Локализация функций в коре больших полушарий.

Урок № 14.

Тип:комбинированный.

Дидактическая задача урока:ознакомить учащихся с новыми знаниями и закрепить знания полученные на прошлом уроке.

 

 

Место урока в теме: это 8 урок в теме «Строение и функции отделов нервной системы». На предыдущих уроках учащиеся познакомились со строением конечного мозга, разобрали строение больших полушарий, выяснили роль подкорковых ядер, функции белого вещества. Узнали о проводящих путях большого мозга, изучили их классификацию. На данном уроке будет происходить изучение функций коры полушарий большого мозга, корковых анализаторов.

Изученный материал даст основу для изучения высшей нервной деятельности человека.

 

 

Ценности: Жизнь. Здоровье. Познание. Общение. Компетентность.

 

 

Цели:

Образовательные: закрепить знания о коре больших полушарий, связать строение с функциями.

 

Развивающие: внимательно слушать речь других, оценивать правильность речи.

 

Воспитательные: воспитывать умения совместной деятельности, коллективной работы.

 

 

Средства:

Методы:

1. по источнику передачи и восприятия информации- словесные, наглядные

2. по степени самостоятельности мышления обучающихся- проблемно-поисковые

3. по стимулированию интереса к учению- создание ситуации занимательности, поисковая игра

4. методы контроля- самоконтроль, взаимоконтроль, индивидуальные контроль, устные ответы.

 

 

Приемы: беседа, создание ситуации занимательности, самостоятельная работа в группах, игра.

 

 

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

 

Оборудование: таблицы «Функциональные зоны и доли коры головного мозга», «Чувствительная и двигательная зоны коры больших полушарий», мяч.

 

 

№ п/п Структура занятия Деятельность учителя (педагогическое воздействие) Деятельность учащихся (ожидаемый результат)
1.     2.     3.     4.   5.     6.     7.     Организационный момент: А)приветствие; Б) учет посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих)   Актуализация опорных знаний предыдущего урока: А) какую тему мы изучаем? Б) устный опрос - Подкорковые ядра - Белое вещество полушарий большого мозга В) Ответы на вопросы в конце §35     Мотивация на изучение нового материала. В коре полушарий большого мозга происходит анализ всех раздражений, которые поступают из окружающей внешней и внутренней среды. - Как регулируется выполнение определенных функций?   Изучение нового материала: План урока: 1. Учение И.П. Павлова о коре, как о системе корковых концов анализаторов.   2. Ядра некоторых анализаторов, их локализация и функции.   3. Методы исследования высших функций. Долгое время задача локализации высших функций мозга решалась через наблюдения над больными людьми. В последнее время широко используется новый метод исследования-томография. С помощью него были изучены разные зоны коры и их роль в выполнении тех или иных функций.   4. Функции полушарий головного мозга. В 1981 г. американский биолог Р. Сперри получает Нобелевскую премию за изучение работы полушарий большого мозга. Два полушария имеют свою специализацию по функциям, однако работают совместно, обмениваясь информацией.   Закрепление изученного. Игра с мячом. «Продолжи предложение» «На этом уроке я узнал…»   Подведение итогов (рефлексия).     Домашнее задание. § 36 изучить, повторить записи в тетради, повторить §34-35. Отмечаются отсутствующие. Проверяются функциональные обязанности дежурных.     Активизирует деятельность учащихся, создает условия для развития монологической речи. Убирает формализм в знаниях.   Создает проблемную ситуацию. Активизирует мыслительную деятельность учащихся. Подводит учащихся к определению темы урока и его целей.   Знакомит с планом урока, рассказывает о работах И.П. Павлова о корковых анализаторах. Составляет на доске схему коркового анализатора.     Организует групповую работу по изучению некоторых анализаторов. Помогает суммировать полученные знания и подвести итоги проделанной работы. Осуществляет помощь в оформлении таблицы, организует отчет групп.     Знакомит с методом томографии. Показывает френологическую карту Галля. Карту цитоархитектонических полей мозга человека. Активизирует познавательную деятельность по овладению новым материалом.     Знакомит с функциями левого и правого полушария. Подводит к пониманию индивидуальности каждого. Говорит о значении данных работ для лечения различных заболеваний головного мозга у человека.     Дает возможность еще раз повторить материал урока, высказать свое отношение к изучаемому материалу.     Формируется четкая обратная связь на уровне личности ученика.   Записывает задание на доске. Напоминает о семинаре. Оказывает индивидуальные консультации. Настраиваются на урок. Реализуют функциональные обязанности дежурных.     Отвечают. Совершенствуют навыки монологической речи. Дополняют ответы товарищей. Систематизируют знания. Переводят знания в убеждения. Оценивают свои знания и знания одноклассников.     Обсуждают, высказывают свое мнение, аргументируют свои ответы. Формулируют задачи, стоящие перед ними, тему урока. Мотивируются, получая эмоциональный и деловой настрой на работу. Записывают тему урока в тетрадях.   Сверяют план со своими ожиданиями. Слушают, осознают информацию, перечерчивают схему в тетрадь.   Делятся на группы, читают текст учебника, обсуждают ответы на вопросы в группах. Заполняют таблицу на доске. Формируют ответы, расширяя уровень своих знаний. Отрабатывают умения коллективной работы. Слушают выступления всех групп, уточняют информацию. Слушают, расширяют свой кругозор. Развивают познавательный интерес. Формируют эмоционально-личностное отношение к предмету и теме занятия.     Осмысливают полученную информацию. Корректируют свои знания и соотносят их формулируют выводы урока.   Формируют личностное отношение к учебно-познавательной информации, заканчивают предложение, перекидывая мяч друг другу.     Осознают и дают понять учителю и одноклассникам как материал вписался в их систему знаний.   Записывают задания в дневники, уточняют его с помощью вопросов. Получают консультации по заданиям к семинару.