Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.
Урок № 15.
Тип:Комбинированный.
Дидактическая задача урока:Ознакомить учащихся с новыми знаниями и закрепить изученное.
Место урока в теме:Это девятый урок в теме «Строение и функции отделов нервной системы.» На предыдущих уроках изучены спинной мозг, головной мозг и их функции, поэтому учащиеся готовы воспринять материал о высшей нервной деятельности человека и его поведении. Данный урок подводит учащихся к пониманию поведения и психики человека, врождённых и приобретённых программах поведения, о природе эмоций и мышления.
Ценности:Жизнь. Познание. Здоровье. Общение.
Цели:
Образовательная: Дать понятие высшей нервной деятельности, обозначить различия безусловно-рефлекторной и условно-рефлекторной деятельности, познакомить с тканями нервной системы.
Развивающая: Расширить кругозор и творческое мышление учащихся.
Воспитательная: Формировать активную жизненную позицию, воспитывать чувство собственного достоинства, поддержывать положительный эмоцианальный настрой.
Средства:
Методы: 1. По источнику передачи и восприятия информации – словесный.
2. По степени самостоятельности мышления обучающихся – частично-поисковые.
3. По стимулированию интереса к учению – создание ситуации занимательности.
4. Методы контроля – индивидуальный контроль, взаимоконтроль.
Приёмы: Беседа, создание ситуации занимательности, игра, тест.
Формы: Индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: Таблицы «Функциональные зоны и доли коры головного мозга», бочонки для лото.
№ п/п | Структура занятия | Деятельность учителя (педагогическое воздействие) | Деятельность учащихся (ожидаемый результат) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Организационный момент: А) приветствие; Б) учет посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих) Актуализация знаний. Терминологический диктант. На доске записано 10 терминов по теме « Конечный мозг», учитель оценивает понятия, учащиеся подбирают термин. Мотивация на изучение нового материала. - почему у каждого человека индивидуальная реакция на происходящее? - На чём базируется психическая деятельность человека? План урока: 1. Высшая нервная деятельность. 2. Безусловные рефлексы. 3. Условные рефлексы. 4. Типы нервной системы. 5. Темпераменты. Изучение нового материала. 1. Беседа о высшей нервной деятельности. 2. Что такое безусловный рефлекс? Приведите примеры безусловных рефлексов. 3. Достаточно ли безусловно рефлекторной деятельности чтобы выжить в постоянно меняющейся внешней обстановке? - что позволяет человеку приспособиться к изменению обстановки? - Что такое аналитико-синтетическая деятельность? 4. Какие типы нервной системы и нервной деятельности выделил И. П. Павлов. 5. 2500 лет назад, знаменитый врач древнего мира Гиппократ подразделил людей по их темпераменту на 4 группы. Даётся характеристика каждому темпераменту. Называются великие люди имеющие разный темперамент. Закрепление. Игра «Биологическое лото.» Учащимся выдаются листы с вопросами по теме урока. Подведение итогов (рефлексия). Домашнее задание. §37 изучить. Подготовиться к семинару. | Отмечаются отсутствующие. Проверяются функциональные обязанности дежурных. Организует работу класса, побуждает учащихся к восприятию своих знаний. Убирает формализм в знаниях. Задаёт эмоциональный тон урока. Выслушивает и корректирует ответы учащихся. Подготавливает учащихся к восприятию нового через опору на имеющееся знания о рефлекторной дуге. Подводит к теме урока. Знакомит с планом урока. Записывает тему урока на доске. Активизирует познавательную деятельность учащихся по овладению новым материалом. Знакомит с рефлексами головного мозга, с работами И. М. Сеченова. Создаёт условия для воспроизведения имеющихся знаний. Даёт возможность высказать своё мнение, и только после этого определение безусловного рефлекса и говорит об основных безусловных рефлексах человека. Помогает учащимся найти правильные ответы. Исходя из разных суждений подводит к понятию условно-рефлекторной деятельности коры полушарий головного мозга. Записывает понятия анализа и синтеза. Предлагает обратиться к тексту учебника, помогает найти нужный материал. На основании ответов выстраивает схему на доске. Проводит тестирование по Айзенку, с целью определения типа темперамента. Учит обрабатывать тест. Организует игру, поддерживает отвечающих, при необходимости корректирует ответы. Провоцирует размышления учащихся над тем, что они сегодня узнали, о значимости полученной информации. Записывает задание на доске. Напоминает о семинаре. | Настраиваются на урок. Реализуют функциональные обязанности дежурных. Извлекают знания из долговой памяти, воспроизводят понятия темы, активизируют мыслительную деятельность. Выборочно отвечают, дополняют друг друга, активизирует познавательную деятельность. Формируют тему урока, и определяют его цели. Записывают тему в тетрадь. Слушают, выделяют главное, записывают звенья головного рефлекса в тетрадь. Вспоминают изученное. Высказываются, принимают участие в обсуждении. Записывают определение и основные безусловные рефлексы человека. Соотносят их с определениями центральной нервной системы. Организует поиск дополнительной информации из «запасников» памяти. Записывают основные понятия в тетрадь. Формируют определение поведения. Находят необходимую информацию работая с текстом учебника. Помогают выстроить схемы на доске, переносят их в тетрадь. Участвуют в тестировании, обрабатывают тест, определяют свой темперамент. Учащиеся вынимают бочонок с номером и отвечают на выбранный ими вопрос, оценивают свои знания, и знания одноклассников. Анализируют для себя лично значимость информации данного урока. Осознают, как этот материал вписался в систему знаний. Записывают домашнее задания в дневник. Получают индивидуальные консультации. |