Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Урок № 15.

Тип:Комбинированный.

 

Дидактическая задача урока:Ознакомить учащихся с новыми знаниями и закрепить изученное.

 

 

Место урока в теме:Это девятый урок в теме «Строение и функции отделов нервной системы.» На предыдущих уроках изучены спинной мозг, головной мозг и их функции, поэтому учащиеся готовы воспринять материал о высшей нервной деятельности человека и его поведении. Данный урок подводит учащихся к пониманию поведения и психики человека, врождённых и приобретённых программах поведения, о природе эмоций и мышления.

 

 

Ценности:Жизнь. Познание. Здоровье. Общение.

 

Цели:

Образовательная: Дать понятие высшей нервной деятельности, обозначить различия безусловно-рефлекторной и условно-рефлекторной деятельности, познакомить с тканями нервной системы.

 

Развивающая: Расширить кругозор и творческое мышление учащихся.

Воспитательная: Формировать активную жизненную позицию, воспитывать чувство собственного достоинства, поддержывать положительный эмоцианальный настрой.

Средства:

Методы: 1. По источнику передачи и восприятия информации – словесный.

2. По степени самостоятельности мышления обучающихся – частично-поисковые.

3. По стимулированию интереса к учению – создание ситуации занимательности.

4. Методы контроля – индивидуальный контроль, взаимоконтроль.

 

Приёмы: Беседа, создание ситуации занимательности, игра, тест.

 

Формы: Индивидуальная, фронтальная.

 

Оборудование: Таблицы «Функциональные зоны и доли коры головного мозга», бочонки для лото.

 

№ п/п Структура занятия Деятельность учителя (педагогическое воздействие) Деятельность учащихся (ожидаемый результат)
  1.     2.     3.   4.   5.     6.   7.     Организационный момент: А) приветствие; Б) учет посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих)   Актуализация знаний. Терминологический диктант. На доске записано 10 терминов по теме « Конечный мозг», учитель оценивает понятия, учащиеся подбирают термин.   Мотивация на изучение нового материала. - почему у каждого человека индивидуальная реакция на происходящее? - На чём базируется психическая деятельность человека? План урока: 1. Высшая нервная деятельность.   2. Безусловные рефлексы.     3. Условные рефлексы.   4. Типы нервной системы.     5. Темпераменты.   Изучение нового материала. 1. Беседа о высшей нервной деятельности.   2. Что такое безусловный рефлекс? Приведите примеры безусловных рефлексов.   3. Достаточно ли безусловно рефлекторной деятельности чтобы выжить в постоянно меняющейся внешней обстановке? - что позволяет человеку приспособиться к изменению обстановки? - Что такое аналитико-синтетическая деятельность? 4. Какие типы нервной системы и нервной деятельности выделил И. П. Павлов.   5. 2500 лет назад, знаменитый врач древнего мира Гиппократ подразделил людей по их темпераменту на 4 группы. Даётся характеристика каждому темпераменту. Называются великие люди имеющие разный темперамент.   Закрепление. Игра «Биологическое лото.» Учащимся выдаются листы с вопросами по теме урока.   Подведение итогов (рефлексия).   Домашнее задание. §37 изучить. Подготовиться к семинару.     Отмечаются отсутствующие. Проверяются функциональные обязанности дежурных.     Организует работу класса, побуждает учащихся к восприятию своих знаний. Убирает формализм в знаниях.     Задаёт эмоциональный тон урока. Выслушивает и корректирует ответы учащихся. Подготавливает учащихся к восприятию нового через опору на имеющееся знания о рефлекторной дуге. Подводит к теме урока. Знакомит с планом урока. Записывает тему урока на доске.   Активизирует познавательную деятельность учащихся по овладению новым материалом. Знакомит с рефлексами головного мозга, с работами И. М. Сеченова.   Создаёт условия для воспроизведения имеющихся знаний. Даёт возможность высказать своё мнение, и только после этого определение безусловного рефлекса и говорит об основных безусловных рефлексах человека.     Помогает учащимся найти правильные ответы. Исходя из разных суждений подводит к понятию условно-рефлекторной деятельности коры полушарий головного мозга. Записывает понятия анализа и синтеза.     Предлагает обратиться к тексту учебника, помогает найти нужный материал. На основании ответов выстраивает схему на доске.     Проводит тестирование по Айзенку, с целью определения типа темперамента. Учит обрабатывать тест.   Организует игру, поддерживает отвечающих, при необходимости корректирует ответы.   Провоцирует размышления учащихся над тем, что они сегодня узнали, о значимости полученной информации.   Записывает задание на доске. Напоминает о семинаре.     Настраиваются на урок. Реализуют функциональные обязанности дежурных.     Извлекают знания из долговой памяти, воспроизводят понятия темы, активизируют мыслительную деятельность.     Выборочно отвечают, дополняют друг друга, активизирует познавательную деятельность. Формируют тему урока, и определяют его цели.     Записывают тему в тетрадь.     Слушают, выделяют главное, записывают звенья головного рефлекса в тетрадь.   Вспоминают изученное. Высказываются, принимают участие в обсуждении. Записывают определение и основные безусловные рефлексы человека. Соотносят их с определениями центральной нервной системы.   Организует поиск дополнительной информации из «запасников» памяти. Записывают основные понятия в тетрадь. Формируют определение поведения.   Находят необходимую информацию работая с текстом учебника. Помогают выстроить схемы на доске, переносят их в тетрадь.     Участвуют в тестировании, обрабатывают тест, определяют свой темперамент.     Учащиеся вынимают бочонок с номером и отвечают на выбранный ими вопрос, оценивают свои знания, и знания одноклассников.     Анализируют для себя лично значимость информации данного урока. Осознают, как этот материал вписался в систему знаний.   Записывают домашнее задания в дневник. Получают индивидуальные консультации.