ПОПРОБУЙТЕ, ДВИГАЙТЕСЬ И ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО УБЕ­ДИТЕСЬ В ЭТОМ!

Танцевально-двигательные и телесно-ори­ентированные техники

 

Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведение проявляют через движение. Взрослые часто завидуют малышам: «Сколько же в ребенке энергии, постоянно бегает, суетится, прыгает и скачет! Откуда в нем столько сил?»

Чем младше ребенок, тем больше степеней сво­боды и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения» поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпе­чатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела - самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «от­печатков», напряжений и зажимов. Имеются в виду не только физические наказания, раны и травмы, но и психологические зажимы на теле, образующиеся в результате переживаний и эмоци­ональных проблем.

Тревожный, робкий, скрытный ребенок к 5—6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвиж­ным и пассивным.

У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь пси­хики и тела очевидна.

Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому родители могут использовать в развитии ребенка не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевательные методы. Далее приводятся некоторые упражнения, развивающие пластику, гибкость, лег­кость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущения свободы и радости, способству­ющие игровой инициативе, стимулирующие мотор­ное и эмоциональное самовыражение. Для выпол­нения упражнений необходима музыка разных тем­пов. Совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия детей и родителей способст­вуют укреплению эмоциональных контактов, взаи­мопониманию и доверию.

НАУЧИВШИСЬ СВОБОДНО ДВИГАТЬСЯ, ВЫ ОТКРОЕТЕ В СЕБЕ И РЕБЕНКЕ ТВОРЦА!Кроме того, выполняя их вы почувствуете, что в них гармонично соединяются техники, направленные и на развитие общительно­сти, сплочение, выход агрессии и страхов, на снятие психо-эмоционального напряжения.

 

 

«Сочини свой танец» (для детей с 6 лет)

Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (быстрой или медленной) он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и далее по кругу.

«Подари движение»

Участники встают в круг. Звучит веселая му­зыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15—20 секунд. Все остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и далее подобное продолжается по кругу.

 

«Танец пяти движений»

(Габриэла Рот, для детей с 5 лет)

Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительностью 1 минута каждого темпа.

1. «Течение воды» - плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения. 1 минута.

2. «Переход через чащу» — импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов. 1 минута.

3. «Сломанная кукла» — неструктурированная му­зыка, хаотичный набор звуков, вытряхиваю­щие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»). 1 минута.

4. «Полет бабочек» - лирическая, плавная му­зыка, тонкие, изящные, нежные движения. 1 минута.

5. «Покой» - спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса - стояние без движений, «слушание» своего тела.

замечание: После окончания упражнения пого­ворите с детьми, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

«Свободный танец» (для детей с 5 лет)

Детям предлагается под музыку с закрытыми глазами танцевать, выполняя любые, какие им хо­чется, движения, не мешая друг другу.

ЗАМЕЧАНИЕ: Ритм, громкость музыки лучше пе­риодически менять.

«Джаз тела» (Габриэла Рот, для детей с 5 лет)

Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения толь­ко головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее - движения рук в локтях, потом — в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее - ступнями.

А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра 4- колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

«Веселая зарядка»

(Афонькин С. Ю., для детей с 4 лет)

Ведущий рассказывает, а все остальные показывают в движении.

«Чтобы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину (дети «спят»). Каждый из вас - хозяин своего тела. Вы можете его «завести» и «выключить». Давайте попробуем. Вы проснувшиеся котята - потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки. А сейчас вы - упавшие на спину божьи коровки. Лапки кверху, постарайтесь перекатиться со спины на лапки. А вот вы крадущиеся в джунглях тигры. Станем осенним листочком, качающимся на ветру. Полетаем, как оторвавшийся листочек. Вдохнем поглубже и пре­вратимся в воздушные шарики, попробуем под­прыгнуть и взлететь мягко и плавно. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы маятники, тяжелые, громоздкие, покачаемся из стороны в сторону. А сейчас мы пилоты, заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем. Изогнемся, как лук индейца, и станем упругими. Какая из ваших ног сегодня больше и выше попрыгает? А сколько раз выше попрыгает? А сколько раз вы присядете, срывая цветок? Молодцы!»

 

«Походка и настроение» (для детей с 4 лет)

Ведущий показывает движения и просит изобра­зить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осто­рожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассе­янный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

«Водный карнавал» (для детей с 4 лет)

Ведущий предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушек, крабов, морских коньков и т. д. Звучит плавная музыка — морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь (ведущий) хвалит особо понравившихся ему танцоров.

 

«Воздушный бал» (для детей с 4 лет)

Ведущий предлагает превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие «ле­тают», кружатся, прыгают высоко вверх. Всем легко, весело, радостно.

 

«Дискотека кузнечиков » (для детей с 4 лет)

Ведущий предлагает всем превратиться в кузне­чиков-попрыгунчиков. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по «полю».

«Танец огня» (для детей 5 лет)

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки под­нимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (на цы­почках танцуют), то ниже (приседают и покачива­ются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

«Зеркальный танец» (для детей с 5 лет)

Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движе­ния другого. Затем пары меняются ролями.

«Танец морских волн» (для детей с 6 лет)

Участники выстраиваются в одну линию и раз­биваются на первый и второй. Ведущий -- «ветер» -включает спокойную музыку и «дирижирует» вол­нами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки вторые. Море может быть спокойным - - рука на уровне груди.

Волны могут быть мелкими, могут быть больши­ми — тогда ведущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются вы­ше и опускаются ниже.

замечание: Красота «танца морских волн» во многом зависит от «дирижера-ветра».

 

Этюд «Из семени в дерево» (для детей с 4 лет)

Ведущий-«садовник» предлагает детям превра­титься в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к се­менам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. (Поднимаются.) У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный мо­мент, и бутоны лопаются (резко разжимаются ку­лачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончи­ками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, кло­нится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять пре­вратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет!

 

Этюд «Потянулись — сломались»

(Баскаков, для детей с 4 лет)

Исходное положение стоя, руки и все тело уст­ремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... А теперь наши ладони как бы сломались, повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол... лежим, отдыхаем, хорошо».

ЗАМЕЧАНИЕ: Когда дети отдыхают на полу, веду­щий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, помочь снять «зажимы».

Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары. Один надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой — «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняется вперед, на выдох произносит: «С-с-с». Кукла мед­ленно наполняется воздухом, распрямляется, твер­деет - она надута. Затем «куклу» сдувают, нажав несильно ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с», она опять «опадает».

Пары меняются ролями.

Этюд «Строители» (для детей с 5 лет)

Участники выстраиваются в одну линию. Веду­щий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т. д.:

— тяжелое ведро с цементом;

— легкую кисточку;

— кирпич;

— огромную тяжелую доску;

— гвоздик;

— молоток.

 

замечание: Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица «строи­телей» соответствовали тяжести и объему передава­емых « материалов ».

Этюд «Пробуждение на деревенском дворе»

(для детей с 5 лет)

Ведущий приглашает всех на деревенский двор в качестве обитателей. Раннее утро. Все превра­щаются в домашних животных и изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо подняв голову, прохаживается по двору, заложив руки за спину, петух и кричит: «Ку-ка-реку»! А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает мордочку, ушки, плечики, приговаривая: «Мяу!» Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои перышки, приветливо покрякивая: «Кря-кря». Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая головой в разные стороны, приветствуя: «Га-га». Хрюшка, повалившись в луже на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, прищуривает удивленно глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?» Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо (ладош­кой), поднимает голову и второе ухо и радостно ржет: «И-го-го!» Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко». Все просну­лись!

С добрым утром!

замечание;

1. Дети могут многие движения придумывать сами.

2. Сначала этюд отрабатывается по отдельным жи­вотным. Со временем, когда участники отрепети­руют разные роли, пробуждение лучше делать одновременно, распределив заранее роли.

 

«Ожерелье» (для детей с 5 лет)

Участники встают в плотный круг. Они — бусинки красивого ожерелья, тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга, бегают по шее хозяйки, так же плотно прижавшись. Ведущий подходит к «ожерелью» и пытается «разорвать» его. Если ему это удается, бусинки «рассыпаются» по полу и катаются по нему. Ведущий ловит их, по очереди крепко держа за руку первую, та -- вторую пойманную ведущим, третью и т. д., пока не соберет снова все ожерелье и не сделает его плотным и крепким. Первая пойманная бусинка становится ве­дущим.

«Лес» (для детей с 5 лет)

Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превра­тимся в лес. Как ваше растение реагирует на:

- тихий, нежный ветерок;

- сильный холодный ветер;

- ураган;

- мелкий грибной дождик;

- ливень;

- очень жарко;

- ласковое солнце;

- ночь;

- град;

- заморозки».

 

Этюд «Согласованные действия»

ля детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:

- пилка дров;

- гребля в лодке;

- перемотка ниток;

- перетягивание каната;

- передача хрустального стакана; - парный танец.

«Огонь — лед» (для детей с 4 лет)

По команде ведущего: «Огонь!» - стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.

По команде: «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.