Проверочные расчеты подшипников и валов.

· Проверочный расчет подшипников на тихоходном валу редуктора:

1. Выбираем схему установки подшипников враспор.

Рисунок 3 – Схема установки подшипников.

 

Rr1=RС=8406,1 H (п.2.10);

Rr2=RD=7129,7 H (п.2.10);

Rа1, Rа2 – осевые нагрузки подшипников, Н;

RS1, RS2 – осевые составляющие радиальных нагрузок, Н;

Fа2= Н (п. 2.5).

 

2. Определяем осевые составляющие радиальных нагрузок, Н:

 

(109)

 

(110)

 

где е = 0,41 (п.2.6) коэффициент влияния осевого нагружения.

 

 

 

3. Определяем осевые нагрузки подшипников, Н:

 

Так как RS1 RS2 и Fа2≥ 0, то нагрузки равны:

 

(111)

 

(112)

 

 

4. Определяем отношение осевых и радиальных сил и сравнить их с коэффициентом e:

 

(113)

 

 

 

(114)

 

 

 

где V =1 – коэффициент вращения.

 

В зависимости от этих отношений определяем эквивалентные динамические нагрузки для каждого из подшипников, Н:

 

(115)

 

где КБ=1,1 –коэффициент безопасности;

КТ=1 – температурный коэффициент.

 

 

(116)

 

где Х=0,4;

Y=1,624 – коэффициент осевой нагрузки.

 

 

5. Определяем динамическую грузоподъемность подшипника, имеющего большую эквивалентную нагрузку и сравниваем ее с базовой грузоподъемностью.

 

(117)

 

где =8000 ч - срок службы редуктора (п.1);

ω=7,5 с-1 (п. 2.1);

Сr=119 кН (п. 2.6);

m=3,3.

 

 

25426 Н < 57900 Н – подшипник пригоден.

 

 

6. Определяем базовую долговечность окончательно выбранного подшипника и сравниваем ее с требуемой долговечностью, ч:

 

(118)

 

 

123243 ч > 8000 ч

 

 

· Проверочный расчет валов:

 

Тихоходный вал редуктора испытывает максимальные изгибающие моменты в точках 2 и 3 (п. 2.10; Рис. 2). Поэтому расчет ведем для них. Вначале определяем наиболее опасное сечение:

 

Сечение в т. 2 (круглое сплошное):

Определяем осевой момент сопротивления сечения вала, мм3:

 

(119)

 

где d2=55 мм (п.2.6).

 

 

Определяем полярный момент сопротивления сечения вала, мм3:

 

(120)

 

 

Нормальные напряжения в опасных сечениях вала изменяются по симметричному циклу и определяются, Н/мм2:

 

(121)

 

где М2=567 Нм (п.2.10).

 

 

Касательное напряжение, Н/мм2:

 

(122)

 

где Т2=348,48 Нм (п.2.1).

 

 

Сечение в т. 3 (ступень со шпоночной канавкой):

Определяем осевой момент сопротивления сечения вала, мм3:

 

(123)

 

где d3=78 мм (п.2.6.2);

t1=9 мм (п. 2.9.3);

b=22 мм (п. 2.9.3).

 

 

Определяем полярный момент сопротивления сечения вала, мм3:

 

(124)

 

 

Определяем нормальные напряжения в опасных сечениях вала изменяются по симметричному циклу, Н/мм2:

 

(125)

 

где М3=456 Нм (п.2.10).

 

 

Определяем касательное напряжение, Н/мм2:

 

(126)

 

где Т2=348,48 Нм (п.2.1).

 

Из данных расчетов видим, что сечение в т. 2 наиболее опасно, поэтому дальнейший расчет ведем для него.

 

Определяем коэффициент концентрации нормальных напряжений в расчетном сечении вала:

 

(127)

 

где Кσ=2,45 – эффективный коэффициент концентрации напряжений;

Кd=0,81 – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения;

КF=1– коэффициент влияния шероховатости;

Кy=2,4 – коэффициент поверхностного упрочнения.

 

 

Определяем коэффициент концентрации касательных напряжений в расчетном сечении вала:

 

(128)

 

где Кτ=2,25 – эффективный коэффициент концентрации напряжений.

 

 

Определяем пределы выносливости по напряжениям изгиба в расчетном сечение, Н/мм2:

 

(129)

 

где σ-1=380 Н/мм2 (п. 2.5).

 

 

Определяем пределы выносливости по напряжениям кручения в расчетном сечении, Н/мм2:

 

(130)

 

(131)

 

 

 

Определяем коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

 

(132)

 

 

Определяем коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям

:

(133)

 

 

Определяем общий коэффициент запаса прочности в расчетном сечении:

 

(134)

 

 

8,6 ≥ 1,6…2,1 – проверочный расчет на прочность выполняется.