Методическое руководство 1 страница

Стивен Ван Эвере

для студентов, изучающих политологию


Глава 1

 

Гипотезы, законы и теории: руководство по применению

 

Что такое теория?

Предлагаемые философами социальных наук определения понятия «теория» чрезвычайно разнообразны – и столь же непонятны.[1] Ниже читателю предлагаются простые рамки, которые позволят уловить основной смысл, а также выделить важнейшие элементы, зачастую упускаемые из виду.

Теории представляют собой общие положения, описывающие и объясняющие причины или следствия классов явлений. Они состоят из причинных законов или гипотез, объяснений и исходных предпосылок. Объяснения также представляют собой причинные законы или гипотезы, которые в свою очередь состоят из зависимых и независимых переменных. Ниже вводятся четырнадцать необходимых понятий:

 

Закон Наблюдаемая постоянная взаимосвязь двух явлений. Законы могут носить детерминистский или вероятностный характер. Первые определяют инвариантные взаимосвязи («если А, то обязательно В»). Законы второго типа характеризуют вероятностные взаимосвязи («если А, то иногда с вероятностью Х будет В»). Детерминистские законы характерны для точных наук. В социальных науках большинство законов носит вероятностный характер. Законы могут быть причинными («А обуславливает В») или непричинными «А и В обусловлены С; следовательно между А и В существует взаимосвязь, но ни одно из этих явлений не вызывает другого»).[2] Мы в первую очередь будем заниматься причинными законами. Непричинный характер законов рассматривается главным образом для того, чтобы исключить эту возможность и далее действовать в уверенности, что наблюдаемые законы носят причинный характер.[3]
Гипотеза Предположение о наличии и характере взаимосвязи двух явлений.[4] Подобно законам, гипотезы могут быть двух типов: причинными («Я предполагаю, что А обуславливает В») и непричинными («Я предполагаю, что А и В обусловлены С; следовательно, между А и В существует взаимосвязь, но ни одно из этих явлений не вызывает другого»).
Теория Причинный закон («Я установил, что А обуславливает В») или причинная гипотеза («Я предполагаю, что А обуславливает В») в сочетании с объяснением причинного закона или гипотезы, которое описывает, каким образом А обуславливает В. Примечание: для обозначения более широких теорий часто используют термин «общая теория». На самом деле все теории по определению являются до некоторой степени общими.
Объяснение Причинный закон или гипотеза, связывающие причину с обусловленным ею явлением, раскрывающие, каким образом осуществляется причинность («А обуславливает В, поскольку А обуславливает q, которое приводит к r, вызывающему В»).
Исходная предпосылка[5] Явление, активирующее или усиливающее действие причинного закона или гипотезы. Без него причинность проявляется слабее («В отсутствие С А обуславливает некоторое В; при наличии С В будет больше» - например, «солнечный свет вызывает рост травы, но трава будет расти быстрее, только если почва удобрена») или вообще отсутствует («А обуславливает В при наличии С, в отсутствие С - нет» - например, «солнечный свет вызывает рост травы, но только если пройдет дождь»). Исходную предпосылку можно переформулировать как причинный закон или гипотезу («С обуславливает В только при наличии А, в противном случае – нет» - например, «дождь вызывает рост травы, но только если достаточно солнца»). Исходные предпосылки также называют условиями взаимодействия, изначальными условиями, обуславливающими условиями, каталитическими условиями, предварительными условиями, посылками, допускающими условиями, или дополнительными посылками.
Переменная Концепция, которая может принимать различные значения, например, «уровень демократии» в стране или «доля двухпартийных голосов» для политической партии.
Независимая переменная (НП) Переменная, соответствующая причинному явлению причинной теории или гипотезы. В гипотезе «грамотность приводит к демократии» независимой переменной является уровень грамотности.
Зависимая переменная (ЗП) Переменная, соответствующая обусловленному явлению причинной теории или гипотезы. В гипотезе «грамотность приводит к демократии» уровень демократии является зависимой переменной.
Промежуточная переменная (ПрП) Переменная, соответствующая промежуточному явлению, входящему в объяснение причинной теории. Промежуточные явления обусловлены НП и обуславливают ЗП[6]. В теории «солнечный свет вызывает фотосинтез, благодаря которому растет трава» фотосинтез является промежуточной переменной.
Переменная условий (ПУ)[7] Переменная, соответствующая исходной предпосылке. Значения переменных условий определяют уровень воздействия, которое НП или ПрП оказывают на ЗП и другие ПрП. В гипотезе «солнечный свет вызывает рост травы, но только если пройдет дождь» количество осадков является переменной условий.
Исследуемая переменная (ИП) Переменная, причины или следствия которой являются предметом данного исследования. Исследуемой может быть любая переменная: зависимая, независимая, промежуточная или переменная условий.
Исходная гипотеза Перекрывающая гипотеза, определяющая взаимосвязь независимой и зависимых переменных теории.
Объясняющая гипотеза Промежуточная гипотеза, представляющая собой объяснение для данной теории.[8]
Проверяемая гипотеза Гипотеза, которую необходимо проверить. Также называется «исследуемой гипотезой».

 

Отметим, что в таком случае теория представляет собой не что иное, как набор связанных причинных законов или гипотез.[9]

Теории всегда можно представить в виде диаграммы со стрелками, например:

A → q → r → B,

где А - независимая переменная теории, В – зависимая переменная, q и r - промежуточные переменные, составляющие объяснение теории. Положение А → В является исходной гипотезой теории, а положения А → q, q → r и r → В – ее объясняющими гипотезами.

Можно ввести переменные условий, обозначив их знаком умножения х[10]. На изображенной ниже диаграмме С является переменной условий: воздействие А на q усиливается высоким значением С и уменьшается, если С невелико.

A → q → r → B

х

С

 

Например:

Количество солнца Активность фотосинтеза Скорость роста травы
Х        
Количество дождя        

 

Детализировать объяснение к теории можно до любого желаемого уровня. Ниже изображена связь между r и В так, что видны объясняющие переменные s и t:

 

А → q → r → s → t → В

х

С

 

Объяснение можно расширить, чтобы определить более удаленные причины. Ниже подробно описаны удаленные причины А (Y и Z):

Y → Z → A → q → r → s → t → B

х

С

 

Причины переменных условий можно охарактеризовать подробнее, как изображено ниже для причины С:

Y → Z → A → q → r → s → t → B

х

Х → С

 

Число исходных предпосылок, которые можно вводить, не ограниченно. Ниже в нашем примере появляются дополнительные предпосылки D, u, v:

 

Y → Z → A → q → r → s → t → B

х х

Х → С u

х x

D v

 

Можно добавлять линии причинности между причинными и обусловленными переменными. Ниже наш пример дополнен двумя цепями причинности между А и В (проходящими через промежуточные переменные f и g); в результате получается трехзвенная теория:

 

→ → → → → → f →

Y → Z → A → → → → → → g → B

→ q → r → s → t →

х х

Х → С u

х x

D v

Теорию, которую нельзя представить в виде диаграммы со стрелками, нельзя считать теорией и следует пересмотреть. Если следовать этому критерию, то большинство политологических «теорий» и «теоретических» писаний таковыми считаться не могут.

 

Что такое конкретное объяснение?

Объяснения конкретных событий (отдельных войн, революций, результатов выборов, экономических спадов и т.п.) опираются на теории и оформляются как теории. Адекватные объяснения описывают причины, обусловившие данное явление, и определяют общее явление, конкретным примером которого является данное. Необходимо ввести три понятия:

 

Конкретное объяснение Объяснение определенного события, сформулированное в конкретных терминах. Подобно теории, оно описывает и поясняет причины и следствия, но сформулированные конкретно. Так, например, «экспансионизм приводит к агрессии, вызывающей войну» - теория, а «немецкий экспансионизм обусловил рост агрессии в Германии, что привело ко Второй мировой войне» - конкретное объяснение. Конкретные объяснения нередко называют частными – в отличие от общих объяснений.

 

Конкретные объяснения могут быть двух типов. Второй тип – обобщенное конкретное объяснение - представляется более полезным:

 

Необобщенное конкретное объяснение Конкретное объяснение, не определяющее теорию, примером которой является рассматриваемый случай: «Германия развязала Вторую мировую войну». Это объяснение не отвечает на вопрос: «Примером чего является Германия?»[11]
Обобщенное конкретное объяснение Конкретное объяснение, определяющее теорию, в рамках которой оно существует[12] - например, «Экспансионизм Германии привел ко Второй мировой войне». Данная причина – немецкий экспансионизм - пример экспансионизма, который является независимой переменной в гипотезе «экспансионизм приводит к войне».

 

Конкретные объяснения состоят из причинных, обусловленных, промежуточных и исходных явлений[13]:

Причинное явление (ПЯ) Явление, являющееся причиной.
Обусловленное явление (ОЯ) Явление, обусловленное причиной.
Промежуточное явление (ПрЯ) Явления, образующие объяснение объяснения. Они вызваны причинным явлением и обуславливают результирующее явление.
Исходное явление (ИЯ) Явление, активирующее или усиливающее причинное действие причинных и/или объясняющих явлений[14].

Подобно теориям, конкретные объяснения можно изобразить в виде диаграммы со стрелками:

 

Теория Экспансионизм → агрессия → война
Обобщенное конкретное объяснение Экспансионизм Германии → агрессия Германии → Вторая мировая война
Необобщенное конкретное объяснение Германия → внезапное начало войны 1 сентября 1939 г. → Вторая мировая война

 

Какая теория может считаться хорошей?

Качество теории определяется семью признаками.

1. Хорошая теория имеет значительные объясняющие возможности. Ее независимая переменная оказывает существенное воздействие на обширный ряд явлений при широком спектре условий. Объясняющие возможности теории зависят от трех параметров:

Значимость. Насколько велико изменение зависимой переменной, вызванное изменением независимой переменной?[15] Значимая теория указывает на причину, имеющую существенное влияние, т.е. вызывающую значительное изменение зависимой переменной. Чем больше изменение, тем значительней объясняющие возможности теории.

Объясняющий диапазон. На сколько классов явлений влияет изменение независимой переменной, тем самым объясняя их? Чем шире спектр подвергающихся воздействию явлений, тем значительнее объясняющий диапазон теории. Большинство социологических теорий имеют достаточно узкий диапазон, и лишь немногие приятные исключения объясняют широкие разнообразные области[16].

Применимость. Как часто встречается причина теории в реальной действительности? Насколько распространены исходные предпосылки, активирующие действие теории? Чем чаще встречаются причины и условия теории, те выше ее объясняющие возможности[17]. Распространенность причин и условий в прошлом определяют способность к объяснению истории. Частота их возникновения в настоящем и будущем характеризует пригодность теории для объяснения настоящего и будущего.

2. Хорошие теории разъясняют за счет упрощения. Следовательно, хорошая теория экономна. В ней используется несколько просто организованных переменных.

Нередко для того, чтобы добиться подобной лаконичной экономности, приходится пожертвовать частью поясняющих возможностей. Если жертва слишком велика, она становится неоправданной. Чтобы максимально полно объяснить окружающий нас мир, можно смириться с некоторой сложностью.

3. Хорошая теория «удовлетворительна», т.е. она удовлетворяет наше любопытство. Если исследователю так и не удается понять, чем же вызвана причина теории, то теория не может считаться удовлетворительной. Так, однажды женщина-политик объяснила свое поражение на выборах тем, что ей не удалось набрать достаточного числа голосов. Это верно, но не удовлетворительно, поскольку нам все же хотелось бы понять, почему же она не смогла набрать нужного количества голосов.

Чем дальше причина отстоит от предполагаемых последствий, тем более удовлетворительна теория. Например, теория «засуха вызывает голод» менее удовлетворительна, чем теория «колебания температуры воды на поверхности океана приводят к изменениям розы ветров, в результате меняются области выпадения осадков, что приводит к засухе, вызывающей голод».

4. Хорошая теория четко сформулирована – в противном случае ее не удастся проверить, применить для анализа конкретной ситуации или составить на ее основе прогнозы.

Переменные хорошо сформулированной теории соответствуют четко определенным теоретиком концепциям и понятиям.

Четко сформулированная теория включает полное изложение объяснения теории, не вынуждая нас гадать, каким образом А обуславливает В. Например, «колебания температуры воды на поверхности океана вызывают голод» - менее полная теория, чем «колебания температуры воды на поверхности океана приводят к изменениям розы ветров, в результате меняются области выпадения осадков, что приводит к засухе, вызывающей голод».

Четко сформулированная теория включает описание исходных предпосылок, необходимых для ее действия и управляющих ее результатами. В противном случае нам не удастся определить, какие ситуации подпадают под действие теории, и выработать полезные политические рекомендации.

Многие внешнеполитические катастрофы объясняются тем, что политики применяли для анализа тех или иных ситуаций верные, но неподходящие теории. Рассмотрим гипотезу «уступки в отношении других государств делают их более агрессивными, что приводит к войне». Это было верно для Германии в 1938-1939 гг., однако может оказаться истинным и обратное: твердая позиция вызывает агрессию оппонентов, что приводит к войне. Во избежание политического «обратного пробоя» необходимо знать исходные предпосылки, которые определяют последствия твердой позиции – большую или меньшую агрессивность. Аналогичные проблемы возникают во всех сферах политики и подчеркивают важность четкой формулировки исходных предпосылок.

5. Хорошая теория в принципе может быть опровергнута. Можно определить данные, которые приведут к опровержению теории (хотя они могут отсутствовать)[18].

Нечетко сформулированные теории иногда не удается опровергнуть, поскольку их расплывчатость не позволяет исследователям делать на их основе выводы и рекомендации.

Теории, из которых вытекают универсальные выводы, верные при любых наблюдаемых условиях, также не поддаются опровержению. Их нельзя с уверенностью подтвердить или опровергнуть эмпирической проверкой, поскольку все данные согласуются с их положениями. Таковы, в частности, религиозные теории и явления: счастливый конец – Божья награда, бедствия – Божье наказание, горе – испытание, которому Господь подвергает нашу веру, а результаты, не входящие ни в одну из этих широких категорий, представляют собой Божественные тайны. Аналогичная универсальность свойственна некоторым положениям марксизма[19].

6. Хорошая теория объясняет важные явления: она отвечает на вопросы, существенные для мира в целом, или помогает другим ответить на подобные вопросы. Теории, содержащие ответы на вопросы, которые никому не интересны, менее полезны, даже если ответ полон и верен. (Значительная часть теоретических построений в сфере социальных наук не имеет никакого отношения к реальной действительности и, следовательно, не соответствует данному критерию.)

7. Хорошая теория обладает предписывающей силой, т.е. позволяет получить развернутые выводы и полезные политические рекомендации.

Теория обретает предписывающую силу, указывая на поддающиеся манипуляции причины, которые могут контролироваться человеческими действиями. Так, теория «капитализм приводит к империализму, вызывающему войны» менее полезна, чем «наступательные военные позиция и доктрина ведут к войне». Обе теории равно верны, но государственными военными позицией и доктриной манипулировать легче, чем структурой экономики. «Шовинистически окрашенное преподавание истории в школах ведет к войне» - еще более полезная теория, поскольку скорректировать содержание школьной программы гораздо легче, чем изменить государственную военную политику.

Предписывающая сила позволяет теории определить опасные факторы, которые можно ликвидировать или ослабить за счет вовремя принятых контрмер. Например, теории, объясняющие причины возникновения ураганов, не позволяют предотвратить их, но помогают метеорологам предупредить население соответствующих регионов об опасности.

Кроме того, предписывающая сила теории зависит от четкого определения исходных предпосылок, необходимых для действия теории (см. п. 4). Чем подробнее описаны эти предпосылки, тем меньше вероятность применения теории для анализа неподходящей ситуации.

 

Как создать теорию?

Общепринятого метода разработки теорий не существует[20]. Некоторые ученые применяют дедукцию, выводя объяснения из более общих, уже известных и доказанных причинных законов. Так, значительная часть экономических теорий исходит из предположения, что люди стремятся к максимальным личным экономическим выгодам. Иногда теории создаются индуктивно: ученые выискивают взаимосвязи явлений, затем выясняют, носят ли они причинный характер, после чего задаются вопросом: примером какого более общего причинного закона может служить данный причинно-следственный процесс? Подобный ход рассуждений, в частности, может привести ученого, наблюдающего, как несогласованные усилия по обеспечению безопасности границ вызвали арабо-израильские конфликты, к выводу, что конкуренция в сфере безопасности приводит к войне[21].

Представляется целесообразным привести девять подсказок, как создавать теории. Первые восемь носят индуктивный характер, последняя – дедуктивный.

1. Можно рассматривать «пограничные» случаи, т.е. случаи, с трудом объяснимые существующими теориями[22]. Их результаты должны объясняться неизвестными причинами. Рассматривая случаи, аналитик пытается выявить эти причины.

Конкретнее говоря, для выработки новой теории следует подбирать случаи, где явление, которое необходимо объяснить, проявляется особенно наглядно, однако его известные причины малочисленны или отсутствуют. Предметом анализа должны стать неизвестные причины, которые проявят себя как необычные особенности случая и явления, связанные с зависимой переменной случая. Эти явления мы назовем возможными причинами[23]. Кроме того, имеет смысл изучить мнения людей, хорошо знакомых с данным случаем, и рассматривать их объяснения как возможные причины.

Для выявления исходных предпосылок теории (переменных условий) отбираются случаи, в которых наглядно проявляются причины зависимой переменной, а зависимая переменная выражена слабо или отсутствует. Можно предположить, что при этом отсутствуют неизвестные исходные предпосылки. Анализ случая может позволить определить их.

2. Для выработки теории методом индукции полезными могут оказаться «метод различий» и «метод согласия», предложенные Джоном Стюартом Миллом[24]. Метод различий предполагает сравнение случаев со сходными характеристиками условий и различными значениями исследуемой переменной (т.е. переменной, причины или следствия которой необходимо выяснить) с тем, чтобы найти другие различия между этими случаями. Эти другие различия считаются возможными причинами исследуемой переменной (если необходимо найти ее причины) или ее возможными следствиями (если цель анализа заключается в анализе ее последствий). Чтобы сократить количество возможных причин/следствий, подбираются максимально схожие случаи: чем больше сходство, тем меньше число возможных причин/следствий, благодаря чему легче выявить действительные причины/следствия.[25] Аналогичным образом, метод согласия предполагает, что аналитик рассматривает случаи с различными характеристиками условий и близкими значениями исследуемой переменной, выискивая другие общие черты отдельных случаев и рассматривая эти общие черты как возможные причины или следствия переменной[26].

3. Можно отобрать случаи, в которых исследуемая переменная (ИП) имеет максимальные или минимальные значения, и рассмотреть связанные с ними явления. Если исследуемая переменная достигает очень высокого значения (т.е. соответствующее ей явление проявляется ярко), то ее причины и следствия также проявятся ярко на фоне общих условий случая. Если значение ИП очень мало (т.е. соответствующее ей явление практически отсутствует), то можно заметить отсутствие ее причин и следствий.

4. Можно подобрать случаи с максимальным разбросом значений исследуемой переменной внутри каждого случая и рассмотреть ковариантные явления. Если значение исследуемой переменной резко меняется, то ее причины и следствия будут меняться так же резко, выделяясь на фоне остальных, относительно стабильных общих условий этого случая.

5. Для создания теорий методом индукции может оказаться полезным «контрафактический» анализ. Аналитик изучает историю, пытаясь понять, как развивались бы события при изменении тех или иных элементов ситуации, с упором на наиболее важные и/или поддающиеся манипулированию изменяющиеся условия. Так, для изучения влияния военных факторов на вероятность войны можно задаться вопросом: «Какое направление приняла бы дипломатическая деятельность до 1914 г., если бы европейские лидеры не считали, что победа будет легкой?». Или, например, для оценки важности широких социальных и политических факторов, определивших нацистскую агрессию, целесообразно попытаться ответить на вопрос: «Как развивались бы события 30-х годов ХХ в., если бы Гитлер умер в 1932 г.?» Важность анализа напрямую зависит от влияния предполагаемых изменений.

Обнаружив представляющийся убедительным контрафактический анализ, аналитик может считать, что он нашел убедительную теорию, поскольку все контрафактические прогнозы исходят из теорий (без теорий аналитик не смог бы предсказать, к каким изменениям в событиях привели бы изменившиеся обстоятельства). Если анализ вызывает сомнения, но обнаружить в нем фатальные погрешности не удается – тем лучше: возможно, удалось открыть новую теорию. На этом этапе остается только сформулировать ее в общем виде, чтобы на ее основе можно было выводить и проверять прогнозы. Аналитику необходимо поставить перед собой вопрос: «Проявлением каких общих причинных законов является динамика, примеры которой мне удалось выявить?» Ответ на этот вопрос и представляет собой теорию.

«Контрафактический» анализ помогает распознать теории – не создавать их. Выявленные с помощью контрафактического анализа теории должны сложиться в подсознании теоретика еще до того, как он приступит к анализу; в противном случае ему не удастся построить контрафактический сценарий. Большинство людей верят в большее число теорий, чем им известно. Наиболее трудная часть задачи заключается в том, чтобы поднять их на поверхность и сформулировать в общем виде. И здесь контрафактический анализ исключительно полезен.

6. Нередко теории удается вывести из политических споров. Сторонники определенных политик выдвигают конкретные причинно-следственные аргументы (например: «если коммунизм победит во Вьетнаме, он охватит Таиланд, Малайзию, и другие страны»), которые можно сформулировать как общие теории («победа коммунизма заразительна: его триумф в одной стороне повышает шансы аналогичного триумфа в других государствах», или в еще более общем виде: «революция заразительна: революция в одной стране повышает вероятность революций в других»). Эти общие теории можно проверить, а результаты проверки могут оказаться полезными для разрешения политических споров. Выведенные таким образом теории, несомненно, политически актуальны и хотя бы поэтому заслуживают внимания.

7. Основой гипотез могут стать мнения и впечатления людей, наблюдавших или принимавших участия в событиях, которые необходимо объяснить. Непосредственные участники событий зачастую замечают важные моменты, официально не зафиксированные, а потому недоступные для последующего анализа. Благодаря этому они могут предложить гипотезы, которые не удается вывести на основе изучения официальных источников[27].

8. Крупные выборки данных можно исследовать на предмет наличия корреляций между переменными. Обнаруженные корреляции считаются возможными причинно-следственными взаимосвязями. Однако этот метод редко дает реальные результаты. Крупные выборки обычно непросто собрать; если же исходить из имеющихся наборов данных, то наш кругозор неминуемо будет ограничен вопросами, которыми задавались предшествующие исследователи. В таком случае мы сможем исследовать только теории, содержащие переменные, ранее закодированные кем-то другим.

9. Еще один путь - заимствование существующей в одной области теории с последующей ее адаптацией для объяснения явлений в другой области[28]. Так, например, студенты, изучающие неверное восприятие в международных отношениях, и студенты, постигающие массовое политическое поведение, равным образом заимствуют теории из психологии. Специалисты по военным проблемам перенимают организационные теории. В сфере международных систем теории (в частности, теория олигополии) зачастую импортируются из экономики.

 

Как проверять теории?

Существуют два важнейших способа проверки истинности теорий: эксперимент и наблюдение. Различают два вида наблюдений: анализ крупных выборок данных и изучение частных случаев. Итак, всего ученые располагают тремя основными методами проверки: эксперимент, наблюдение с анализом крупных выборок и наблюдение с изучением частных случаев[29].

  1. Эксперимент. Аналитик выводит из теории прогнозы. Затем берутся две эквивалентные группы, одна из которых подвергается воздействию внешних стимулов. Если результаты совпадают с прогнозами, теория истинна, если нет, ложна.
  2. Наблюдение. Аналитик выводит из теории прогнозы, а затем лишь пассивно фиксирует данные, не подвергая ситуацию внешним воздействиям, и сравнивает результаты наблюдения с прогнозами[30].

Прогнозы описывают наблюдения, которые мы рассчитываем сделать, если наша теория верна. Они содержат ожидания относительно сферы действия, последовательности, местонахождения и структуры явлений[31]. Так, можно с уверенностью прогнозировать, что значения независимой и зависимой переменных истинных теорий при прочих равных условиях всегда будут ковариантны в пространстве и во времени. Значения промежуточных переменных, составляющих объяснение теории, также должны быть ковариантны независимой переменной во времени и пространстве. Изменение независимой переменной должно предшествовать по времени соответствующему изменению зависимой переменной. Если проверке подвергается социальная теория, то действующие лица должны говорить и действовать соответственно логике теории (например, если проверяется теория, что «конкуренция в сфере коммерции ведет к войне», то элита, принимающая решение о начале войны, должна в качестве повода к войне приводить коммерческие соображения).

Некоторые из чистых наук (химия, биология, физика) по большей части зависят от экспериментов, другие (астрономия, геология, палеонтология) – от наблюдений. В политологии эксперименты практически неосуществимы - за редкими исключениями, такими как симуляция конфликтов или психологические эксперименты. Таким образом политологам в качестве самого важного метода проверки остается довольствоваться наблюдениями.

Существует два метода наблюдений: