Повторно-обобщающий.

Урок №20.

Действие вегетативной нервной системы.

  Органы. Возбуждение симпатической нервной системы. Возбуждение парасимпатической нервной системы.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.   Сердце. Артерии. Кишечник. Печень. Потовые железы. Слюнные и слёзные железы. Зрачок глаз. Бронхи. Мышцы, поднимающие волосы. Количество сахара в крови. Потребление кислорода.    
  Подсказка: “Ты испугался…” “Ты отдыхаешь…”

 

Карточки для

1,2 команды 3,4 команды
Уменьшение секреции. Расширяется. Усиливается секреция. Увеличивается. Учащает и усиливает сокращения. Уменьшается перистальтика. Расслабляются протоки. Сужаются; повышается давление. Расширяются; облегчается дыхание. Увеличивается. Сокращаются.   Уменьшается. Замедляет и ослабляет. Сужается. Уменьшается. Расслабляются. Не влияет. Сужается. Усиление секреции. Сокращаются протоки. Усиливается перистальтика. Расширяются; понижается давление.

 

Тип:Контроль знаний.

Дидактическая задача урока:Проверить прочность знаний учащихся.

Место урока в теме:Это последний урок в теме “Строение и функции отделов нервной системы”. Изучены все отделы нервной системы, их функции, строение, локализация. Выяснена их взаимосвязь. Установлена с чем связана сложное поведение человека, высшая нервная деятельность. Дано физиологическое обоснование разным типам нервной системы у человека. В ходе изучения темы, учащимися было выяснено, как человек ощущает и воспринимает происходящие явления, как он действует в ответ на них, что такое сознание человека, как оно связано с бессознательной и подсознательной сферами, какие чувства и переживания испытывает человек и как они отвечают на все воздействия. Что означает темперамент и характер человека, как формируются его способности. Этот материал поможет в усвоении тем “Анатомия и физиология внутренних органов”, “Внутренняя среда организма”, “Взаимоотношения организма и окружающей среды.”

Ценности:Жизнь. Здоровье. Познание. Коммуникативность. Компетентность.

Цели:

Образовательная: Закрепление понятий темы “Строение и функции отделов нервной системы”, учащиеся должны знать строение спинного и головного мозга, их структуры, локализацию, функции. должны уметь решать практические задачи.

 

 

Развивающая: Развитие рефлексии, познавательного интереса, формирование умения принимать решения.

 

Воспитательная: Формировать эмоционально-личностное отношение к изучаемому предмету, умение сотрудничать, развивать чувство коллективизма, доброжелательное отношение к одноклассникам.

 

Средства:

Методы: 1. По источнику передачи и восприятия информации – словесные, практические.

2. По степени самостоятельности мышления обучающихся – репродуктивные.

3. По стимулированию интереса к учению – создание ситуации.

4. Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

 

Приёмы: создание ситуации занимательности, игра-турнир.

Формы: групповая.

Оборудование: игровое поле

 

№ п/п Структура занятия Деятельность учителя (педагогическое воздействие) Деятельность учащихся (ожидаемый результат)
1.     2.     3. Организационный момент: А) приветствие; Б) учет посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих)   Постановка целей - Сегодня мы завершаем изучение темы «Строение и функции отделов нервной системы», и должны выяснить степень усвоения знаний. Для этого мы проводим урок-игру. - Вы разделитесь на группы и будете выбирать себе вопросы сами, по степени сложности. - В конце урока вы сами выставите себе оценки.     Подведение итогов (рефлексия). Отмечаются отсутствующие. Проверяются функциональные обязанности дежурных.   Организует коллективную работу по достижению общего результата. Формирует познавательный интерес у учащихся через творческое закрепление пройденного материала. Закрепляет знания полученные при изучении темы. Координирует деятельность групп. Отмечает правильные ответы на игровом поле.   Дает эмоциональную оценку деятельности групп. Поддерживает положительный настрой, благодарит всех учащихся за работу. Выставляет оценки в журнал.     Настраиваются на урок. Реализуют функциональные обязанности дежурных.   Формируют эмоционально-личностное отношение к предмету. Совершенствуют навыки коллективной работы. Выбирают тему вопроса и уровень сложности. Обсуждают, извлекают знания из долговой памяти. Отвечают. Обмениваются знаниями.   Обсуждают результаты, выставляют оценки в группах каждому участнику. Выставляют оценки в дневники.  

 

Приложение к уроку № 20

Игровое поле.

Название темы Спинной мозг Головной мозг Высшая нервная деятельность Вегетативная нервная система Доктор Айболит
Ствол мозга Промежуточный мозг Конечный мозг
1.              
2.              
3.              
4.              
5.              

 

Вопросы.

Спинной мозг:

1. Сколько спинномозговых нервов у человека? /31 пара/

2. Назовите верхнюю и нижнюю границу спинного мозга /затылочное отверстие, второй поясничный позвонок/

3. Функции спинного мозга и их характеристика? /проводниковая и рефлекторная/

4. Почему спинномозговой нерв является смешанным ? /образован передним – двигательным и задним чувствительным/

5. На какие ветви распадается спинномозговой нерв при выходе из позвоночного канала? Их функции. /задние - идущие в область спины; передние- уходящие в переднетоковые отделы туловища; оболочные возвращаются в позвоночный канал/.

 

Ствол мозга

1. Чем образован ствол мозга? /продолговатый, задний, средний мозг/

2. Сколько пар черепномозговых нервов выходят на основании мозга? /12 пар/

3. В чем проявляется сходство спинного мозга и ствола? /серое вещество представлено скоплениями нейронов- ядрами выделяют ядра преключательные, двигательные, вегетативные- аналогичные задним, передним и боковым рогам спинного мозга/.

4. Место расположения среднего мозга? /между мостом и промежуточным мозгом/

5. На какие отделы подразделяется ствол? Их функции. /основание и покрышку/.