Фантазии помогают пережить периоды деприваций (лишений чего-либо)».

 

Родители переехали в другой район. 6-летний мальчик тяжело переживает разрыв с друзьями по садику и двору, грустит, совсем не играет, сидит и смотрит в окно. Родители чувствуют, как ему оди­ноко, но мало чем могут помочь, отдают его в новый детский сад, знакомят с соседями. Но ребенок замыкается еще больше. Из подвижного и общи­тельного он превращается в грустного и закрытого. Уходит в свою новую комнату, не трогает игрушки, а просто сидит. Родителям не стоит тормошить его. Он фантазирует, и проблемы, кажущиеся ребенку неразрешимыми, уходят, появляется надежда, которая и спасает от отчаяния. Все наладится, и мальчик найдет новых друзей. Каждому из нас необходима определенная свобода в собственных мыслях, и же­лание побыть наедине естественно как для взрослого, так и для ребенка.

Для ребенка, который правильно развивается, не лишен способностей общаться и действовать, одиночество время, когда он может мечтать о

своем, а это очень важно для его духовного развития, фантазия необходимое условие освобождения от постоянного контроля и вмешательства взрослых.

«Фантазия — один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире».

Наиболее ярко фантазия проявляется в детской ролевой игре. Изображая маму, папу, врача, воспи­тателя и других людей, ребенок как бы готовит себя к будущему, к взрослой жизни, «примеряет» на себе взрослые роли.

Проигрывание фантастических ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отно­шениями со сверстниками и взрослыми. Всю жизнь, естественно, * прорепетировать» нельзя, но игровые фантазии помогают быть готовыми к травмирую­щим событиям, выработать механизмы психологи­ческой защиты, преодолеть страхи и решать са­мостоятельно свои проблемы. Огромную помощь в реализации детских фантазий оказывают ребенку игрушки об этом вы прочитаете далее.

«И, наконец, — фантазия — источник творчества».

Фантазеры изменяют мир, творят стихи, музыку, картины, делают невероятные открытия. Если бы наши дети все делали только по образцу, только по указанию взрослого, то мы не смогли бы на­слаждаться их сказками, небылицами, необычными рисунками. Все они были бы похожи друг на друга.

Хочется привести пример, который ярко демонстрирует родителям динамику превращения фанта­зии в серьезное нарушение психо-эмоционального развития.

У 6-летней Даши мама и папа очень умные, а бабушка, с которой они вместе живут, умнее всех их вместе взятых. Дашенька еще не ходит в школу, но уже умеет писать, считать она тоже очень умная. И вот в этой «образцовой» семье начинают происходить странные вещи — Даша на глазах превращается в лгунью, совсем не хочет заниматься музыкой и английским, нашла себе какую-то глупенькую подружку на 1,5 года ее младше, шепчутся, уединяются, совсем ребенок от рук отбивается. *Вот уже дважды, рассказывает далее мама, — я по ночам заставала Дашу крадущейся по дому, одетой, а на столе находила немыслимые записки:

 

 

Что же такое, что случилось с нашим ребенком? Это все ее фантазии, как их убрать?»

В долгом и трудном разговоре с мамой удалось выяснить причины поведения девочки.

Бабушка (свекровь) и мама 15 лет живут в условиях «скрытых военных действий», борясь за собственное превосходство. Папа — между двух огней. В этом невидимом «перекрестном огне» живет и Даша. Основная сила ударов сосредоточена на про­цессе воспитания девочки. Бабушка-учительница счи­тает так, а мама иначе. Раздираемая психика ребенка не выдерживает подобной атаки. Не в силах спрятаться от подобной «бомбежки», девочка ищет выход в своих фантазиях. Любимая сказка Даши - «Маугли», а пантера Багира — символ независимости и свободы. Именно поэтому она отождествляет в своих фантазиях себя с этим сильным, гибким и гордым животным. Маленькая подружка из небла­гополучной соседской семьи - это ее Маугли, опе­каемое и любимое ею существо. Им хорошо вместе -все свои положительные эмоции Даша-пантера отдает подружке-Маугли. Но что-то плохо им обеим в домашних джунглях, и они решаются бежать, бежать от взрослых, не способных понять и помочь им, в свой мир фантазий, где им вместе будет спокойно

и радостно.

Трудно было маме принять и понять истинные причины серьезного эмоционального расстройства у ребенка. Фантазии до определенного момента были сигналом неблагополучия, но незнание их значения в процессе эмоционального развития привело к серь­езным проблемам.

Милые родители, ПРИСЛУШАЙТЕСЬ к детским фан­тазиям, разберитесь в них, ведь вы уже поняли, что они не бывают случайными? Призванные творить, они нередко сигнализируют взрослым о детских бедах и проблемах.

Рисуноксемьи — тест на определение эмоционального благополучия ребенка

Хотите глубже понять своего ребенка, его восп­риятие окружающего мира, семьи и вас самих?

С 5 лет вы можете провести рисуночный тест «Моя семья». Он основан на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, видя казалось бы то же, что и взрослые, не воспринимают происходящее так же, как они, не делают анало­гичные нашим выводы. Особенные детские осмысле­ния вызывают эмоциональные реакции, непонятые и непринимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, слу­чайное, создаются фантастические образы, собствен­ные «теории», версии. Опираясь на них, дети и ведут себя своеобразно. Родители, не догадываясь об этой премудрости, удивляются и беспокоятся за по­ступки и душевное развитие детей.

В книге даны правила интерпретации рисунка, разработанные известным в нашей стране и за рубежом психоаналитиком, профессором В. К. Лосе­вой, которые не доставят большой сложности для проведения теста родителями, читающими эту книгу.

Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Недоуменные вопросы: «А кого это?», «А что это такое?», «Я не хочу», - очень диагностичны, они говорят о несформированности у ребенка понятия «семья», либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. Можно попросить нарисо­вать семью зверушек.

Очень интересные творения открываются взору взрослого.

На этом рисунке ребенок очень тонко уловил особенности распределения семейных ролей. Мама — глава семьи, у нее все большое глаза, нос, а особенно рот. Им она чаще всего и пользуется в общении. Правда, глаза у мамы грустные, да и сердце цветочком прикрыто. Рук у мамы нет, ничего изменить она не может. Папа по размерам (не физическим, а в восприятии ребенка) раз в 6 меньше мамы, спокойно покачивается в верхнем левом углу. По сторонам от мамы выписаны 12-летний братец с дыбом стоящими волосами и аккуратненький, но закрытый на все пуговички сам 6-летний художник такого же роста. Маму любит слушать только папа, у него для этого ушки есть, а вот у сыночков стойкое нежелание воспринимать все, что говорят родители.

Вот такая славненькая картинка восприятия ре­бенком взаимоотношений в семье получилась.

А на следующем рисунке тоже семья. Огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке, за решеткой живет сам художник. «Мама с папой на работе, я гуляю», - постарайтесь рассмотреть автора рисунка внизу, рядом с машиной. Не правда ли, удивительно маленьким, ничтожным, одиноким чувствует себя малыш? Но как же так? А обратите внимание на цветовую гамму рисунка -только черный цвет и чуть-чуть зелененького в машине (это папа иногда его катает). Не смущают ли вас две огромные, раскинувшие «руки» антенны над чердаком? Не это ли символическое изображение ребенком его стоящих над ним родителей, подавля­ющих его чувства, запирающих его за решетку одиночества и тревоги.

Видя такой рисунок, возникает единственная мысль — ребенку плохо, ему необходимо помочь.

 

Ну, а здесь все здорово!

Семья в сборе, улыбки на лицах, все радостно протягивают руки друг другу, поддерживая и помо­гая, а как любит ребенок всех и себя в том числе, какие яркие, жизнерадостные цвета, сколько мелких, кропотливо, с любовью выписанных деталей. От этого рисунка веет радостью и свободой.

 

 

Если вы решили попросить своего ребенка вы­полнить подобное задание, то понадобится учесть следующее:

 

 

А вот и правила интерпретации: