в нем очень много пор, многие канальцы видны невооруженным глазом.

Толщи лесса не обнаруживают заметной слоистости, исключительно однородны. Под пальцами он рассыпается в порошок, потому что состоит из пылевых частиц диаметром в сотые доли миллиметра. В нем содержится до 7 % известковых частиц, и он вскипает от соляной кислоты.

В сухом состоянии лесс крепок и способен держать высокие вертикальные стенки. Его название происходит от немецкого слова «нетвердый, рыхлый». Однако сухой лесс прочен. Но если он увлажнен, то в этом случае проявляются его просадочные свойства: способность резко уменьшаться в размерах под нагрузкой (например, в основании инженерных сооружений). Лесс боится воды. Эта его особенность доставляет немало неприятностей людям.

На сухом лессе дом (или другое не очень массивное сооружение) стоит прочно. Но вот, предположим, лопнула водопроводная труба. Началась утечка воды. И вскоре по стенкам здания зазмеятся трещины: в лессе рушатся тонкие перегородки между порами, порода сжимается. От этого резко оседает часть здания, стоящая на увлажненном лессе.

Впрочем, строить на лессе можно без опаски, если предварительно провести мелиорацию (улучшение) грунта. Для этого в толще грунта бурят скважины глубиной до 6—8 м, в них опускают горелки. Лесс спекается, превращаясь в прочную полускальную породу. На этих подземных колоннах, как на сваях, возводится сооружение.

Главная загадка лесса связана с его происхождением. На этот счет мнения ученых расходятся. По всей вероятности, возник лесс под действием великих оледенений, при переносе пыли ветром из районов, испытывавших действие ледников. Пылеватые толщи накапливались и перерабатывались корнями растений и почвенными организмами.

ИТОГИ

 

1. Запоминание связанных текстов несколько отличается от запоминания сообщений, но может быть не менее прочным, если вы позаботитесь о создании опоры для ЕИ. Такой опорой может стать воображаемый сюжет-маршрут, по которому вы двигаетесь, рассматривая конкретную информацию.

2.Важную роль в запоминании играет речь. Необходимо постоянно тренироваться в пересказе текстов, чтобы научиться свободно выражать свои мысли. Пересказ обеспечивает также прочное запоминание. Повторное чтение по сравнению с ним — пустая трата времени.

3.Группирование 2-го уровня не связано с опорой в виде сюжета. Конечная картинка довольно абстрактна, но трудности в выполнении приема окупаются большими возможностями.

4.Старайтесь не включать в ЕИ каждую мелочь, доверьтесь своей памяти — она вас не подведет. Но обязательно нужно уметь охватывать общую картинку одним взглядом и быстро входить в любую ЕИ.

ГЛАВА 6

АЛГОРИТМ ЗАПОМИНАНИЯ

 

Педагоги делят процесс обучения на три основных этапа: знание, умение и навыки. Что касается развития памяти, то отметим, что знание приемов запоминания и процессов, происходящих при этим в коре головного мозга, почти не дает эффекта на практике. Так, человек, знающий, как нужно правильно плыть, оказывается беспомощным в воде, если не тренировался.

Умение применять приемы на практике значительно увеличит ваши возможности, но эффект будет очень непостоянным, вы не приобретете уверенности в себе, и время от времени вас будет постигать неудача.

Навык — это автоматическое умение, когда человек выполняет нужные операции, не задумываясь, как не думает он при ходьбе, как переставлять ноги. Чтобы память работала с высокой производительностью, нужно добиться твердых навыков в выполнении приемов.

Для того чтобы легче было добиться автоматизма и чтобы приемы работали совокупно, а не каждый сам по себе, мы сведем их в единый алгоритм запоминания.

В нем три основных шага, которые нужно хорошо понимать и тренировать до полного автоматизма.

 

УСТАНОВКА

 

Установка — весьма важный шаг алгоритма. Без нее запоминание иногда может вовсе не происходить, а в случае неправильной установки мощность памяти значительно уменьшается. В понятие установки входит несколько элементов.

 

Во-первых, установка — это самоприказ, команда самому себе на запоминание. Причем, отдавая эту команду, надо четко представлять цель работы: глубокое усвоение материала или знакомство с материалом и выборка основных мыслей.

Установка ведь может быть и непроизвольной: во время поездки в транспорте, например, мы читаем газету, но через некоторое время не можем вспомнить, что читали. Это сработала непроизвольная установка на времяпрепровождение. Нужно было убить время, и мозг эту установку выполнил буквально. Однако, если нас заинтересовала какая-то статья и мы решили ее с кем-то обсудить, то ситуация резко меняется. Заметьте: дело не в том, что статья оказалась интересной, а в том, что мы решили ее обсудить. Процессы, происходящие в коре головного мозга, тут же меняются — происходит осмысление и запоминание информации. Лучшей установкой в этом смысле является установка на контроль. Пообещайте сами себе, что по окончании чтения вы перескажете материал, — результат будет намного выше, чем если бы вы заставили себя просто внимательно читать.

Во-вторых, в понятие установки входит настроенность на определенный объем изучаемого материала. Представьте, например, что у вас задание извлечь из статьи, скажем, 6 главных мыслей. Многие сразу начинают читать, не интересуясь размерами статьи. Верно ли это? Объем ее может быть в 2 страницы, а может быть в 12. На одну мысль может в среднем приходиться от одного абзаца до страниц текста. А ведь характер работы в каждом случае будет другой. В одном случае необходимо вчитываться в каждое предложение, в другом — резко увеличить скорость чтения, иначе вместо 6 главных мыслей можно получить несколько десятков — и работа не будет выполнена.

В-третьих, в понятие установки входит настроенность на определенную сложность материала. Материал может быть конкретным — и тогда ЕИ формируется легко, а может быть в высокой степени абстрактным, не совсем понятным, содержащим запутанные логические цепочки. Конечно, подход к работе тоже должен быть разным.

В зависимости от объема и сложности материала будет складываться установка на выбор скорости работы. А правильный выбор скорости имеет очень большое значение. Почему?

Установлено, что скорость, с которой мозг обрабатывает поступающую информацию, приблизительно в 4 раза выше нашей скорости чтения. Если на чтение одной страницы мы тратим 2 минуты, то мозг справляется с обработкой за полминуты. Что же он делает остающиеся полторы минуты? Не делать ничего мозг не умеет: процессы в коре головного мозга происходят постоянно. Но чем же он занимается в свободное время, пока наши глаза бегают по строчкам?

В свободное время создаются непроизвольные ассоциации. Например, ученик читает учебник географии; встретилось ему слово «море». Глаза продолжают движение по строчкам, губы шевелятся... Со стороны посмотреть — очень напряженно человек работает. На самом деле мысли его очень далеко: на внутреннем экране мелькает цепочка непроизвольных ассоциаций: море, пляж, песок, волны, чайки, солнце, прохладный ветерок... Случается, что человек дочитывает до конца страницу и с изумлением обнаруживает, что не помнит ни единого слова.

Правильно выбранная скорость значительно уменьшает как длину цепочки непроизвольных ассоциаций, так и их количество. Не случайно люди, овладевшие методом скорочтения, отмечают значительное улучшение памяти.

Известный закон Паркинсона гласит: работа отнимает время, отпущенное на нее! Это значит, что сколько бы вы ни отпустили на работу времени, она займет его целиком. На чтение статьи в 5 страниц можно отпустить себе 20 минут, можно — 2 часа. В каком случае мозг будет работать производительнее? При двухчасовой работе нам не избежать огромного числа цепочек непроизвольных ассоциаций, которые размывают структуру рабочих образов и снижают возможности памяти.

 

ОПТИМАЛЬНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ МОЗГА

 

Неправильная установка (переоценка сложности материала, недостаточная скорость, неправильное распределение сил) ведет к появлению еще одного отрицательного фактора — к гиперболизации значения. Медленное внимательное чтение несложного материала может привести к тому, что читатель станет преувеличивать значение отдельных фактов, не отличая главных от второстепенных.

В результате этого мелкий элемент информации превращается в отдельную ЕИ. Регистр оперативной памяти быстро переполняется, и производительность труда резко снижается.

С другой стороны, невозможно выбрать одну скорость чтения, пригодную для всего текста — ведь он состоит из различных по уровню сложности логических кусков. В чем же выход?

Выход заключается в следующем. Во-первых, принимаясь за работу, нельзя давать себе установку на длительное многочасовое запоминание. Опытным путем установлено, что наиболее оптимальной является установка на 30—40 минут работы, после чего необходим отдых (10—15 минут) или смена деятельности. То есть рабочее время должно распадаться на несколько таких временных отрезков.

Во-вторых, и эти 30—40 минут не могут быть заполнены непрерывным монотонным заучиванием, так как в этом случае возникает монотония, приводящая к быстрому утомлению. Отрезок в 30—40 минут должен распадаться на отдельные циклы, в которых будут чередоваться периоды напряжения и расслабления. (Образцом в этом смысле является ритм работы сердца: в этом ритме сердечная мышца половину времени расслаблена.) Из каких же циклов может состоять ритм работы мозга?

Посмотрим внимательно на второй шаг алгоритма, в котором происходит основная деятельность по запоминанию. В него входят такие операции, как вхождение в текст, группирование и группирование 2-го уровня. Мы входим в текст, группируем элементы информации в ЕИ, после чего должны подержать ее на внутреннем экране 5—20 секунд. Затем все начинается сначала. Вот это и есть один цикл! Следовательно, установка внутри отрезка в 30—40 минут должна быть на одну ЕИ. Это может быть абзац или целая страница — не имеет значения.

Какие операции второго шага алгоритма являются трудными, какие — легкими? Вхождение в текст и группирование это не отдых, но и не большое усилие, скорее это игра фантазии. Удерживание ЕИ в течение 5—20 секунд можно считать, действительно, отдыхом. А вот последующее группирование 2-го уровня требует сосредоточения и напряжения сил: ведь нужно выбрать ключевой образ в ЕИ и включить его в общую картинку.

Таким образом, один цикл работы распадается на следующие операции: вхождение и группирование — удерживание на внутреннем экране — группирование 2-го уровня. То есть: легкая работа — отдых — трудная... легкая — отдых — трудная...

Замечено, что в таком режиме работы производительность труда наиболее высокая; отсутствует монотонность в работе, а значит, и быстрое утомление. Работа в таком режиме служит прекрасным средством самоконтроля, благодаря которому тотчас отсекаются цепочки непроизвольных ассоциаций; выбор скорости чтения определяется уровнем сложности конкретного логического куска.

И еще один фактор в пользу алгоритма запоминания и оптимального режима работы. В процессе работы с текстом у читателя может происходить подмена установки. Пусть даже он наметил правильную тактику запоминания. Но затем он сталкивается с психологическим барьером, преодолеть который не может, потому что не замечает его. Что же это за психологический барьер?

Представьте, что перед человеком стоит задача вскопать гектар земли. В его распоряжении имеется неисправный трактор и вполне исправная лопата. Разумеется, ни один человек не возьмется за лопату: он станет искать возможность починить трактор! Совсем иная картина возникает, если труд не физический, а интеллектуальный. Очень многие люди воспримут ремонт трактора, как дополнительную работу, которая только отнимает время: пока, мол, ремонт, я уж вон сколько вскопаю. И берутся за лопату! В этом как раз и заключается психологический барьер: выполнение приемов запоминания (удержание ЕИ, группирование 2-го уровня) многими рассматривается как дополнительная работа, не имеющая прямого отношения к запоминанию.

И тогда происходит вот что: дойдя до конца первого логического куска, такой читатель не испытывает желания закрепить ЕИ. «Материал легкий, зачем же я стану отнимать драгоценное время на рассматривание картинок», — думает он и переходит к следующему логическому куску. Поскольку он мысленно отмечает границы всех ЕИ, то у него полная иллюзия того, что он работает по алгоритму запоминания. На самом же деле, не закрепив ЕИ, он оставил в оперативной памяти россыпь мелких элементов информации, которая тут же дополняется элементами следующего логического куска. В результате регистр оперативной памяти переполнился, запоминание прекратилось. У читателя же в конце работы возникает недоумение: почему не сработали приемы запоминания? А приемов-то и не было!

Но если работу в оптимальном режиме довести до уровня автоматизма, то подмена установки будет исключена, а высокая производительность труда гарантирована, потому что этот режим есть прекрасное средство самоконтроля.

А сейчас проработайте по алгоритму запоминание текста «Болото», затем сверьте результаты работы с кратким комментарием.

БОЛОТО

Издавна фантазия людей населяла болота лешими, кикиморами и другой нечистью. И это понятно: что хорошего в болоте? Гиблое место, бесполезное; топи, трясины, сырой, нездоровый воздух, тучи комаров...

Такое мнение господствовало, пока не создал человек мощную технику, помогающую в недолгие сроки осушать обширные территории, добывать в большом количестве торф. С этого времени число и размеры болот стали заметно убывать. На их месте начали возникать сельскохозяйственные угодья, инженерные сооружения.

Но вот все чаще стали раздаваться призывы к охране болот. Оказалось, что они играют важную роль в жизни многих птиц, зверей, растений. Здесь можно получать хорошие урожаи трав, ягод и лекарственных растений. Но главное достоинство болот в ином: они служат естественными регуляторами стока поверхностных и грунтовых вод. В ряде случаев осушение болот снижает уровень подземных вод, уменьшает плодородие почв на повышенных участках, способствует сильным паводкам. Правда, на осушенных болотных землях можно собирать обильные урожаи сельскохозяйственных культур. Но всего лишь несколько лет, а затем земли становятся бросовыми, подвергаются эрозии.

Чаще всего болота возникают там, где выходят на поверхность подземные воды, а также на лесных вырубках и гарях: из-за отсутствия растений, «отсасывающих» грунтовые воды, уровень подземных вод повышается. Много болот в тундре и лесотундре, где слой вечной мерзлоты препятствует просачиванию в землю поверхностных вод; в устьях и на поймах рек, часто затопляемых в паводки.