Структура сюжетно-ролевой игры

1. Центр игры – роль, которую берет на себя ребенок. При этом ребенок действует как взрослый, как бы отождествляя себя с ним. Роль воплощает в себе связь ребенка с обществом. Д.Б.Эльконин предложил рассматривать роль как основную единицу игры, которая осуществляется в игровом действии, а не в уме.

2. Сюжет- область социальной действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, магазин). Сюжет отражает конкретные условия жизни ребенка (в разные исторические эпохи в зависимости от социальных, семейных, бытовых условий). Основной источник сюжетов ролевых игр – знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых. Современные негативные тенденции – снижение уровня ролевых игр; примитивность и однообразие сюжетов; воспроизведение в играх сюжетов и ролей из телесериалов. Причиной такого состояния является то, что ребенок все более отдаляется от взрослых, не видит и не понимает их деятельности; проводит много времени у телевизора.

3. Содержание – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. В содержании выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей, т.е. то, что «вливается» в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не только сюжет, но прежде всего содержание игр (например, игра в семью может иметь разное содержание). Таким образом, игра возникает из условий жизни ребенка в обществе, но и отражает их.

4. Игровые действия – действия со значением, которые носят изобразительный характер.

5. Воображаемая ситуация («как будто») – игровое поведение, которое рождает игровые действия.

6. Правила игры – предписания, которые устанавливают логический порядок игры.

7. Выигрыш (результат) – то, как осуществляется роль; удовольствие и положительные эмоции; в подвижных играх – победа, соперничество, которое является внутренней пружиной игровых действий.

Таким образом, игра является свободной, непринужденной, приносящей максимальное удовольствие деятельностью. Но именно в игре ребенок быстрее всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Взяв на себя роль в игре, ребенок принимает на себя систему жесткой необходимости выполнения определенных действий, т.к. свобода в игре – относительна. Но ребенок берет на себя эти ограничения добровольно, и подчинение принятому закону доставляет ему максимум удовольствия (преодоление непосредственных побуждений).

До начала игрового взаимодействия в группе существует сложившаяся система взаимоотношений, в которой ребенок занимает тот или иной статус. Эти реальные внутригрупповые взаимоотношения определяют роли играющих.