Восприятие отдельных природных явлений. Представления

Всякий учебный предмет представляет собой систему понятий, развивающихся в логической последовательности. За­дача обучения детей естествознанию состоит в том, чтобы про­водить повседневную, систематическую работу по созданию у них представлений и выработке понятий, практических умений и навы­ков. Представления и понятия будут необходимы учащимся при изучении в средней школе биологии и географии и для понимания многих явлений и процессов, происходящих в природе.

Первым этапом процесса усвоения знаний является вос­приятие природных явлений или фактов. Восприятие всегда целостно и предметно. Результат восприятия – образ предмета. Восприятие невозможно без ощущений и возникает лишь на их основе. Качество усвоения повышается, если дети подготовлены к восприятию нового путем постановки перед ними определенных задач.

Активность учащихся при восприятии повышается, если удает­ся создать проблемную ситуацию, поставив перед ними конкрет­ные вопросы: почему происходит такое природное явление? Как его можно объяснить?

Проблемная ситуация чаще всего создается правильно по­ставленными вопросами и заданиями, которые дает учитель во время наблюдений в природе, проведения опыта или практической работы. Важный момент активизации восприятия – использова­ние учителем знаний, полученных детьми ранее.

При изучении нового материала учитель обязательно должен определить, что дети уже знают об этом явлении или предмете природы. Часто младшие школьники подмечают лишь внешние, не существенные для характеристики явления признаки. Роль учителя очень велика в организации наблюдений. Надо на­учить детей видеть наиболее важные, существенные черты, харак­теризующие предмет или явление. Для этого прежде всего следует организовать наблюдения школьников за определенным конкрет­ным природным явлением или объектом. Дети при систематиче­ских и направленных наблюдениях начинают подмечать отдельные детали, а не только общие и наиболее яркие признаки объекта или природного явления. Наблюдения становятся разносторонними и целенаправленными. Постепенно дети учатся сравнивать объек­ты, делать выводы на основе наблюдений. Естественное, врож­денное стремление ребенка рассматривать новый предмет или явление, наблюдать его составляет первоначальную основу вос­приятия.

Получив от учителя задания для наблюдений, дети проводят их. В результате у них в сознании создается первичное пред­ставление о внешнем виде объекта или природного явления. Представления возникают у детей в сознании в виде наглядных образов и носят конкретный характер, но эти образы являются несколько более обобщенными.

Для углубления и расширения представления учитель ставит перед детьми вопросы, выявляющие основные свойства предмета или явления. Например, дети наблюдают осенью листопад и отвечают на вопросы: что происходит во время листо­пада? (Листья падают с деревьев.) С каких деревьев падают листья? (С лиственных деревьев.) Учитель объясняет, что через листья испаряется влага, которая поступает к ним от корней по стволу. Если зимой листья будут на деревьях, то те погибнут, так как вода в листьях замерзнет. Зачем же нужен деревьям листопад? (Чтобы не погибли лиственные деревья.) Почему же ель и сосна не сбрасывают хвою? (Потому что через хвою мало испаряется воды.) В заключение учащиеся делают вывод: листо­пад бывает осенью. Это подготовка лиственных деревьев к зимним холодам. У детей вырабатывается представление о листопаде.

Таким образом, учителю необходимо научить детей выделять в предметах или явлениях их признаки и свойств.

Затем для расширения представления необходимо научить детей срав­нивать признаки и свойства нескольких пред­метов или явлений, выясняя в них наиболее существенные особенности. Еще К.Д. Ушинский говорил, что «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления».

Например, при сравнении хвойных и лиственных деревьев уча­щиеся в первую очередь должны отметить их общие признаки: наличие корней, ствола, ветвей, листьев. Затем школьники, срав­нивая эти общие признаки, приходят к выводу, что основное от­личие в листьях: на хвойных деревьях листья имеют вид хвои.

Важным шагом в формировании представлений является вы­деление детьми самых существенных признаков предмета. Так, например, они должны подчеркнуть, что все лиственные деревья имеют листья, а хвойные – хвою. Ребенку необходимо пояснить, что изменение несу­щественных признаков или свойств предмета не влияет на принад­лежность данного предмета к определенному понятию. Лиственное дерево может быть высоким или низким, толстым или тонким, иметь большую или небольшую крону, но оно все равно остается лиственным, а не хвойным деревом.

Далее учитель должен научить детей распознавать предметы по их существенным признакам. Так, например, называя один или несколько существенных признаков предмета, учитель пред­лагает учащимся назвать сам предмет: невысокое растение, имеет несколько тонких стволов, на ветках может быть хвоя или обыч­ные листья. (Кустарник.) Таким образом существенные признаки предмета помогли уча­щимся правильно определить сам предмет.