Наука, научный метод, научность знания

Лекция 1

 

В наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам. … наука – это одно из наиболее знаменательных явлений в истории человеческой деятельности. ... не может быть истории идей, которая исключала бы историю научных идей».

К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1991, с.327-328.

 

Дисциплина «Концепции современного естествознания»

 

«Концепции современного естествознания» (КСЕ) – университетская дисциплина для гуманитарных и социально-экономических направлений; на уровне научных концепций знакомит с окружающим материальным миром и Вселенной в целом в рамках основополагающих идей и системы взглядов.

Цель

- показать целостное видение мира в форме картин мира, представляющих собой синтез мудрости древних цивилизаций, философско-социогуманитарных и естественных наук (в первую очередь, физики, астрономии, химии и биологии);

- расширить мировоззренческие границы гуманитарного образования достижениями в познании естественных наук.

- показать эволюционные процессы во Вселенной, живой и неживой природе и в человеческом обществе.

Концепции означают определенный способ понимания (точку зрения) обобщений, гипотез, законов, принципов, теорий, выражающих сущность изучаемых объектов, явлений и процессов.

Концепции – это системы ассоциаций и понятий, которые формируются в процессе развитии нашего сознания.

История естествознания связана с научными революциями, которые приводили к смене парадигм познания, появлению новых научных картин мира, изменению норм и идеалов самого познания.

Современный этап человеческого сознания и познания связан с новейшими достижениями в понимании времени, пространства и движения материи.

Концепции современного естествознания (т.е. XX в.) отражают в целом историю науки, уровень современных технологий в различных сферах деятельности человека, возможности научно-технического прогресса, связанного с естественными науками.

Современное естествознание - это модель интеграции наук XX в., построенная на эволюционно-синергетической парадигме, рассматривающей эволюцию материального мира (живой и неживой материи) как самоорганизацию материи во Вселенной.

Эволюционно-синергетический подход способствует осознанию закономерностей эволюции материи – от момента возникновения самой Вселенной (13,7 млрд лет назад) и жизни в ней (3,8 млрд лет назад), до возникновения и эволюции человека на Земле (начало эволюции около 2-х млн. лет назад).

Видение мира представляется в единстве микро-, макро- и мегамиров; физической, химической, биологической и социальной эволюции материи.

Эволюционно-синергетическая парадигма начинает доминировать и в духовном, гуманитарном мире человека, проникает в науки о самом человеке и обществе.

«Всплеск в последнее время астрологии, парапсихологии и прочей псевдонаучной галиматьи не может не сказаться на формировании сознания человека в XXI веке. Если мы хотим принадлежать к роду homo sapiens, то система образования должна содействовать развитию … мышления … и формированию духовности».