Терминологии из других источников (в РФ издано более 300 ГОСТ в области ИТ).

Так при определении концептуальных подходов информатизации России [2] под информационными и коммуникационными технологиями понимается комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.

Анализ сферы внедрения систем и средств обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий (информационных) раскрывает составляющие компоненты ИТ - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные, функционирующих на объектах информатизации. Традиционно это объекты в производственных сферах микроэлектроники, производства компьютеров и программного обеспечения, связи и телефонии и др. Кроме того, к ИТ относят результаты и феномены, связанные с внедрением названных обеспечивающих средств и технологий в экономику ("информатизация"), социальную структуру ("информационное общество"), государство ("электронное правительство"), образование (базовое и профессиональное), культуру и т.д. [2].

Информационная технология, как объект и предмет теоретических дисциплин по изучению процесса информатизации,входитв состав науки информатика. В структуре дисциплины информатика выделяются компоненты физического, логического и прикладного уровня. На физическом уровне изучаются аппаратно-программные средства вычислительной техники и средства связи. На логическом уровне изучаются технологии переработки информационных процессов, то есть информационные технологии. На третьем, прикладном (или пользовательском) уровне рассматриваются вопросы использования информационной технологии при создании и эксплуатации информационных систем. Таким образом, информационная технология представляет собой логически упорядочненную переработку информационных процессов .

Согласно ряда источников, понятие информационные технологии (англ. information technology, IT) может трактоваться как:

1. Широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления, накопления, обработки и передачи информации [5];

2. Приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (из п. 4 Прил. 1 ГОСТ 34.003-90 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения) [6];

3. Совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей [7];.

4. Процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Этот процесс состоит из четко регламентированной последовательности выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися на компьютерах. Основная цель информационной технологии - в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию [8].

5 Представленное в проектной форме концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной информационный процесс для экономии затрат труда, энергии или материальных ресурсов. [9].

 

Для определения содержания понятия информационные технологии в сфере информатизации экономики целесообразно связать данное понятие с понятием информационный ресурс, и не только в трактовке Законов [1, 3, 4], но и в трактовке сферы экономических отношений.

В наиболее общем случае, содержание понятия информационный ресурс рассматривается как совокупность научных знаний, открытий, изобретений, информаций об объекте, которые могут быть использованы для его изучения и управления его свойствами и характеристиками.

В современной постиндустриальной рыночной экономике информационные ресурсы хозяйствующих или административных субъектов могут рассматриваться как совокупность видов информации, отражающих состояние и уровень развития их производственных ресурсов (природные, материальные, трудовые, финансовые).

Развитие промышленного или городского хозяйства, осуществляется посредством реализации на данном хозяйствующем субъекте технологий (стратегия, тактика, методы, операции) в сфере производственных ресурсов. Формализованное, логически связанное описание технологий хозяйствующего субъекта в сфере производственных ресурсов формирует их представление в форме информационных процессов в сфере информационных ресурсов.

При формализованном описании целей преобразования информационного ресурса, отражающих цели преобразования производственных ресурсов можно говорить о наличии определенной целевой функции в области экономического развития хозяйствующего субъекта.

 

Обобщая вышеприведенные понятия можно дать ряд определений применимых в сфере информатизации экономики хозяйствующих субъектов:

· Информационная среда - совокупность видов информаций и информационных процессов, отражающих технологии функционирования и степень эффективности использования информационного ресурса, хозяйствующего субъекта;

· Информационные технологии - инструментарий для преобразования информационного ресурса хозяйствующего субъекта в соответствии с целевой функцией его экономического развития и состоящий из упорядоченного набора информационных процессов;

· Информационный продукт - результат использования информационных технологий на хозяйствующем субъекте, применяемый либо в рамках конкретной информационной среды хозяйствующего субъекта, либо в рамках различных видов информационных сред предприятий и муниципальных образований. В последнем случае информационный продукт обладает свойствами универсальности.

При трансформации информационной технологии в информационный продукт формируются и конкретизируются компоненты информационной технологии: аппаратное (технические средства), программное (инструментальные средства), математическое и информационное обеспечение.


ЛЕКЦИЯ № 3: Эволюция информационных технологий. Классификация и свойства информационных технологий

В соответствии с различным функциональной направленостью ИТ история и этапы ее развития строятся исходя из различных предпосылок.

Так в качестве отправной точки зарождения ИТ, при ее рассмотрении как технологии накопления и концентрации формализованных знаний, в качестве первого этапа рассматривается, например, возникновение письменности. Второй этап развития ИТ, в данном контексте - возникновение книгопечатания. Третий этап развития ИТ - создание электронно- вычислительных машин.

При выделении этапов развития информационных технологий в сфере информатизации экономики хозяйствующих субъектов, будем опираться на содержание ИТ в процессе ее трансформации в информационный продукт и соответственно с позиций эволюции компонент ИТ в области аппаратных средств вычислительной техники, программного, математического и информационного обеспечения.

Первый этап развития ИТ (1950-1960-е годы), связан с возникновением первых ЭВМ. ИТ по своему содержанию представляли собой процессы получения результатов посредством расчетов и вычислений на ЭВМ задач в научной и в проектно-конструкторской деятельности.

Аппаратное обеспечение ИТ - низкопроизводительные ЭВМ не позволяющие решать в реальном масштабе времени сложные задачи в сфере экономики и производства.

В области программного обеспечения (ПО) - программы, в основе которых лежат машинные языки низкого уровня, представляли собой уникальный продукт и создавались узкими специалистам по программированию (программистами). В области информационного обеспечения – этап характеризуется тем, что ЭВМ доступна только специалистам-профессионалам.

 

Второй этап развития ИТ (1960-1990-е годы), можно охарактеризовать как период их внедрения в сферу экономики и в сферу производства посредством решения комплекса задач на базе автоматизированных систем управления (АСУ) различных конфигураций и назначений.

Этап предопределяется созданием и развитием высокопроизводительных компонентов ИТ.

В области аппаратного обеспечения (АО) ИТ этап характеризуется революционным развитием средств вычислительной и телекоммуникационной техники: универсальных ЭВМ единого ряда мини ЭВМ, персональных компьютеров (ПК), сетевой организации ЭВМ (локальные, глобальные сети).

В области программного обеспечения (ПО) - созданием, развитием и становлением операционных систем ЭВМ, пользовательских языков высокого уровня, пакетов прикладных программ как универсального информационного продукта.

Центр тяжести технологических решений в ПО переносятся на создания средств взаимодействия пользователей с ЭВМ при создании программного продукта.

В области информационного обеспечения (ИО) создаются базы данных, базы знаний, экспертные системы. Ключевое звено новой информационной технологии - представление и обработка знаний.

Автоматизированные Системы Управления (АСУ) реально начинают использоваться во всех отраслях для обработки данных и формирования отчетности, в том числе, государственной. Однако в большинстве случаев, в тот период реально Вычислительные Центры предприятий и организаций рассматривались руководителями как некие обслуживающие подразделения, наполненные специфическим инженерно-техническим персоналом. Эти центры были отстранены от основных бизнес-процессов организаций и предприятий. Сотрудники ВЦ занимались обслуживанием ЭВМ и за редким исключенияем, никакого отношения к АСУ не имели.

Третий этап (1990 г.- по настоящее время) - представляет качественный скачек технологии разработки программного обеспечения. ИТ стали вторгаться в основную деятельность организаций – они пришли на рабочие места руководителей и сотрудников в виде Автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов БД. СУБД. Роль ИТ изменилась: из обслуживающей она превратилась в стратегическую. ИТ стали источниками новых конкурентных преимуществ и средствами их сохранения. ИТ, стали также источниками возникновения принципиально новых видов бизнеса и новых взглядов на методы корпоративного управления, на организацию компаний, действующих на глобальных рынках в условиях глобальной конкуренции.

С середины 90-х начался и продолжается до сих пор продолжается этап развития индустрии ИТ, который можно назвать революционным подходом к управлению ИТ на базе использования стандартов ИТ.

CobIT – стандарт управления ИТ, созданный Ассоциацией контроля и аудита систем (Information Systems Audit and Control Association - ISACA) и Институтом руководства ИТ (IT Governance Institute – ITGI, США) в 1992 году. Он предоставляет менеджерам, аудиторам и ИТ пользователям набор утверждённых метрик, процессов и лучших практик с целью помочь им в извлечении максимальной выгоды от использования информационных технологий и для разработки соответствующего руководства и контроля ИТ в компании. Первая редакция Cobit увидела свет в 1996 году. В настоящее время используется версия Cobit 4.1, выпущенная в мае 2007 года.

 

 

Классификация информационных технологий

В настоящее время наиболее распространенными видами информационных технологий являются:

· информационная технология обработки данных, предназначенная для решения хорошо структурированных экономических и технологических задач хозяйствующего субъекта, основными компонентами которой являются информационные базы данных (БД), системы управления базами данных (СУБД);

· информационная технология управления, предназначенная для анализа хозяйственной деятельности, для построения систем принятия управленческих решений руководителями хозяйствующих субъектов, основанная на системе информационной отчетности, компонентами которой также являются базы данных;

· информационная технология автоматизации офиса, предназначенная для повышения эффективности формирования документооборота в управленческих структурах (офисах) хозяйствующих субъектов и организаций, компонентами которой является базы данных, автоматизированные рабочие места специалистов (АРМ), делает возможным создание в ней электронного офиса;

· информационная технология поддержки принятия решения, предназначенная для выработки управленческих решений в условиях плохо формализованных экономических и технологических задач хозяйствующих субъектов и организаций. Компонентами технологии является экономико - математические методы и модели различных ситуаций, прикладные программы;

· информационная технология экспертных систем, предназначенная для выработки управленческих решений в условиях плохо формализованных экономических и технологических задач хозяйствующих субъектов и организаций, основанная на построении моделей знаний об объекте, полученных от специалистов-экспертов предметной области. Компонентами технологии являются модели, технические и программные средства экспертных систем.