ПРАВИЛО 5

ПРАВИЛО 4

ПРАВИЛО 3

Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т. е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ре­бенка.

Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.

После того как ребенок закончит рисунок, обя­зательно спросите его, «кто есть кто» на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если количество персонажей равно количеству членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть изображен вымышленный персонаж. Например, Дед Мороз или фея.

Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка, он удовлет­воряет их в своей фантазии, в воображаемых отно­шениях.

Если вы встретились с таким персонажем, то подробно расспросите ребенка о нем так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Конечно, это не означает, что вы окажетесь в состоянии немедленно «додать» ребенку недостающее. Или что в неудовлетворенности его желаний виноваты именно вы. Например, образ феи может символи­зировать типично детскую потребность в беспре­пятственном, непрерывном и немедленном волшеб­ном удовлетворении всех возникающих у него потребностей.

Невозможность такого удовлетворения ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы научиться пола­гаться на собственные усилия.