К определению умственного действия
НЕ ОШИБАЮСЬ ЛИ Я, ПОЛАГАЯ, ЧТО ВЫ – ПРОДОЛЖАТЕЛИ И РАЗВИВАТЕЛИ СЕНСУАЛИЗМА?
ПОНЯТИЕ
ПОИСК
ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Я ХОЧУ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА ТЕ СУЖДЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОДУКТИВНЫ В ПОСТРОЕНИИ ОТВЕТА НА ЭТОТ ВОПРОС.
Вернемся к суждению о поисковой деятельности, на необходимости которой вы настаиваете (см. выше «Необходимо дать возможность ребенку осуществить поисковую деятельность, не давая ему готовых понятий»)
Категория ПОИСК рассматривается в психологии как исследование свойств действительности, направленное на выявление ее существенных (ключевых, генетически исходных) компонентов. К такому определению поиска
-
Обычно умственное действие определялось как такое действие, которое определялось в словесной форме «про себя» (в плане внешней речи «про себя» и в плане собственно «внутренней речи» - по терминологии П.Я. Гальперина).
Здесь указывалась форма этого действия, но не его специфическое функциональное назначение, не его отличие по функции от внешних, «неумственных» действий. … умственное действие еще дополнительно определялось как «сокращенное» и «свернутое» - в отличие от развернутых предметных действий.
Как показали экспериментальные и теоретические исследования (), преодоление предметного способа выполнения задания диктуется тем важнейшим обстоятельством, что каждый человек может и должен в своих действиях опираться на результат действия других людей, фиксированный словом.
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ, ВЫПОЛНЕННЫЙ СТУДЕНТКОЙ гр. МТБ-21 Татьяной Б., на основе текстов Менчинской:
Выполнение некоторых действий происходит без вспоминания правил. Решение в этих случаях слагается из процессов актуализации (воспроизведения) особого рода ассоциаций— ассоциаций обобщенных.
Под ассоциациями нужно понимать сформировавшуюся связь между общими особенностями того или иного задания (скажем, примера на умножение многочленов) и определенными действиями, соответствующими ряду общих правил («выделить из всего выражения входящие в него одночлены», «умножить одночлены» и т. п.).
Но опираясь на данные ассоциации некоторые действия могут быть ошибочны в двух случаях: 1) когда верная цепь ассоциаций актуализируется не полностью, а лишь частично; 2) когда актуализируется некоторая ошибочная ассоциация.
В таких случаях возникает вопрос: можно ли управлять процессом ассоциаций?
Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим ассоциативно-рефлексивные теории, авторами которых являются Д.Н. Богоявленский и Н.А. Менчинская. Главным образом эти теории опираются на то, что общая логика работы учителя состоит в следующем: 1) он предъявляет школьникам некоторый учебный материал для его восприятия и осознания, 2) руководит процессом формирования у них способов применения знаний, т.е. формированием по образцу умений и навыков, 3) обеспечивает творческое понимание учащимися ранее усвоенных знаний и умений. В этой логике представлены следующие стадии усвоения. Сначала организованное осознанное восприятие, затем применение воспринятого по образцу в знакомых ситуациях, конструируемых учителем, после этого творческое понимание усвоенных знаний и умений. Усвоение знаний обеспечивается объяснительно-иллюстративным (или информационно-рецептивным) методом обучения – системой последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования в основном при помощи словесного изложения и наглядных демонстраций рисунков, таблиц, моделей, приборов и т.д.. Умения и навыки формируются инструктивно-репродуктивным методом обучения – системой последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования через привлечение школьников к учебной практической деятельности: выполнению упражнений, лабораторных и практических работ. Творческое применение знаний и умений предполагает использование методов проблемного обучения – системы методов и средств, обеспечивающих возможность творческого участия школьников в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности через решение специально организованных учителем проблемных ситуаций. Методы обучения на первых двух стадиях позволяют школьникам усвоить готовые знания и овладеть образцами умений.
Учитывая вышесказанное можно проследить контуры ассоциативно-рефлекторной теории в учении. Так, первая стадия учения, связанная с восприятием (рецепцией), осознанием и запоминанием учебного материала, по своему смыслу близка к сенсорным (наглядным) компонентам ассоциативных процессов, а вторая стадия, включающая усвоение образцов умений и навыков, напоминает реактивно-двигательные компоненты этих процессов.
Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей, управление ассоциациями имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:
-восприятие учебного материала;
-его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;
-запоминание и сохранение в памяти изученного материала;
-применение усвоенного в практической деятельности.
Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:
-формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
-подача учебного материала в определенной последовательности;
-демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;
-применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.
Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:
Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:
-выделять главное;
-применять подчеркивание;
-использовать цвет;
-предлагать обратить особое внимание и т. д.
Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:
-доступным;
-логически взаимосвязанным;
-правильно понятым;
-актуализированным.
В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо:
-составление конспекта изученного;
-повторение;
-рассказ;
-объяснение;
-показ усвоенного товарищу;
-применение полученных знаний в практической деятельности.
Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.
Соблюдая данные условия можно упорядочить и научиться управлять процессом ассоциаций.