Теории игры и ее происхождения

1. Биогенетическое направление: С.Холл, Г.Спенсер, З.Фрей, Ж.Пиаже (теория рекапитуляции, теория избытка нервных сил, теория функционального удовольствия и врожденных рефлексов).

С позиций психоанализа, игра – это механизм выхода запрещенных влечений, форма сублимации. В период детства ребенок подвергается различным травмам: рождения, отнятия от груди, «неверности» любимой матери, наказаний. Все эти травмы препятствуют удовлетворению детской сексуальности. Поэтому детство – тяжелый и опасный период, чреватый невротическими отклонениями. Игра является естественным терапевтически средством против возможных неврозов. Повторяя в игре свои травматические переживания, ребенок овладевает ими и изживет их.

Ж.Пиаже отмечает, что ребенок одновременно живет в двух мирах – в своем, детском мире игры и мире взрослой реальности.

З.Фрейд и Ж.Пиаже подчеркивают: изначальная борьба ребенка и общества, мир взрослых и мир ребенка противостоят друг другу как враждебные силы.

Несостоятельность теорий биогенетического направления в том, что игра имеет свои особенности у детей, живущих в разных географических, экономических и культурных условиях. Исследования показали, что детская игра не всегда сопровождает детство и имеет историческую и социальную природу, а не биологическую (например, дети из племени аруака, которые не играют ни в какие игры). даже в случае противостояния взрослому (кризис 3-х лет) взрослый совершенно необходим ребенку, т.к. он живет в обществе людей и остановке человеческих предметов. Специфика детского мира заключается не во враждебности миру взрослых, а в особых способах существования в нем (не уход от мира взрослых, а способ вхождения в него).

 

2. Концепция происхождения игры Д.Б.Эльконина.

Игра возникает на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять участие в системе общественного труда и возникает пустой промежуток, который ребенок заполняет игровыми действиями. Т.е. ребенок стремится к участию в жизни взрослых, но не может сделать это непосредственно в силу сложности орудий труда для ребенка.

В примитивных обществах, когда орудия труда примитивные и дети удовлетворяют свои потребности, принимая участие в трудовой деятельности, - объективные условия для возникновения игры отсутствуют. Ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Таким образом, сюжетно-ролевая игра социальна по своему происхождению и природе, т.е. ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе.